Произвольная регуляция и психологическое благополучие детей

 
Код статьиS020595920005450-1-1
DOI10.31857/S020595920005450-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: НИИ физиологии и фундаментальной медицины, Новосибирский государственный университет
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: НИИ физиологии и фундаментальной медицины
Адрес: Российская Федерация, Новосибирск
Аффилиация: НИИ физиологии и фундаментальной медицины
Адрес: Российская Федерация, Новосибирск
Аффилиация: ФГБУ “НИИ физиологии и фундаментальной медицины”
Адрес: Российская Федерация, Новосибирск
Аффилиация: ФГБУ “НИИ физиологии и фундаментальной медицины”
Адрес: Российская Федерация, Новосибирск
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 5
Страницы62-73
Аннотация

В статье представлены результаты исследования вклада произвольной регуляции в благополучие детей от раннего детского до школьного возраста (N = 302). Произвольная регуляция изучена с помощью соответствующих возрасту тестовых батарей, разработанных Г. Кочанска с коллегами, и родительских опросников, разработанных М. Ротбарт с коллегами. Для оценки благополучия использовали родительский опросник “Сильные стороны и трудности”; у детей школьного возраста использовали также Шкалу удовлетворенности жизнью и данные об академической успеваемости. Результаты исследования показали, что наибольший вклад в психологическое благополучие детей вносила произвольная регуляция (по данным родителей), являвшаяся предиктором просоциального поведения, экстернальных и интернальных проблем и их влияния на жизнь ребенка; произвольная регуляция по экспериментальным данным выступила фактором защиты в отношении экстернальных проблем. Среди компонентов произвольной регуляции, психологическому благополучию детей способствовали тормозный контроль и устойчивость внимания (по данным родителей), а также выдержка по экспериментальным данным. В младшем школьном возрасте достоверным предиктором просоциального поведения и низкого уровня проблем со сверстниками была регуляция активности по данным родителей; экспериментальная оценка способности к подавлению и инициации активности по заданию была связана с удовлетворенностью жизнью. Полученные результаты свидетельствуют о значении произвольной регуляции для благополучия российских детей.

Ключевые словаПроизвольная регуляция, благополучие, дети, тестовые поведенческие батареи, родительские опросники
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 16-18-00003).
Получено08.06.2019
Дата публикации04.09.2019
Кол-во символов27443
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1806

Оценка читателей: голосов 0

1. Виленская Г.А., Лебедева Е.И. Развитие понимания ментального мира и контроля поведения в дошкольном возрасте // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. №. 38. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.04.2019).

2. Савина Е.А., Логвинова А.Э. Исследование компонентов произвольной регуляции у детей первого класса // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. №. 2. С. 33–42.

3. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. №. 1. С. 91–103.

4. Ben-Arieh A., Frones I. Indicators of Children’s Well-being: What should be Measured and Why? // Social Indicators Research. 2007. V. 84. P. 249–250.

5. De Lisi M., Vaughn M.G. Foundation for a temperament-based theory of antisocial behavior and criminal justice system involvement // Journ. Crim, Justice. 2014. V. 42. P. 10–25.

6. De Ridder D.T.D., Lensvelt-Mulders G., Finkenauer C., Stok F.M., Baumeister R.F. Taking stock of self-control: A meta-analysis of how self-control affects a wide range of behaviors // Personality and Social Psychology Review. 2012. V. 16. P. 76–99.

7. Duckworth A.L., Kern M.L. A meta-analysis of the convergent validity of self-control measures // Journal of Research in Personality. 2011. V. 45(3). P. 259–268.

8. Duncan G.J., C. J. Dowsett, A. Claessens, K. Magnuson, A.C. Huston, P. Klebanov et al. School readiness and later achievement // Developmental psychology. 2007. V. 43. P. 1428-1446.

9. Eisenberg N. Temperamental effortful control (self-regulation). Encyclopedia on Early Childhood Development. 2012. V. 1. P. 1–5.

10. Eisenberg N., Spinrad T.L., Eggum N.D., Silva K.M., Reiser M., Hofer C., et al. Relations among maternal socialization, effortful control, and maladjustment in early childhood // Development and psychopathology. 2010. V. 22. P. 507–525.

11. Fauth B., Thompson M. Young children’s well-being. Domains and contexts of development from birth to age 8. – NCB Research Centre - National Children’s Bureau, 2009. – 107 р.

12. Gartstein M.A., Rothbart M.K. Studying infant temperament via a revision of the infant behavior questionnaire // Infant Beh. and Dev. 2003. V. 26. P. 64–86.

13. Goodman R. Psychometric properties of the strengths and difficulties questionnaire // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2001. V. 40(11). P. 1337–1345.

14. Goodman R., Slobodskaya H., Knyazev G. Russian child mental health A cross-sectional study of prevalence and risk factors // European child and adolescent psychiatry. 2005. V. 14(1). P. 28–33.

15. Honomichl R.D., Donnellan M.B. Dimensions of temperament in preschoolers predict risk taking and externalizing behaviors in adolescents // Social Psychological and Personality Science. 2012. V. 3. P. 14–22.

16. Huebner E.S. Initial development of the student's life satisfaction scale //School Psychology International. 1991. V. 12. P. 231–240.

17. Kim S., Nordling J.K., Yoon J.E., Boldt L.J., Kochanska G. Effortful control in “hot” and “cool” tasks differentially predicts children’s behavior problems and academic performance // Journal of abnormal child psychology. 2013. V. 41. №. 1. P. 43–56.

18. Kochanska G., Murray K., Coy K.C. Inhibitory Control as a Contributor to Conscience in Childhood: From Toddler to Early School Age // Child Dev. 1997. V. 68. P. 263–277.

19. Kochanska G., Murray K.T., Harlan, E.T. Effortful control in early childhood: continuity and change, antecedents, and implications for social development // Dev. Рsychol. 2000. V. 36. P. 220–232.

20. Lengua LJ. The contribution of emotionality and self‐regulation to the understanding of children’s response to multiple risk // Child development. 2002. V. 73. P. 144–161.

21. Leto I.V., Petrenko E.N., Slobodskaya H.R. Life Satisfaction in Russian Primary Schoolchildren: Links with Personality and Family Environment // Journal of Happiness Studies. 2018. P. 1–20.

22. Macdonald J.A., Beauchamp M.H., Crigan J.A., Anderson P.J. Age-related differences in inhibitory control in the early school years // Child Neuropsychology. 2014. V. 20. P. 509–526.

23. Moffitt T.E., Arseneault L., Belsky D., Dickson N., Hancox R.J., Harrington H., Caspi A. A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2011. V. 108. P. 2693–2698.

24. Murray K.T., Kochanska G. Effortful control: Factor structure and relation to externalizing and internalizing behaviors // Journ. Abnorm. Child Psychol. 2002. V. 30. P. 503–514.

25. Pollard E.L., Lee P.D. Child well-being: A systematic review of the literature // Social Indicators Research. 2003. V. 61. P. 59–78.

26. Putnam S.P., Gartstein M.A., Rothbart M.K. Measurement of fine-grained aspects of toddler temperament: The Early Childhood Behavior Questionnaire // Infant Beh. and Dev. 2006. V. 29. P. 386–401.

27. Putnam S.P., Rothbart M.K. Development of short and very short forms of the Children's Behavior Questionnaire // Journal of personality assessment. 2006. V. 87(1). P. 102–112.

28. Ronen T., Hamama L., Rosenbaum M., Mishely-Yarlap A. Subjective well-being in adolescence: The role of self-control, social support, age, gender, and familial crisis // Journal of Happiness Studies. 2016. V. 17. №. 1. P. 81–104.

29. Rothbart M.K. Temperament – Synthesis // R.E. Tremblay, M. Boivin, R.DeV. Peters (Eds.) Encyclopedia on early childhood development [online], 2012.

30. Rothbart M.K. Temperament, development and personality // Cur. Direct. in Psychol. Science. 2007. V. 16. P. 207–212.

31. Rothbart M.K., Ahadi S.A., Hershey K.L., Fisher P. Investigations of temperament at three to seven years: The Children's Behavior Questionnaire // Child Development. 2001. V. 72, P. 1394–1408.

32. Rothbart M.K., Sheese B.E., Rueda M.R., Posner M.I. Developing mechanisms of self-regulation in early life // Emotion Review. 2011. V. 2. P. 207–213.

33. Rueda M.R., Posner M.I., Rothbart M.K. Attentional control and self-regulation // Baumeister R.F., Vohs K.D. (Eds.) Handbook of self-regulation: Research, theory and applications. – NY: Guilford Press, 2004. P. 283–300.

34. Rutter M., Kim‐Cohen J., Maughan B. Continuities and discontinuities in psychopathology between childhood and adult life // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. V. 47. P. 276–295.

35. Simonds J., Rothbart M.K. The Temperament in Middle Childhood Questionnaire (TMCQ): A computerized self-report measure of temperament for ages 7–10. Poster presented at the Occasional Temperament Conference, Athens, GA. 2004.

36. Szűcs D., Soltész F., Bryce D., Whitebread D. Real-time tracking of motor response activation and response competition in a Stroop task in young children: a lateralized readiness potential study // Journal of Cognitive Neuroscience. 2009. V. 21. P. 2195–2206.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх