On a History of the 20th Century Russian Literature. The Interwar Period

 
PIIS241377150003915-9-1
DOI10.31857/S241377150003915-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: professor
Affiliation: University of Naples “L'Orientaleˮ
Address: Italy
Journal nameIzvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka
EditionVolume 78 Issue 1
Pages5-19
Abstract

This paper attempts to define a general conceptual framework for the description of the principles of development of Russian literature of the inter-war period, focusing particularly on the dialectics between “identity“ and “otherness“ in cultural evolution, that is, between elements of continuity and intimations of the emergence of new, often sudden and traumatic, configurations. The point where this “double segmentation“ intersects is where each literary phenomenon is configured as a ring connecting various lines of development, each of which, in its turn, stands in a complex correlation with the world of historical relationships, that is, with the series of socio-economic factors.

The above-mentioned dialectics of development is characterized by the following discontinuities: the shift from the late-Imperial cultural paradigm to the proto-Soviet one; the ongoing fragmentation of Russian literature in three subsystems or “half-literatures“ (official, underground, and that of emigrés), none of which seems to possess the functional traits which are usually ascribed to a “normal“ literary system. The definition of a possible general paradigm which can subsume the three “half-literatures“ is also the only way to define the ways in which a departure from that paradigm has been achieved, that is, the birth of a new conceptual framework (with its difficulties and tensions) within which literature has developed after the Second World War. 

KeywordsInterwar period, Russian émigrés, Russian literature, Russian poetry, Russian prose, Stalinism, Akhmatova, Bulgakov, Nabokov, Pasternak, Platonov, Sholokhov, Tsvetaeva
Received01.02.2019
Publication date15.03.2019
Number of characters53820
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Ровно столетие начала Октябрьской революции и четверть века конца эксперимента цивилизаций, началом которого эта революция послужила: двойная “круглая датаˮ обязывает к размышлению о том, чем оказались советская и “подсоветскаяˮ литературные культуры, и к оценке их наследия. Какими бы ни были символические отблески этого прошлого, “прочитанная книга коммунизма лежит сегодня открытой. Теперь, когда в ней не надо жить, её стало можно читатьˮ [1, с. 639]: если десятилетиями спорили о советском опыте ради вручения дипломов или позорного шельмования, теперь же мы можем подойти к нему как к предмету познавательного анализа, при всей его сложности и противоречивости, Затем что между шалых самый шалый, / Кто утверждать берётся наобум. / Иль отрицать с оглядкой слишком малой.
2 Настоящая статья является переработанным и расширенным переводом Введения ко второму тому моей Общей истории русской литературы [2, c. 1129]: и мотивировка, и смысловой инструментарий те же, что и в предыдущей одноименной работе об истории литературы имперского периода [3]. Литература вносит крупнейший вклад в возникновение национальной идентичности и оформление её исторической памяти: адекватно познавать эту литературу возможно, лишь покинув план отдельных биобиблиографических статьей ради осмысления и описания процессов, в которых деятели культуры, произведения, эстетические течения чередуются и переливаются друг в друга как бесконечные звенья цепи, или вернее, сочетания концентрических кругов. В постепенном пересечении и скрещивании таких кругов (по мере их удаления от “сегодняшнего дняˮ своего возникновения) и складываются понятия литературной эпохи, литературной эволюции (см. [4, с. 155 и далее]).
3

Непрерывность.

4 “Как в литературе, так и в жизни после октября 1917 года начинается совсем другая историяˮ, – таково было заключение моей первой статьи [3, c. 207]. Я заблуждался – или вернее, влекомый самой логикой разрабатываемого материала, я рассматривал литературную эпоху модернизма начала ХХ в. с одного единственного из возможных углов зрения, а именно с установкой на прежде: в широкой перспективе литературного цикла периода Империи модернизм начала века представлялся мне лишь конечным, итоговым этапом двухвековой эволюции, и в то же время (в более узком временном разрезе) отражением кризисного состояния Российской Империи как общественно-политического организма и русской интеллигенции как выразителя национального самосознания. Но как часто бывает, всё дело в перемене параллакса: теперь, рассматривая ту же эпоху с противоположного угла – с установкой на позже, – она оказывается инкубатором литературных явлений, которые созреют лишь в советское время. Например 1913-й, последний “нормальныйˮ год имперского историко-культурного цикла. Это пора окончательного самоопределения тех направлений в поэзии, которые – находясь под общем знаменателем модернизма – резко противопоставляют себя предшествующему символизму и которые составят костяк поэзии (и не только) последующих десятилетий: aкмеизм Цеха поэтов, в поиске равновесия пусть и живого, по определению Мандельштама, т.е. подвижного, вечно подвергаемого переучету, между элементами, составляющими реальность, в т.ч. между индивидуумом и множеством исторических и культурных контекстов, с которыми он вынужден взаимодействовать (см. [5]); авангард кубофутуристов, наоборот, устремлённый к преодолению дискретности тех же элементов. В акмеистических поисках живого равновесия между собой и разными плоскостями бытия те, кто почувствуют себя не вполне (или совсем не) в ладу с новыми порядками, найдут ключ для сохранения автономии самовыражения. Что же касается поэтических течений, в разной степени вытекающих из авангарда, с началом революции они преодолеют стадию самодовлеющего эпатажа: 1917 год высвободит Маяковского с товарищами из тесного круга авангардных кафе и спроецирует их на куда более апокалиптические сценарии.

views: 824

Readers community rating: votes 0

1. Dobrenko, E. Between History and the Past: Stalin as a Writer and the Literary Sources of Soviet Historical Discourse. Socialist Realism Canon. St. Petersburg, 2000. (In Russ.)

2. Carpi G., Storia della letteratura russa. II. Dalla rivoluzione d’Ottobre a oggi, Roma, 2016.

3. Carpi G. On History of Russian Literature. Literature Studies. 2010, N. 5. (In Russ.)

4. Ginzburg, L.Ya. Passing Characters: Prose of the War Years: Notes of a Blockade. Moscow, 2011. (In Russ.)

5. Lekmanov,l O.A. Acmeism in the Mirror of Criticism. Acmeism in Literary Criticism. St. Petersburg, 2014. (In Russ.)

6. Vinogradov, V.V. On Language in Literary Prose. Moscow, 1980. (In Russ.)

7. Shklovsky, V.B. A Man with a Calm Voice. Memories of Babel. Moscow, 1989. (In Russ.)

8. Mandelshtam, N.Ya. The Second Book. Paris (The 3rd Ed.), 1983. (In Russ.)

9. Obatnin, G. The “80s Generation” and the “Lost Generation of the year 1914”. At the Turn of two Centuries. Essays in Honour of 60th Birthday of Aleksandr Vasilevich Lavrov. Moscow, 2009. (In Russ.)

10. Ivanova, E.V. Aleksandr Blok: The Last Years of Life. St. Petersburg, Moscow, 2012. (In Russ.)

11. Borovich, B.O. Ways to Study the Reader. The Reader and the Book: Methods of Studying Them. Kharkov, 1925. (In Russ.)

12. Rubakin, N.A. The Librarian's Work from a Biblio-Psychological Point of View. The Reader and the Book: Methods of Studying Them. Kharkov, 1925. (In Russ.)

13. Ejchenbaum, B. Waiting for Literature. The Russian Contemporary. 1924, N. 1. (In Russ.)

14. Gudkova, V. The Birth of Soviet Plots: Typology of the National Drama. Moscow, 2008. (In Russ.)

15. Chudakova, M.O. Selected Works. Vol. 1: Literature of the Soviet Past. Moscow, 2002. (In Russ.)

16. Dobrenko, E. Russian Literature Between Reader and Writer. Rebechini D., Vassena R., Reading in Russia: Practices of Reading and Literary Communication, 1760-1930. Milano, 2014.

17. Shcheglov, Yu.K. Selected Works. Moscow 2014. (In Russ.)

18. Levin, Yu.I. Selected Works: Poetics: Semiotics. Moscow, 1998. (In Russ.)

19. Tynyanov, Yu.N. Poetics: History of Literature: Cinema. Moscow, 1977. (In Russ.)

20. Mayakovsky, V.V. Complete Works. Vol. 12: Articles, Notes, Speechs. November 1917–1930. Moscow, 1959. (In Russ.)

21. Trotsky, L.D. Literature and Revolution. Moscow, 1923. (In Russ.)

22. Shcheglov, Yu.K. Prose. Poetry. Poetics: Selected Works. Moscow, 2012. (In Russ.)

23. Shapir, M.I. Universum Versus: Language – Verse – Meaning in Russian Poetry of the Eighteenth, Nineteenth and Twentieth Centuries, Vol. 2. Moscow, 2015. (In Russ.)

24. Shklovskyj, V.B. The Hamburg Score: Articles – Memories – Essays (1914 – 1933). Moscow, 1990. (In Russ.)

25. Gasparov, B. Boris Pasternak: Beyond Poetics (Philosophy, Music, Everyday Life). Moscow, 2013. (In Russ.)

26. Ejkhenbaum, B. On Tragedy and Tragical. Through Literature. Leningrad, 1924. (In Russ.)

27. Carpi, G. A History of Russian Marxism. Moscow, 2016. (In Russ.)

28. Yakovlev, A.N. and others (Ed. by). The Regime and Literary Intelligentsiya: Documents of TsK RKP(b) – VKP(b) – VchK – OGPU – NKVD about Cultural Policy: 1917-1953. Moscow, 1999. (In Russ.)

29. Shvarts, EFrom the Diaries. Moscow, 1990. (In Russ.)

30. Galushkin, A.Yu. The Campaign against Pilnyak and Zamyatin: Preliminary Results of the Investigation. New Items about Zamyatin: Collection of Documents. Moscow, 1997. (In Russ.)

31. Gudkova, V. Yury Olesha and Vsevolod Meyerkhold at Work on the Play “A List of Benefits”. Moscow, 2002. (In Russ.)

32. Flejshman, L. From Pushkin to Pasternak: Selected Works in Poetics and in History of Russian Literature. Moscow, 2006. (In Russ.)

33. Volkov, V. The concept of Kul’turnost’. Notes on the Stalinist civilizing process // Fitzpatrick Sh. (ed.), Stalinism. New Directions, London\New York, 2000.

34. Hessler, V. Cultured trade. The Stalinist turn toward consumerism // Fitzpatrick Sh. (ed.), Stalinism. New Directions, London\New York, 2000.

35. Maksimenkov, L.V. Muddle Instead of Music: Stalin's Cultural Revolution 1936-1938. Moscow, 1997. (In Russ.)

36. Nadtochy, E. Friend, Comrade and Bart. Daugava. 1989, N. 8. (In Russ.)

37. Dobrenko E., Tikhanov G. A History of Russian Literary Theory and Criticism: The Soviet Age and Beyond. Moscow, 2011. (In Russ.)

38. Paperny, V. Culture Two. Moscow, 1996. (In Russ.)

39. Vajskopf, M.Ya. Stalin as a Writer. Moscow, 2001. (In Russ.)

40. Babaeva, L.M. and others (Ed. by). Between the Hammer and the Anvil: USSR Union of the Soviet Writers: Documents and Commentaries. Vol. 1. 1925 – June 1941. Moscow, 2011. (In Russ.)

41. Boldt, F., Segal, D., Flejshman, L. Problems in Studiyng Russian Emigre Literature in the first Third of the 20th Century: Theses. Slavica hierosolymitana. 1978, Vol. III.

42. Carpi, G. Foreword to Dostoevsky as an Economist: Essays on Sociology of Literature. Moscow, 2011. (In Russ.)

43. Shevelenko, I. Tsvetaeva's Literary Path: Ideology – Poetics – Identity. Moscow, 2002. (In Russ.)

44. Lejderman, N.L. Lipovetsky, M.N. 20th Century Russian Literature: 1950 – 1990 Years (The 5th Ed.). Moscow, 2010. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up