Политика США в отношении стран Северного треугольника как пример регионального подхода к оказанию внешней помощи

 
Код статьиS268667300016032-5-1
DOI10.31857/S268667300016032-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Министерство иностранных дел РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 8
Страницы19-38
Аннотация

Рассматривается подход Вашингтона к отношениям со странами Северного треугольника (Гватемала, Гондурас, Сальвадор) как целостного направления внешней политики США. В качестве главного объекта исследования служит политика предоставления финансовой помощи: сопоставляются основные черты курсов администраций Б. Обамы, Д. Трампа и Дж. Байдена в практике отдельных правительственных ведомств и взаимодействия исполнительной власти с Конгрессом. Данная тематика особенно актуальна в связи с беспрецедентной политизацией, которая придаётся проблеме Северного треугольника в контексте миграционного кризиса. Проводится оценка преемственности и новаторства в программах предоставления внешней помощи, инструментов совершенствования политики безопасности с позиций «жёсткой» и «мягкой» силы. Показано, что фундаментом для построения архитектуры американского влияния изначально выступали соображения о противостоянии организованной преступности, снижению объёмов наркотрафика, а также притока нелегальных мигрантов. Независимо от партийной принадлежности, эти факторы сохраняются в качестве приоритета для Конгресса и Белого дома, хотя вопросы прав человека и развития институтов ставятся выше демократами. Намечаются перспективы консолидации искомого «комплексного подхода» применительно к субрегиону, обозначаются границы возможностей конструирования единого поля действий путем принятия целенаправленных программ. Делается вывод о том, что с точки зрения содействия развитию Северного треугольника и вовлечения других партнёров в следование американской линии избранные методы по большей части являются успешными. В то же время исправление структурных проблем неизбежно будет отмечено неравномерностью, а также будет испытывать трудности в связи с особенностями внутриполитической ситуации в каждой из стран.

Ключевые словасубрегион, внешняя помощь, США, Центральная Америка, Северный треугольник, развитие, безопасность
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект «Трансформация региональных моделей международных отношений в Западном полушарии» (№ 20-014-00023/20)
Получено14.05.2021
Дата публикации02.08.2021
Кол-во символов40132
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Региональный подход во внешней политике является достаточно сложным объектом для изучения. Одним из ярких примеров служит политика США по отношению к Центральной Америке, в особенности той её части, которая известна как «Северный треугольник» и включает в себя Гватемалу, Гондурас и Сальвадор. Объединяют эти республики не только близкое географическое соседство, но и наличие общих структурных проблем: слабость экономики, высокий уровень преступности, коррупция в государственном аппарате и острое противостояние ветвей власти. Перечисленные факторы в основном провоцируют массовое бегство граждан этих стран в Соединённые Штаты, где уже осели их многочисленные соотечественники. Ситуация с нелегальной миграцией не раз вынуждала Вашингтон предпринимать экстренные меры во внутренней и внешней политике. Администрация Джозефа Байдена (приступила к управлению в январе 2021 г.) неоднократно заявляла о том, что обновление подходов к Северному треугольнику занимает первое место на шкале её приоритетов в Западном полушарии. Именно эти подходы, а также сопоставление масштабов предоставления американской помощи странам субрегиона как единому целому исследуются в данной статье. Также анализируются попытки американского истеблишмента влиять здесь на социально-экономические и политические процессы, которые зачастую воспринимаются как залог эффективности затрат.
3 В работах российских специалистов, посвящённых развитию стран Северного треугольника, их отношения с США рассматриваются главным образом в плане феномена массовой миграции [Кудеярова Н.Ю. 2019]; [Kudeyárova N.Yu. 2019]; [Бернал Альварез М.А. 2020]. Внимание уделяется специфике социально-экономических проблем и особенностям политических режимов субрегиона, а также его коллективному ответу на эти вызовы [Шишков А.С. 2018]; [Манухин А.А. 2019]. Отдельно изучается многостороннее участие в оказании помощи, в частности, в духе концепции «ответственности по защите» [Громогласова Е.С. 2017]. Применительно к внешней помощи Северный треугольник являл собой наглядный пример «жёсткой экономии» в этой сфере со стороны администрации Д. Трампа [Бартенев В.И. 2019: 94–95]. Представляется интересным проследить то, как наследие прошлого отражается на действиях администрации Дж. Байдена.
4 Начиная с классических работ в рамках внешней помощи выделялись мотивы «структурных» изменений и краткосрочных целей, например, поддержка определённых политических сил [Morgenthau H. 1962: 302–303]. Примерно такие же ярко выраженные черты носили мотивы содействия центральноамериканским режимам в период холодной войны [Rivas Pardo P.A. 2016: 96]. Отмечается, что леволиберальные и левоцентристские правительства, как правило, рассматривая внешнюю помощь, делают акцент на её гуманитарных аспектах, в то время как консервативные и правоцентристские деятели видят в ней средство укрепления рыночных механизмов. Соответственно, это определяет склонность к взаимодействию с неправительственными и международными организациями или национальным бизнесом [Greene Z.D., Licht A.A. 2018: 289].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 641

Оценка читателей: голосов 0

1. Millennium Challenge Corporation: Overview and Ises. Congressional Research Service. ЗР. 27–28. October 3, 2019. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/RL32427.pdf (accessed: 10.05.2021).

2. Central America Regional Security Initiative: Background and Policy Issues for Congress. P. 21–22. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/R41731.pdf (accessed: 10.05.2021).

3. U.S. Strategy for Engagement in Central America. White House. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/central_america_strategy.pdf (accessed: 10.05.2021).

4. Remarks to the Press with Q&A by Vice-President Joe Biden in Guatemala. June 20, 2014. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2014/06/20/remarks-press-qa-vice-president-joe-biden-guatemala (accessed: 10.05.2021).

5. Presidents of El Salvador, Guatemala and Honduras outline plan to promote peace and prosperity in their region. November 14, 2014. Available at: https://www.iadb.org/en/news/presidents-el-salvador-guatemala-and-honduras-outline-plan-promote-peace-and-prosperity-their (accessed: 10.05.2021).

6. U.S. Department of State and U.S. Department of Homeland Security Declaration. November 14, 2014. Available at: https://2009-2017.state.gov/j/prm/releases/factsheets/2014/234067.htm (accessed: 10.05.2021).

7. Text of the House Amendment to the Senate Amendment to H.R. 2029, Military Construction and Veterans Affairs and Related Agencies Appropriations Act, 2016. December 17, 2015. Available at: https://rules.house.gov/bill/114/hr-2029-sa (accessed: 11.05.2021).

8. Congressional Budget Justification – Department of State, Foreign Operations and Related Programs. FY 2016. February 2, 2015. Available at: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/9276/FY16CBJStateFORP.pdf (accessed: 11.05.2021).

9. Fact Sheet. The United States and Central America: Honoring Our Commitments. January 14, 2016. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2016/01/15/fact-sheet-united-states-and-central-america-honoring-our-commitments (accessed: 11.05.2021).

10. Plan de Alianza para la Posperidad del Triángulo del Norte. Septiembre 2015. Available at: http://www.mineco.gob.gt/sites/default/files/pdfs/avances_2015_y_metas_2016_del_plan_de_la_alianza_triangulo_norte_septiembre_2015.pdf (accessed: 11.05.2021).

11. Congressional Budget Justification – Department of State, Foreign Operations and Related Programs. FY 2017. February 9, 2016. Available at: https://2009-2017.state.gov/documents/organization/252179.pdf (accessed: 11.05.2021).

12. Congressional Budget Justification – Department of State, Foreign Operations and Related Programs. FY 2018. May 23, 2017. Available at: https://www.usaid.gov/results-and-data/budget-spending/congressional-budget-justification/fy2018 (accessed: 11.05.2021).

13. U.S. Strategy for Engagement in Central America: An Overview. February 16, 2021. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/IF10371.pdf (accessed: 11.05.2021).

14. U.S. Strategy for Central America. Available at: https://www.state.gov/u-s-strategy-for-central-america/ (accessed: 11.05.2021).

15. U.S. Strategy for Engagement in Central America: Policy Issues for Congress. November 12, 2019. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/R44812.pdf (accessed: 11.05.2021).

16. Reuters. March 30, 2019. https://www.reuters.com/article/us-usa-immigration-trump-idUSKCN1RC013 (accessed: 11.05.2021).

17. Migrant Protection Protocols. January 14, 2019. Available at: https://www.dhs.gov/news/2019/01/24/migrant-protection-protocols (accessed: 11.05.2021).

18. 18. Ryan C. Berg. A Central American Marshall Plan Won’t Work // Foreign Policy. March 5, 2019. Available at: https://foreignpolicy.com/2019/03/05/a-central-american-marshall-plan-wont-work/ (accessed: 11.05.2021).

19. Fact Sheet: DHS Agreements with Guatemala, Honduras and El Salvador. Available at: https://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/19_1028_opa_factsheet-northern-central-america-agreements_v2.pdf (accessed: 11.05.2021).

20. John S. McCain National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2019. P. 446. Available at: https://www.congress.gov/115/plaws/publ232/PLAW-115publ232.pdf (accessed: 12.05.2021).

21. The Associated Press. January 17, 2019. Available at: https://apnews.com/article/eb67d062d28f4d6fbcf9dab51616a5ca (accessed: 12.05.2021).

22. Torres Statement on State Department’s List of Corrupt Central American Officials. April 3, 2019. Available at: https://torres.house.gov/media-center/press-releases/torres-statement-state-department-list-corrupt-central-american (accessed: 12.05.2021).

23. U.S.-Northern Triangle Enhanced Engagement Act. May 22, 2019. Available at: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/2615/all-info (accessed: 12.05.2021).

24. Southland Border Encounters. U.S. Customs and Border Protection. Available at: https://www.cbp.gov/newsroom/stats/southwest-land-border-encounters (accessed: 12.05.2021).

25. The Biden Plan to Build Security and Prosperity in Partnership with the People of Central America. Available at: https://joebiden.com/centralamerica/ (accessed: 13.05.2021).

26. Devex. December 3, 2020. Available at: https://www.devex.com/news/idb-president-pledges-collaboration-with-biden-on-capital-increase-central-america-98699 (accessed: 13.05.2021).

27. Text of the House Amendment to the Senate Amendment to H.R. 133. December 21, 2020. Available at: https://www.congress.gov/116/cprt/HPRT42770/CPRT-116HPRT42770.pdf (accessed: 13.05.2021).

28. Engel U.S.-Northern Triangle Enhanced Engagement Act Passes Congress. December 22, 2020. Available at: https://foreignaffairs.house.gov/2020/12/engel-u-s-northern-triangle-enhanced-engagement-act-passes-congress (accessed: 13.05.2021).

29. Taking Stock of the Trump’s Legacy in Latin America. Washington Office on Latin America (WOLA). October 26, 2020. Available at: https://www.wola.org/webinar-series-taking-stock-of-the-trump-administrations-impact-on-human-rights-and-democracy-in-latin-america/ (accessed: 13.05.2021).

30. Executive Order on Creating a Comprehensive Regional Framework to Address the Causes of Migration, to Manage Migration Throughout North and Central America, and to Provide Safe and Orderly Processing of Asylum Seekers at the United States Border. February 2, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/02/02/ (accessed: 13.05.2021).

31. The New York Times. March 24, 2021. Available at: https://www.nytimes.com/2021/03/24/us/politics/biden-harris-migration.html (accessed: 13.05.2021).

32. UN News. February 25, 2021. Available at: https://news.un.org/en/story/2021/02/1085642 (accessed: 13.05.2021).

33. The Washington Post. April 2, 2021. Available at: https://www.washingtonpost.com/national/march-border-crossings/2021/04/02/150ee61c-93b3-11eb-9af7-fd0822ae4398_story.html (accessed: 13.05.2021).

34. Borderreport. April 22, 2021. Available at: https://www.borderreport.com/hot-topics/migrant-centers/mexico-plans-17-shelters-for-migrant-children-at-its-southern-and-northern-borders (accessed: 13.05.2021).

35. Discurso del Embajador William Popp en la inaguaración de CAMPO. Febrero 24, 2021. Available at: https://gt.usembassy.gov/es/discurso-embajador-william-popp-en-inauguracion-de-campo (accessed: 13.05.2021).

36. President’s FY 22 Discretionary Budget Request. April 9, 2021. Available at: https://www.state.gov/on-the-presidents-fy-2022-discretionary-funding-request/#t (accessed: 13.05.2021).

37. USAID. April 6, 2021. Available at: https://www.usaid.gov/news-information/press-releases/apr-6-2021-usaid-deploys-disaster-assistance-response-team-address-rising (accessed: 13.05.2021).

38. FACT SHEET: Urgent Relief to Central America. White House. April 26, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/26/fact-sheet-urgent-relief-to-central-america/ (accessed: 13.05.2021).

39. Remarks by Hugo Rodriguez. February 4, 2021. Available at: https://www.state.gov/remarks-on-u-s-support-for-combatting-corruption-and-advancing-rule-of-law-in-central-america/ (accessed: 13.05.2021).

40. Renewing the United States’ Commitment to Addressing the Root Causes of Migration the Northern Triangle. April 14, 2021. Available at: https://foreignaffairs.house.gov/2021/4/renewing-the-united-states-commitment-to-addressing-the-root-causes-of-migration-from-central-america (accessed: 13.05.2021).

41. The Atlantic Council. Events: Emerging Markets Recovery in 2021; Conversations with Leaders of the Americas. April 5, 2021. Available at: https://www.atlanticcouncil.org/events/ (accessed: 13.05.2021).

42. Statement From Senior Advisor and Chief Spokesperson Symone Sanders on Vice President Kamala Harris’s Virtual Bilateral Meeting with President Andres Manuel López Obrador of Mexico. White House. May 7, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/05/07/ / (accessed: 13.05.2021).

43. El Faro. 29 de enero 2021. Available at: https://elfaro.net/es/202101/internacionales/25187/“ (accessed: 13.05.2021).

44. Remarks by Vice-President Kamala Harris at the Virtual Washington Conference of the Americas. White House. May 4, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/05/04/remarks-by-vice-president-harris-at-the-virtual-washington-conference-on-the-americas/ https://elfaro.net/es/202101/internacionales/25187/“ (accessed: 13.05.2021).

45. Briefing with the Special Envoy on Northern Triangle Ricardo Zúñiga. April 22, 2021. Available at: https://www.state.gov/briefing-with-special-envoy-for-the-northern-triangle-ricardo-zuniga / (accessed: 13.05.2021).

46. The United States Sanctions Guatemalan Officials for Corruption. April 26, 2021. Available at: https://www.state.gov/the-united-states-sanctions-guatemalan-officials-for-corruption/#: (accessed: 13.05.2021).

47. Бартенев В.И. 2018. Помощь «хрупким государствам» сквозь призму риск-менеджмента. Международные процессы. Т. 16. № 4. С. 20–41.

48. Бартенев В.И. 2019. Особенности финансирования программ международной помощи при администрации Д. Трампа: от инаугурации до «Украинагейта» //Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. Т. 11. № 4. С. 68–113.

49. Бернал Альварез М.А. 2020. Ситуация с беженцами из Центрально-Американских стран как гуманитарный кризис и роль США в её решении// Казанский вестник молодых ученых. Т. 4. № 1. С. 32–39.

50. Громогласова Е.С. 2017. Гуманитарный кризис в «Северном треугольнике»// Латинская Америка. № 12. С. 43–54.

51. Кудеярова Н.Ю. 2019. Политизация пограничной проблемы: США и Мексика в региональной миграционной системе // США & Канада: экономика, политика, куль-тура. Т. 49. №. 11. С. 55–70.

52. Манухин А.А. 2019 Треугольник безопасности «США – Мексика – Центральная Америка». США в 2018 году. Круглый стол Совета молодых ученых ИСКРАН. М.: Весь мир. С. 98–111.

53. Шишков А. С. 2018. Центральная Америка в XXI веке: тенденции, проблемы, перспективы // Проблемы национальной стратегии. Т. 49. № 4. С. 54–66.

54. Azpuru D. 2012 Democratic Consolidation in Postconflict States in Latin America – Insights from the Peace Building and Fragile States Literature // In the Wake of War: Democratization and Internal Armed Conflict in Latin America. Washington (D.C.) and Stanford: Woodrow Wilson Center Press, Stanford University Press. P. 71–77.

55. Greene Z.D. 2018. Licht A.A. Domestic Policies and Changes in Foreign Aid Allocation: the Role of Party Preferences. Political Research Quarterly.Vol. 71. No. 2. P. 284–301.

56. Kelly R.E. Security Theory in the “New Regionalism”. June 2007 // International Studies Review. 9(2):197-229. DOI:10.1111/j.1468-2486.2007.00671.x

57. Kudeyarova N.Yu. 2019. The Politicization of the Migratory Problem: U.S. and Mexico in the regional migration system (in Russ.) //USA & Canada: ekonomika, politika, kultura. 2019. Vol. 49. No. 11. P. 55–70.

58. Malinowski T., Blah Ch.O. 2016. De-Militarizing Civilian Security in Mexico and Northern Triangle. PRISM. Vol. 5. No. 4. P. 26–33.

59. Morgenthau H. 1962. A Political Theory of Foreign Aid. The American Political Science Quarterly. Vol. 56. No. 2. P. 301–309.

60. O’Brien Th. 2015. Human (In) Security and Democracy in Central America //Democracy and Security. Vol. 11. No. 1. P. 44–59.

61. Rivas Pardo P.A. 2016. Defensa interna de los países de América Central // Estudios internacionales. Año 48. No. 183. P. 93–117.

62. Rose S. 2020. Elite Incentives and Power Dynamics in Fragile States // PRISM. Vol. 8. No. 4. P. 84–99.

63. Söderbaum F. 2013. Rethinking Regions and Regionalism. Georgetown //Journal of International Affairs. Ассигнования сократились примерно на треть Vol. 14. No. 2. P. 9–18

Система Orphus

Загрузка...
Вверх