Стихотворение О. Мандельштама “За то, что я руки твои не сумел удержать...ˮ: комментарии к темным местам

 
Код статьиS160578800019456-7-1
DOI10.31857/S160578800019456-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Волгоград
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 81 Номер 2
Страницы27-47
Аннотация

Как показал анализ, в этом не вполне ясном и потому дискуссионном по содержанию стихотворении пере-плетены прямая и метафорическая номинация, сон и явь, а также мотивы, связанные с реалиями Петербурга и Москвы, т.е. применена тактика “накладывания образа на образ&8j1; (А.Н. Толстой), характерная для акме-изма, в частности для поэтики О. Мандельштама. Образную основу текста составляет развернутая метафо-ра, внутренняя форма которой привязана к осаде и падению Трои, взятию “девичьего дома&8j1;. За этим неод-нозначным образом угадывается эпизод биографии поэта – борьба за благосклонность петербургской ак-трисы О. Арбениной, т.е. тема, деликатность которой потребовала применения эвфемистических зашифро-вок. Дополнительными к метафорической номинации средствами вуалирования ситуации послужили, во-первых, перемещение указанной метафоры в сферу сна, во-вторых, введение мотива, придавшего месту дей-ствия черты старой, а значит, на момент создания текста (ноябрь 1920 г.), деревянной Москвы – города “с деревянными ребрами&8j1;. Текст представляет собой фантазию по мотивам “Энеиды&8j1; Вергилия, семиотически осложненную аллюзиями к реалиям двух русских городов.

Ключевые словапоэтика, Мандельштам, образность, метафора, эвфемия
Получено02.02.2022
Дата публикации25.04.2022
Кол-во символов65953
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 469

Оценка читателей: голосов 0

1. Дутли Р. “Век мой, зверь мойˮ: О. Мандельштам. Биография. СПб.: Академич. проект, 2005. 432 с.

2. Лукницкий П.Н. Acumiana. Встречи с А. Ахматовой. Т. 1. Paris: YMCA; М.: Русский Путь, 1991. 347 с.

3. Мандельштам Н.Я. Воспоминания. Кн. 2-я. Раris: YМСА, 1983. 722 с.

4. Мандельштам О.Э. Сочинения: в 4-х т. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993–1994.

5. Орлов Вл. Перепутья. М.: Худож. литература, 1976. 365 с.

6. Moskvin V. On stylistic devices as style elevators in the Russian language // Russian Lin-guistics. Vol. 41. 2017. № 3. P. 283–315.

7. Baines J. Mandelstam. The later poetry. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2010. 253 p.

8. Brown C. Introduction // The Noise of time. The prose of O. Mandelstam. San Francisco: North Point Press, 1986 [1965]. P. 13–62.

9. Гинзбург Л.Я. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб.: Искусство, 2002. 766 с.

10. Жирмунский В.М. Задачи поэтики // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. С. 15–55.

11. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.

12. Ломоносовъ М.В. Риторика // Сочиненiя Ломоносова. Т. 3. Санкт-Петербургъ: Въ типорафiи А. Дмитрiева, 1850. С. 455–719.

13. Freidin G. A Coat of many colors. O. Mandelstam and his mythologies of self-presentation. Berkley et al.: Univ. of California Press, 1987. 421 p.

14. Аристов В. “Всех живущих прижизненный друг…ˮ (проблемы и уроки Мандельш-тама) // Знамя. 2016. № 4. С. 199–202.

15. Δημητρίου Φαληρέως Περὶ ἑρμηνείας. Glasguae: Ex Officina R. Foulis, 1743. 197 с.

16. Гаспаров М.Л. Поэтика “серебряного векаˮ // Русская поэзия “серебряного векаˮ. Антология. М.: Наука, 1993. С. 5–44.

17. Померанц Г. Осязанием слепого // Das Land und die Welt. München, 1987. № 37. С. 107–117.

18. Святополк-Мирский Д.П. Поэзия и поэты. СПб.: Алетейя, 2002. 366 с.

19. Тименчик Р. Школа читателей Мандельштама // Literatūra. Vol. 62. 2020. № 2. P. 59–79.

20. Тынянов Ю.Н. Промежуток // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 168–195.

21. Летопись жизни и творчества О.Э. Мандельштама / Сост. А.Г. Мец и др. 3-е изд. СПб.: Интернет-издание, 2019. 509 с.

22. Tracy R. Introduction // O. Mandelstam’s Stone. Princeton: Princeton Univ. Press, 1981. P. 3–41.

23. Lachmann R. Mnemonic and intertextual aspects of literature // Cultural memory studies. Berlin & New York: De Gruyter, 2008. P. 301–310.

24. Terras V. Memory as a vehicle of deconstruction // Semiotica. Vol. 128. 2000. № 1/2. P. 155–165.

25. Мейлах М.Б. Поэзия и миф. М.: Языки славянской культуры, 2018. 1056 с.

26. Гаспаров М.Л. “За то, что я руки твои…ˮ – стихотворение с отброшенным ключом // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М.: Новое лит. обозрение, 1995. С. 212–220.

27. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с.

28. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев С.С. Поэты. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 189–276.

29. Chrysostomos J. In Epistolam secundam ad Thessalonicenses commentarius // Chrysosto-mos J. Opera omnia. T. 11. Parisiis: Apud G. Fratres, 1838. P. 590–631.

30. Zeeman P. The later poetry of O. Mandelstam. Amsterdam: Rodopi, 1988. 155 p.

31. Гурвич И.А. Мандельштам: проблема чтения и понимания. Нью-Йорк: Gnosis Press, 1994. 133 с.

32. Luther M. Assertio omnium articulorum per Bullam Leonis X [1520] // Luther M. Tomus secundus omnium operum. Witebergae: Per I. Lufft, 1546. P. 99–120.

33. Cicero M.T. Oratoriae // Cicero M.T. Opera. T. II. Lipsiae, 1827. P. 444–483.

34. Тарановский К.Ф. Очерки о поэзии Мандельштама // Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике. М.: Языки славянской культуры, 2000. С. 13–208.

35. Flacius M. Clavis Scripturae. Altera pars. Basileae: Per Paulum Quecum, 1567. 580 p.

36. Сошкин Е. Гипограмматика. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 863 с.

37. Еськова Н.А. Словарь трудностей русского языка. М.: Языки русской культуры, 2014. 536 с.

38. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 576 с.

39. Меламед И. Совершенство и самовыражение // Континент. 1998. № 1. С. 294–335.

40. Гинзбург Л. О лирике. Изд. 2-е, доп. Л.: Советский писатель, 1974. 408 с.

41. Гаспаров М.Л. Осип Мандельштам. Три его поэтики // Гаспаров М.Л. О русской по-эзии. М.: Азбука, 2001. С. 193–259.

42. Семенко И.М. Поэтика позднего Мандельштама. М.: ЦИРЗ, 1997. 144 с.

43. Volkov S. The magical chorus. New York: Knopf Publishing, 2008. 336 p.

44. Афинский Акрополь // Око планеты. 21.07.2017. URL: https://oko-planet.su/history/historynew/382460-afinskiy-akropol-nanosy-i-rastitelnost.html

45. Вебер Г. Всеобщая исторiя. Т. 2. М.: Изданiе К. Т. Солдатенкова, 1886. XVI, 954 с.

46. Голомолзин Е.В. Петербург пешком. М.: Эксмо, 2014. 232 с.

47. Сомина Р.А. Невский проспект. Исторический очерк. Л.: Лениздат, 1959. 257 с.

48. Невский, 15 // Retro view of mankind’s habitat. URL: https://pastvu.com/p/475815

49. The beauty of the Admiralty building in Saint Petersburg. URL: https://russiatrek.org/blog/architecture/the-beauty-of-the-admiralty-building-in-saint-petersburg/

50. Успенский собор. URL: http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=103507

51. Сурат И.З. Мандельштам и Пушкин. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 383 с.

52. Пенкина А.И. Архитектура в творчестве О.М. // Мандельштамовская энциклопедия: В 2 т. М.: Политич. энциклопедия, 2017. Т. 1. С. 87–90.

53. Мандельштам О.Э. О природе слова [1922] // Мандельштам О.Э. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. С. 55–67.

54. Virgilius Publius Maro. Aeneis // Publi Vergili Maronis Opera. Vol. I. Oxford: Clarendon Press, 1892. P. 85–346.

55. Старостина Н.А. Примечания // Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. М.: Худож. литература, 1971. С. 373–445.

56. Сурат И. Человек в стихах и прозе. М.: ИМЛИ РАН, 2017. 344 с.

57. Москвин В.П. Стихотворение О. Мандельштама “Сохрани мою речь навсегда…ˮ: к трактовке “темныхˮ мест // Филологические науки. 2021. № 2. С. 53–58.

58. Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск: Водолей, 2000. 704 с.

59. Зворыкин Н.А. Как определить свежесть следа. М.: Всекохотсоюз, 1929. 35 с.

60. Никулин Л.В. Дело Жуковского. М.: Советская литература, 1934. 157 с.

61. Чалмаев В.А. Литературно-исторический комментарий // Мандельштам О. Шум времени. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. С. 460–475.

62. Мусатов В.В. Лирика О. Мандельштама. Киев: Ника-Центр, 2000. 560 с.

63. Видгоф Л.М. О последней строке и скрытом имени в стихотворении О. Мандельш-тама “Мастерица виноватых взоров...ˮ // Видгоф Л.М. Статьи о Мандельштаме. М.: РГГУ, 2010. С. 157–166.

64. Вайман Н. Митра мрака О. Мандельштама // Окно. № 10 (13). 2012. URL: https://okno.webs.com/No10/vyman.htm

65. Kahn A. Mandelstam’s worlds. Oxford: Oxford Univ. Press, 2020. 720 p.

66. Арьев А.Ю. Комментарии // Иванов Г. Стихотворения. СПб.: Нестор-История, 2021. С. 706–707.

67. Ковельман А.Б. Эллинизм и еврейская культура. М.: Мосты культуры, 2007. 117 с.

68. Левин Ю.И. О. Мандельштам // Левин Ю.И. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 9–155.

69. Кожевникова Н.А. Звуковая организация художественного текста // Кожевникова Н.А. Избранные работы по языку художественной литературы. М.: Знак, 2009. С. 15–414.

70. Жолковский А. Еще два интертекста к “Бессоннице…ˮ Мандельштама // Verba volant, scripta manent. Нови Сад: Матица српска, 2017. С. 499–527.

71. Успенский Б.А. К поэтике позднего Мандельштама (“Мастерица виноватых взоровˮ: анализ текста) // Slověne. Vol. 7. 2018. № 7. С. 227–257.

72. Myers D. Some notes on Mandelstam’s Tristia // Ideology in Russian literature. London: Macmillan, 1990. P. 134–156.

73. Панова Л.Г. “Мирˮ, “пространствоˮ, “времяˮ в поэзии О. Мандельштама. М.: Языки славянской культуры, 2003. 808 с.

74. Толстой А.Н. О драматургии // А.Н. Толстой о литературе и искусстве. М.: Совет-ский писатель, 1984. С. 144–162.

75. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 7. М.: Изд-во соц.-экономич. литературы, 1962. 726 с.

76. Столпянский П.Н. Старый Петербург. Петроград: Гос. изд-во, 1923. 192 c.

77. Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия / Ред. В.В. Яковлев. Т. 2. Кн. 7. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. 936 p.

78. Сиволап Т.Е. История и культура Санкт-Петербурга. СПб.: Фора-принт, 2015. 255 с.

79. Блок Г., Тертерян А. В старой Москве. М.: Моск. рабочий, 1939. 287 с.

80. Культурно-исторические экскурсии (Москва, московские музеи, подмосковные) / Под ред. Н.А. Гейнике. Ч. II. М.: Новая Москва, 1923. 179 с.

81. Террас В.И. Классические мотивы в поэзии О. Мандельштама // Мандельштам и Античность. М.: РАДИКС, 1995. С. 12–32.

82. Шапир М.И. Время и пространство в поэтическом языке Мандельштама // Шапир М.И. Universum versus. М.: Языки славянской культуры, 2015. Кн. 2. C. 33–56.

83. Кихней Л.Г. Осип Мандельштам // История русской литературы XX века. Ч. 2. М.: Юрайт, 2015. С. 274–306.

84. Бывший дом Аполлона Григорьева [Москва, р-н Якиманки (1920-е гг.)] // Вестник Замоскворечья. 8 дек. 2014. URL: https://zamos.ru/photo_yakimanka/21620/

85. Бухарин Н.И. Злые заметки. М.-Л.: Гос. изд-во, 1927. 19 с.

86. Панов М.В. Лингвистика и преподавание русского языка в школе. М.: Фонд разви-тия фундаментальных лингвистич. исследований, 2014. 272 с.

87. Беловинский Л.В. От острога до укрепрайона: история фортификации с древности до середины ХХ в. М.: Директ-Медиа, 2020. 210 c.

88. Сурат И.З. Мандельштам и Пушкин: лирические сюжеты // Литературоведение как литература. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 197–233.

89. Циммерлинг А.В. Комментарии // Циммерлинг В.И. Избр. работы. М., СПб.: Нестор-История, 2019. С. 427–444.

90. Микушевич В.Б. О. Мандельштам и мировая культура // Мандельштамовская энцик-лопедия. М.: Политич. энциклопедия, 2017. Т. 1. С. 10–62.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх