Зло в “Виеˮ: структура мира и структура текста

 
Код статьиS241377150002549-6-1
DOI10.31857/S241377150002549-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина
Адрес: Украина, Харьков
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 77 Номер 5
Страницы37-51
Аннотация

В статье показано, что художественному миру “Вия” свойственна тотальная структурная деформация характерных для “нормального” мира отношений между элементами: соединение несоединимого, разделение неразделимого. Реализация последнего свойства в сюжете включает в себя, в частности, отторжение души от тела. Снятие границ между противоположностями затрагивает соотношение между жизнью и смертью, а также агрессором и жертвой, которые гибнут только вместе. Прослеживается аналогия пушкинского скульптурного мифа в “Вие”, где происходит как омертвление живого, так и активизация мертвенного. Попутно сделан ряд новых наблюдений по поводу мотивов слова и взгляда в “Вие”.

Ключевые словаструктурная деформация, скульптурный миф, метонимия, слово и взгляд
Получено10.12.2018
Дата публикации12.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1295

Оценка читателей: голосов 0

1. Заславский О.Б. Проблема слова в повести Н.В. Гоголя “Вий” // Wiener Slawistischer Almanach. 1997. Band 39. С. 5–22.

2. Заславский О.Б. Тема зрения в “Вие” // Toronto Slavic Quarterly. 2014. № 48. С. 268–289.

3. Гоголь Н.В. Вий // Гоголь Н.В. Полн. собр. сочинений: [В 14 т.]. Т. 2. Миргород / Ред. Н.Л. Мещеряков. [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937. С. 75–218.

4. Вайскопф М. Сюжет Гоголя. М.: РГГУ, 2002. 686 с.

5. Фомичев С.А. Повесть Гоголя “Вий” (Заметки комментатора) // Новые безделки. Сборник статей к 60-летию В.Э. Вацуро. М.: НЛО, 1995. С. 441–446.

6. Манн Ю.В. Творчество Гоголя. Смысл и форма. СПб.: Изд-во СПбГу, 2007. 472 с.

7. Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения (“Миргород” Н.В. Гоголя). М.: РГГУ, 1995. 100 с.

8. Гоголь Н.В. Страшная месть // Гоголь Н.В. Полн. собр. сочинений: [В 14 т.]. Т. 1. Ганц Кюхельгартен. Вечера на хуторе близ Диканьки / Ред. М.К. Клеман. [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1940. С. 244–282.

9. Соливетти К. Автор и его зеркала. СПб.: Алетейя, 2005. 245 с.

10. Виролайнен М.Н. Гоголь и Лермонтов (Проблема стилистического соотношения) // Лермонтовский сборник. Л.: Наука, 1985. С. 104–130.

11. Заславский Б.Г., Заславский О.Б. Параллели повести Н.В. Гоголя “Вий”. 1979 (неопубликованная работа).

12. Лотман М.Ю. О соотношении звуковых и смысловых жестов в поэтическом тексте // Труды по знаковым системам. Т. 11. Тарту, 1979. С. 98–119.

13. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. 464 с.

14. Карасев Л.В. Гоголь в тексте. М.: Знак, 2012. 224 с.

15. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра. 1992. С. 413–447.

16. Манн Ю.В. Гоголь. Книга первая. Начало. 1809–1835. М.: РГГУ, 2012. 504 с.

17. Синцова С.В. Символика повести Н.В. Гоголя “Вий”: гендерные оттенки значений // Дом Бурганова. Пространство культуры. Музей классического и современного искусства “Бурганов-Центр”. 2010. № 2. С. 159–170.

18. Топоров В. Имена // Мифы народов мира: В 2 т. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 508–509.

19. Левкиевская Е.А. К вопросу об одной мистификации или гоголевский “Вий” при свете украинской мифологии // Миф в культуре: человек – не-человек. М.: Индрик, 2000. С. 87–96.

20. Неклюдов С.Ю. Слепота демона и ее литературные перспективы // Сила взгляда: Глаза в мифологии и иконографии. Сб. науч. статей / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: РГГУ, 2014. С. 125–147.

21. Ясинская М.В. Представления о глазах и зрении в языке и традиционной культуре славян. Дис. … канд. филол. наук. М., 2015.

22. Иванов Вяч.Вс. Категория “видимого” и “невидимого” в тексте: Еще раз о восточнославянских фольклорных параллелях к гоголевскому “Вию” // Иванов Вяч.Вс. Избр. труды по семиотике и истории культуры. Т. 2. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 78–104.

23. Карасев Л.В. Флейта Гамлета. Очерк онтологической поэтики. М.: Знак, 2009. 209 с.

24. Манн Ю.В. В поисках живой души. “Мертвые души”: писатель – критика – читатель. 2-е изд., испр. и доп. М.: Книга, 1987. 351 с.

25. Манн Ю.В. Гоголь. Книга третья. Завершение пути. 1845–1852. М.: РГГУ, 2013. 497 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх