Семантика conscience в “Ричарде III”: “червь”, “трус”, “свидетель”

 
Код статьиS160578800026315-2-1
DOI10.31857/S160578800026315-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Адрес: Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 82 Номер 3
Страницы58-63
Аннотация

В статье рассмотрен ряд значений многозначного слова “conscience”, определяющий религиозно-нравственную концепцию пьесы “Ричард III”. Показаны библейские корни этих значений, к которым через голову некоторых сложившихся идиом возвращал своего зрителя Шекспир, в том числе, истоки пословицы из Adagia Эразма “Conscientia mille testes“. Изучая три соотнесения Шекспиром в ранней пьесе conscience с трусостью (“трусом”), которое станет фразеологизмом только после “Гамлета”, автор выявляет исходное содержание этого уподобления, его связь с темой совести и мысли язычников в Послании к Римлянам (Рим. 2: 15). И приходит к выводу, что именно этот двойственный комплекс (разделение “совести”, ведущей к раскаянию, и “мыслей” как сознания без раскаяния) предопределил два расходящихся вектора прочтений связки “conscience – coward” в “Ричарде III”, а затем в “Гамлете”. Нередко эта двойственность приводит к неясности, парадоксальным трактовкам, недоразумениям. Между тем, из двух векторов для Шекспира в каждом случае верен лишь один, и он зависит от значения слова “conscience”. Упомянутая с досадой наемным убийцей “conscience”, с которой “становишься трусом” (I, 4, 134) – это совесть, иначе говоря, восприимчивость человека к божественному (нравственному) закону. В том же ряду и “знакомое только трусу слово совесть” (V, 3, 309) – раздражающее узурпатора-Ричарда учение Христа. Тогда как “coward conscience” (V, 3, 179) проснувшегося в холодном поту тирана уже не совесть, а “трус”-разум, порождающий страх расплаты. Статья также предоставляет аргументы для трактовки соответствующего выражения в “Гамлете” (III, 1, 83).

Ключевые словазначения слова “conscience,” “Ричард III” Шекспира, совесть и сознание в Новом Завете, “Conscientia mille testes“, библейские корни пословицы Эразма, метафора совесть-“свидетель” в Послании к Римлянам, значение сравнения “conscience – coward” в “Гамлете”
Получено27.06.2023
Дата публикации28.06.2023
Кол-во символов17626
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 156

Оценка читателей: голосов 0

1. Lewis, C.S. Conscience and Conscious. Lewis C.S. Studies in Words. Cambridge University Press, 1960, p. 181–213. (289 p.)

2. Potts, Timoty C. Conscience in Medieval Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 168 p.

3. Stoll, Abraham. Conscience in Early Modern English Literature. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. 216 p.

4. Belsey, Catherine. The Case of Hamlet’s Conscience. Studies in Philology. Vol. 76, No. 2, 1979, pp. 127–148.

5. Jenkins, H. Notes. Longer Notes. Shakespeare W. Hamlet. Ed. by Harold Jenkins. L., N.Y. 1982. (The Arden Shakespeare, 2nd ser.)

6. Thompson, A., Taylor, N. Notes. Shakespeare W. Hamlet. Ed. by Ann Thompson, Neil Taylor. London: Cengage Learning, 2006. 613 p. (The Arden Shakespeare, 3d ser.)

7. The Complaynt of Henry Duke of Buckingham. Mirror for magistrates: in five parts. Legends from the conquest by William Baldwin and others from the edition of 1587 collated with those of 1559, 1563, 1571, 1575, 1578 and 1610. Ed. by Joseph Haslewood. London: Lackington, Allen, and Company, 1815. Vol. 2, pp. 333–365.

8. Shakespeare, W. King Richard III. Ed. by James R. Siemon. Bloomsbury, 2016. 503 p. (The Arden Shakespeare, 3d ser.)

9. The Bible: The Holy Scriptures, contained in the Olde and Newe Testament (Geneva Bible 1560–1599 with footnotes). https://www.biblegateway.com

10. Shaheen, Naseeb. Biblical References in Shakespeare’s Plays. Newark: University of Delaware Press; London: Associated University Presses, 2002. 879 p.

11. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М.: “Искусствоˮ, 1965. 328 с. [Anikst, A.A. Teatr epohi Shekspira [Theatre of Shakespeare’s Era]. Moscow, Iskusstvo Publ., 2002. 328 p. (In Russ.)]

12. The Holy Bible. King James Version 1611. N.Y.: ABS. 1990.

13. Микеладзе Н.Э. Кому “свой меч вручает богˮ? (Шекспир и епископ Билсон) // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2021, № 3, с. 161–171. [Mikeladze, N.E. Komu “svoj mech vruchaet bogˮ? (Shekspir i episkop Bilson) [Shakespeare and Bishop Bilson: “He Who the Sword of Heaven Will Bear”?].Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 9. Filologia [Bulletin of the Moscow University. Series 9. Philology]. Moscow, 2021, No 3, p. 161–171. (In Russ.)]

14. Bullough, Geoffrey. Narrative and Dramatic Sources of Shakespeare. Edinburgh University Press, 1958. Vol. 2. 543 p.

15. Hammond, Anthony. Notes. Shakespeare W. King Richard III. Ed. by A. Hammond. London: Methuen, 1981. Repr. 2007. (The Arden Shakespeare, 2nd ser.) 382 p.

16. Tilley, Morris Palmer. A dictionary of the proverbs in England in the sixteenth and seventeenth centuries: a collection of the proverbs found in English literature and the dictionaries of the period. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1950. xiii, 854 p.

17. Dent, Robert William. Shakespeare’s proverbial language: an index. Berkeley: University of California Press, 1981. xxviii, 289 p.

18. Микеладзе Н.Э. Милосердие сильнее мести. Время и вечность в театре Шекспира. М., СПб. Центр гуманитарных инициатив, 2019. (Mediaevalia) 624 с. [Mikeladze, N.E. Miloserdie silnee mesti. Vremja i vechnost v teatre Shekspira. [In Virtue than In Vengeance. Time and Eternity in the Theatre of Shakespeare]. Moscow, St. Petersburg. Center for Humanitarian Initiatives Publ., 2019. 624 p. (In Russ.)]

19. The Tragedy of Richard the Third: with the Landing of Earle of Richmond, and the Battell at Bosworth Field. Shakespeare, William. The First Folio of Shakespeare, prepared by C. Hinman. New York, London, W.W. Norton & Company, 1996. Р. 173–204. 928 р.

20. The Tragedy of King Richard the third. Containing his treacherous Plots against his brother Clarence: the pittiefull murther of his innocent nephewes: his tyrannicall vsurpation: with the whole course of his detested life, and most deserued death. As it hath beene lately Acted by the Right honourable the Lord Chamberlaine his seruants. At London: Printed by Valentine Simmes for Andrew Wise, dwelling in Paules Chuch-yard at the signe of the Angell, 1597. [123 p.]

21. Desiderius Erasmus. Erasmi Roterodami Adagiorum Chiliades tres, ac centuriæ fere totidem. In ædibus Aldi. 1508. 150 p.

22. Hall’s Chroniсle; Containing the History of England, during the reign of Henry the Fourth, and the succeeding monarchs, to the end of the reign of Henry the Eighth… London, 1809. 868 p., index.

23. Arendt, Hannah. The Life of the Mind. One-volume edition. A Harvest Book. Harcourt Inc. Orlando, 1978. 284 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх