Сергей Дурылин о Шекспире в русском театре: к вопросу о модальностях театрально-критического письма в СССР в 1930–1950-е годы

 
Код статьиS160578800028327-5-1
DOI10.31857/S160578800028327-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Пензенский государственный технологический университет
Адрес: Пенза, Российская Федерация
Должность: доцент
Аффилиация: Кубанский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Краснодар
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 82 Номер 5
Страницы58-67
Аннотация

В статье рассматривается деятельность Сергея Дурылина в 1930–1950-е годы как театрального критика и театроведа (в частности, пишущего о Шекспире в отечественном театре), трактуемая как маргинальная ипостась творчества этого разностороннего автора. Методологической основой для исследования его публикаций и неопубликованных, архивных документов является метод контекстно-герменевтического подхода, примененный Е.А. Коршуновой к творчеству Дурылина-писателя. Одной из важных областей его работы после двух ссылок стало театроведение и театральная критика. Исторические исследования Дурылина о Шекспире на русской сцене так и не были опубликованы (за исключением актерских биографий, где затрагивались шекспировские роли), однако его газетные тексты публиковались довольно активно. В радикальной раннесоветской риторике он разрабатывает важнейшие положения актуальной для его времени трактовки Шекспира: противопоставление “активного” советского и упаднического, “пассивного” дореволюционного истолкований шекспировских пьес; демократизм “лучших” образцов дореволюционного Шекспира и советских трактовок ролей; верное понимание Шекспира исключительно в советском театре. Выработанная Дурылиным риторическая маска театроведа вульгарно-социологического толка стала его личным способом проведения в печать важных для него идей и тематики: освещения истории Шекспира на русской и советской сцене.

Ключевые словаСергей Дурылин, театроведение, русский Шекспир, шекспиризм, советская пресса, 1930-е годы
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках реализации работ по гранту Российского научного фонда № 22-18-00027 “Шекспир и русская литература начала XX века (традиции, реминисценции, переводы, литературно-критическая рецепция).
Получено22.01.2024
Дата публикации29.01.2024
Кол-во символов23719
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 58

Оценка читателей: голосов 0

1. Коршунова Е.А. Вариации русского модернизма: С.Н. Дурылин. М.–Берлин: DirectMedia, 2021. 388 c.

2. Дурылин С.Н. Айра Олдридж. М.; Л.: Искусство, 1940. 192 с.

3. Дурылин С.Н. М.Н. Радин: Монография. М.; Л.: Искусство, 1941. 200 с.

4. Дурылин С.Н. Василий Иванович Качалов. М.; Л.: Искусство, 1944. 60 с.

5. Дурылин С.Н. Николай Капитонович Яковлев. М.; Л.: Искусство, 1949. 100 с.

6. Дурылин С.Н. Пров Михайлович Садовский. Жизнь и творчество. 1874–1947. М.: Искусство, 1950. 340 с.

7. Дурылин С.Н. М.Н. Ермолова (1853-1928). М.; Л.: Искусство, 1943. 34 с.

8. Дурылин С.Н. Мария Николаевна Ермолова. 1852–1928. Очерк жизни и творчества. М.: АН СССР, 1953. 652 с.

9. Дурылин С.Н. “Гамлет” на русской сцене / Вступ. статья, подг. текста и прим. Д.Н. Жаткина, А.А. Рябовой и В.В. Сердечной // Художественный перевод и сравнительное литературоведение. XVII: сборник научных трудов / отв. ред. Д.Н. Жаткин. М.: Флинта, 2022. С. 324–432.

10. Дурылин С.Н. “Отелло” Шекспира в Малом театре / Вступ. статья, подг. текста и прим. Д.Н. Жаткина, А.А. Рябовой и В.В. Сердечной // Художественный перевод и сравнительное литературоведение. XVII: сборник научных трудов / отв. ред. Д.Н. Жаткин. М.: Флинта, 2022. С. 433–490.

11. Дурылин С.Н. Рихард Вагнер и Россия // Сергей Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Кн. II. Тексты. Библиография. М.: Регнум, 2011. С. 9–63.

12. Книжник . Новелла из жизни Шекспира // Театральная декада. 1936. № 1. С. 14.

13. Книжник . Остужев – Отелло // Декада московских зрелищ. 1939. № 3. С. 15.

14. Книжник . О “Гамлете” Шекспира в постановке Радлова // Театральная неделя. 1941. № 19. С. 25.

15. Николаев Д. . А. А. Остужев // Театральная декада. 1935. № 34. С. 4–5.

16. Бунина С.Н. Поэты маргинального сознания в русской литературе начала ХХ века. М.: Изд-во РУДН, 2005. 439 c.

17. Мотеюнайте И.В. С.Н. Дурылин о “Шерамуре” Н.С. Лескова // Литературный факт. 2018. № 10. С. 307–320.

18. Непомнящих Н.А. Фигура Лескова в рефлексии Дурылина: “писатель-воспоминатель” // Сюжетология и сюжетография. 2020. № 1. С. 104–116.

19. Егоров О.Г. Творчество А.Н. Островского в оценке С.Н. Дурылина // Щелыковские чтения – 2013: Актуальные вопросы изучения жизни и творчества А.Н. Островского. Кострома, 2014. С. 63–78.

20. Коршунова Е.А. С.Н. Дурылин о М. Горьком // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2018. № 5. С. 86–96.

21. Панов С.И. Неизданная статья С.Н. Дурылина о стихотворении П.А. Вяземского “Орфографическое замечание” // Литературный факт. 2018. № 10. С. 321–354.

22. Мотеюнайте И.В. С.Н. Дурылин о Валерии Брюсове // Литературный факт. 2020. № 4 (8). С. 341–354.

23. Жулькова К.А. “Со своим ключом”: Сергей Николаевич Дурылин // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение: Реферативный журнал. 2016. №4. С. 34–49.

24. Телегина С.М. С.Н. Дурылин – исследователь творчества М.Ю. Лермонтова // Христианское чтение. 2014. № 5. С. 170–199.

25. Дурылин С.Н. В своем углу: Из старых тетрадей. М.: Московский рабочий, 1991. 336 с.

26. Дурылин С.Н. Гоголь и Родина // Гоголь Н.В. Избранное. М.: ГИХЛ, 1943. C. 3–14.

27. Дурылин С.Н. В своем углу / Сост. и прим. В. Н. Топоровой. М.: Молодая гвардия, 2006. 879 с.

28. Дурылин С.Н. Гоголь-актер // Театр и драматургия. 1934. № 5. С. 52–59.

29. Дурылин С.Н. Гоголь и театр // Восточно-сибирская правда. 1952. № 52. С. 3.

30. Дурылин С.Н. Горький на сцене // Горький и театр. М.–Л., 1938. С. 229–301.

31. Дурылин С.Н. Театр Салтыкова-Щедрина // Искусство и жизнь. 1939. № 5. С. 24–27.

32. Дурылин С.Н. Лев Толстой и Художественный театр // Горьковец. 1940. 5 декабря. С. 3.

33. Дурылин С.Н. Лев Толстой и актёры // Советское искусство. 1940. № 59 (17 ноября). С. 2.

34. Дурылин С.Н. Лермонтов и романтический театр // Лермонтов М. Ю. Маскарад: Сб. ст. М.–Л.: Изд. ВТО, 1941. С. 15–42.

35. Дурылин С.Н. 80 лет на сцене // А.Н. Островский. “На всякого мудреца довольно простоты” на сцене Малого театра. М.–Л.: Искусство, 1948. С. 5–35.

36. Дурылин С.Н. Пушкин на сцене. М.: АН СССР, 1951. 288 с.

37. Маркс и Энгельс о литературе. Новые материалы / ред. Ф. Шиллер, Г. Лукач. М.: Журнально-газетное объединение, 1933. 214 с.

38. Юшин П.Ф. Русская советская литературная критика (1917–1934). Хрестоматия. М.: Просвещение, 1981. 447 с.

39. Юдин П., Фадеев А. Социалистический реализм – основной метод советской литературы // Правда. 1934. № 125 (8 мая). С. 2.

40. Дурылин С.Н. О Гамлете, принце Датском и о прочем // Советское искусство. 1935. № 23 (17 мая). С. 3.

41. Дурылин С.Н. Шекспир в Малом театре: к постановке “Отелло” // Театральная декада. 1935. № 10. C. 8–9.

42. Лагутина И. “За подлинного Шекспира”: два советских юбилея // Вопросы литературы. 2017. № 3. С. 316–379.

43. Святополк-Мирский Д. Шекспир в Англии и у нас // Вопросы литературы. 2017. № 3. С. 287–286.

44. Дурылин С.Н. “Отелло” и Малый театр // Малый театр. 1935. № 5 (31 дек.). С. 3.

45. Дурылин С.Н. Советский актер и особенности его творчества // Научно-творческая работа ВТО. М.: Тип. Министерства тяжелого машиностроения, 1948. Вып. 1. С. 3–4.

46. Дурылин С.Н. Ермолова в ролях Екатерины, Волумнии и королевы Маргариты // Мастера театра в образах Шекспира / под ред. М. М. Морозова. М.; Л., 1939. С. 124–131.

47. Панов С.И. Сергей Дурылин и “Литературное наследство” // Литературный факт. 2020. № 4 (18). С. 365–383.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх