Творчество Ш. Сореля в контексте дебатов о правдоподобии во французской эстетике XVII в.

 
Код статьиS160578800027391-6-1
DOI10.31857/S160578800027391-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Адрес: Россия, 121069, Москва, ул. Поварская, д. 25а
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 82 Номер 4
Страницы63-69
Аннотация

В статье анализируются особенности понимания важнейшей для французской эстетики XVII в. категории правдоподобия (vraisemblance) французским писателем Шарлем Сорелем, получившим широкую известность благодаря роману “Правдивое комическое жизнеописание Франсиона&8j1; (1623–1633). Сорель придает данной категории большое значение, воспринимая правдоподобие в качестве основы для выстраивания эволюционной системы жанра романа. Рассматривая два основополагающих аспекта категории правдоподобия XVII в. – риторический и миметический, – мы анализируем особенности в понимании категории правдоподобия Сорелем. Сорель отвергает риторический аспект правдоподобия, то есть отрицает все, что касается морализаторской установки произведения, акцентируя внимание на миметическом аспекте, то есть на надлежащем воплощении реальности в художественном произведении. Тем не менее, несмотря на кажущуюся схожесть позиции Сореля с концепцией мимесиса, при анализе произведений устанавливается, что его взгляды отличаются от общепринятой модели, позволяя исследователям говорить о “контр-мимесисе&8j1;. Данная поэтическая особенность во многом предвосхитила принципы литературы либертинажа XVIII в., а также реализм XIX в.

Ключевые словаправдоподобие, Шарль Сорель, комический роман, комическая история, французская литература XVII века, мимесис
Получено28.09.2023
Дата публикации29.09.2023
Кол-во символов23615
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 107

Оценка читателей: голосов 0

1. Serroy J. Roman et réalité, les histoires comiques au XVIIe siècle. Librairie Minard, 1981. 778 p.

2. Sorel Ch. La Bibliothèque française. Paris: Compagnie des libraires du Palais, 1667. 453 p.

3. Махов А.Е. Категория правдоподобия в литературной теории французского классицизма // Studia Litterarum, 2020. Т. 5. № 2. С. 10–33.

4. Desiles E. Les avatars de L’histoire comique de Francion. Studi francesi, 1996. 16 p.

5. Suozzo A. Nays as the vicarious heroine: the Francion’s book XII // French Forum, 1978. vol. 3, no. 1. pp. 3–9.

6. Женетт Ж. Правдоподобие и мотивация / пер. И. Иткина // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 1. С. 299–321.

7. Rapin R. Les réflexions sur la poétique de ce temps. Genève: Droz, 1970. XXXVI, 204 p.

8. Махов А.Е. Учение о подражании природе в литературной теории французского классицизма // Литературоведческий журнал. 2020. С. 45–55.

9. Dandrey P. Le premier Francion de Charles Sorel ou le “jeu du romanˮ. Klincksieck, 2001. 150 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх