Slobodanka M. Vladiv-Glover. Dostoevsky and the Realists. Dickens, Flaubert, Tolstoy. New York: Peter Lang, 2019. 215 p.

 
PIIS241377150008617-1-1
DOI10.31857/S241377150008617-1
Publication type Review
Source material for review Slobodanka M. Vladiv-Glover. Dostoevsky and the Realists. Dickens, Flaubert, Tolstoy. New York: Peter Lang, 2019. 215 p.
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Institute of Russian Literature, RAS
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameIzvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka
EditionVolume 79 Issue 1
Pages102-107
Abstract

   

Keywords
Received30.03.2020
Publication date31.03.2020
Number of characters22950
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Давно уже в нашем литературоведении не появлялось новых исследований, связанных с появлением и развитием европейского и русского “реализма”. Основная причина, вероятно, в серьезном устаревании этого понятия, в том, что соответствующая литературоведческая концепция была серьезно скомпрометирована “теорией отражения”, мучившей отечественную и мировую филологию десятки лет и породившую устойчивое скептическое отношение к этому словосочетанию. Однако выясняется, что политически не ангажированный, в научном отношении корректный и объективный подход к этой теме может дать замечательные результаты, о чем и свидетельствует книга австралийского профессора литературы Слободанки Владив-Гловер. Установив вопрос о сущности “реализма” на фундаментальные философские основания, прибавив к этому инструментарий современных мыслителей, она добилась интереснейшего результата, выяснив, что русский и европейский реализм “одной крови”, более того – они основаны на развитии и литературно-эстетической интерпретации общей феноменологии как широкой парадигмы, захватившей с конца XVIII века в роли главенствующего направления европейское культурное пространство. Привлекая в качестве иллюстрации широкий круг литературных текстов и помогая себе ссылками на произведения живописцев, С. Владив-Гловер создала оригинальное исследование, по-новому раскрывающее, казалось бы, давно изученное явление “реализма” – литературного направления и характерной эстетической доктрины.
2 Небольшое, но емкое по содержанию исследование состоит из девяти глав, освещающих различные аспекты общей темы: об общих принципах и условиях генезиса реализма (1), о специфике эстетических взглядов Достоевского (2), о “почвенничестве” писателя (3), о взаимосвязи между факторами “полифонии” и феноменологии в его творчестве (4), о психофизиологии личности человека, страдающего от агрессии общественной морали (на примере “Двойника”) (5), о свойствах диккенсовского реализма и диккенсовских мотивах у Достоевского (6), о чертах сходства в творчестве русского писателя с особенностями повествовательного стиля Флобера (7), о толстовском художнике Михайлове (“Анна Каренина”) как провозвестнике нового стиля в искусстве (8), о теме “случайного семейства” в творчестве Достоевского (9). В предисловии автор указывает, что вынашивала идеи, легшие в основание ее труда, на протяжении многих лет, активно апробируя свои исследования на научных конференциях, и в это легко поверить, учитывая значительность и глубину проработанных ею выводов.
3 С. Владив-Гловер рассматривает указанную группу известных европейских писателей (Ш. Бодлер, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л.Н. Толстой) как “повествователей современности”, выполняющих эту функцию в новом нарративном регистре, который оказался весьма удачным опытом и который также активно использовал Достоевский, сохраняя при этом национальную самобытность. Отмечая “изоморфизм европейского реализма” и его “универсальность” в роли “европейской культурной парадигмы” середины XIX века, автор указывает на его корни в особенностях культуры данного периода и конструктивных свойствах эпистем.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 561

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up