М. Ляшкевич. Этнические стереотипы в польской народной культуре

 
Код статьиS0869544X0019016-0-1
DOI10.31857/S0869544X0019017-1
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва M. Łaszkiewicz. Stereotypy etniczne w polskiej kulturze ludowej. Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2021. 419 s.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник Отдела этнолингвистики и фольклора
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Ленинский проспект, 32А, Москва, Россия, 119991
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 2
Страницы151-156
Аннотация

        

Ключевые слова
Получено11.05.2022
Дата публикации11.05.2022
Кол-во символов17804
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Монография Моники Ляшкевич вносит новый вклад в разработку одной из сложнейших и интереснейших проблем современной гуманитарной науки – в изучение ментальных и языковых стереотипов. Книга посвящена комплексному анализу этнических стереотипов в польской народной культуре. Автор ставит перед собой глобальную задачу – реконструировать ментальную карту, созданную носителями польской народной культуры, которая отразила бы модель этнического соседства, сформированную средствами языка и фольклорных представлений о мироустройстве (с. 35). Для этого на основе языковых и фольклорных данных анализируются восприятие, характеристика и оценка «чужих» носителями польской народной культуры.
2 Методология описания и классификации представителей «чужих» народов отражает основные постулаты Люблинской школы этнолингвистики, сформулированные известным польским лингвистом Е. Бартминьским и воплощенные в ряде фундаментальных трудов, в первую очередь в многотомном продолжающемся издании «Словарь народных стереотипов и символов» [13]. Автор использует в своей работе понятийный аппарат люблинской когнитивной этнолингвистики, а в целом исследование представляет собой опыт воплощения на «этническом» материале концепции «языкового образа мира» (językowy obraz świata по терминологии Е. Бартминьского) и универсальной семантической оппозиции «свой – чужой».
3 Автор предваряет разбор конкретных «этнических портретов» подробным обзором истории изучения стереотипов в мировой и польской науке, характеризуя различные подходы – этносоциологический, социологический, психологический, лингвистический (с. 37–48). Специально отмечено отличие лингвистического подхода к стереотипам, что выражается во включении в сферу этностереотипизации не только людей, но и объектов окружающего мира. В отечественной науке эта особенность была блестяще проанализирована в монографии Е.Л. Березович, где представлена методика описания языковыми средствами «человека этнического», «своих» и «чужих» земель, а также явления ксеномотивации [8. C. 112–137, 176–205, 404–467]; было наглядно показано, что главным для этнолингвистического анализа «своего» и «чужого» является культурная семантика слова. Словообразовательные и смыслообразующие возможности этнонима при назывании и описании качеств человека, временны́х периодов, предметов, обрядовых действий и реалий рассматривались также в одной из недавних статей рецензента [7. C. 177–198].
4 Этнический стереотип (в том числе представления об иных языках) в народной культуре формируется во многом с опорой на «наивную лингвистику» – это убедительно продемонстрировала (привлекая польский материал) в своем исследовании Е.Д. Бондаренко [9. C. 127–156]. В книге М. Ляшкевич разделы, посвященные характеристикам разных языков, также свидетельствуют о том, что диалектное языковое сознание играет важную роль в формировании образа этнических соседей.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 261

Оценка читателей: голосов 0

1. Белова О.В. Великан // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / отв. ред. Н.И. Толстой. М.: Международные отношения, 1995. Т. 1. С. 301–302.

2. Белова О.В. Дикие (дивьи) люди // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 1999. Т. 2. С. 92–93.

3. Белова О.В. Народы // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 2009. Т. 3. С. 367–370.

4. Белова О. В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. М.: Индрик, 2000. 320 с.

5. Белова О.В. Татары // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 2012. Т. 5. С. 241–243.

6. Белова О.В. Турки // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 2012. Т. 5. С. 330–333.

7. Белова О.В. Человек в системе этнокультурных стереотипов // Образ человека в языке и культуре / отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2018. С. 160–213.

8. Березович Е.Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования. М.: Индрик, 2007. 600 с.

9. Бондаренко Е.Д. Наивная лингвистика и диалектное языковое сознание. М.: Индрик, 2021. 584 с.

10. Королёва С.Ю., Четина Е.М. Великаны, перебрасывающие топор или камни: славянские варианты сюжета в «своих» и «чужих» традициях // Уникальное и типичное в славянском фольклоре. Сборник научных статей по материалам конференции / сост. А.Б. Мороз, Н.В. Петров, Н.С. Петрова, О.В. Белова. М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 2019. С. 124–157.

11. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / сост. Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. Л.: Наука, 1979. 436 с.

12. Krzyżanowski J. Polska bajka ludowa w układzie systematycznym. Wrocław; Warszawa; Kraków: Wydawnictwo Polskiej Akademii nauk. 1962. T. 1. 313 s.; 1963. T. 2. 332 s.

13. Słownik stereotypów i symboli ludowych / red. J. Bartmiński. Lublin: Wydawnictwo UMCS. T. 1. Kosmos. [Cz. 1] Niebo. Światła niebieskie. Ogień. Kamienie. 1996. 396 s.; [Cz. 2] Ziemia. Woda. Podziemie. 1999. 481 s.; [Cz. 3] Meteorologia. 2012. 522 s.; [Cz. 4] Świat. Światło. Metale. 2012. 396 s.; T. 2. Rośliny. [Cz. 1] Zboża. 2017. 404 s.; [Cz. 2] Warzywa, przyprawy, rośliny przemysłowe. 2018. 531 s.; [Cz. 3] Kwiaty. 2019. 295 s.; [Cz. 4] Zioła. 2019. 494 s.; [Cz. 5] Drzewa owocowe i iglaste. 2020. 300 s.

14. Thompson S. Motif-index of folk-literature: a classification of narrative elements in folktales, ballads, myths, fables, medieval romances, exempla, fabliaux, jest-books, and local legends. Vol. 1–6. Bloomington: Indiana University Press, 1955–1958. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/thompson/index.htm (дата обращения: 06.01.2022).

15. Uther H.-J. The types of international folktales. A classification and bibliography. Part 1: Animal tales, tales of magic, religious tales, and realistic tales, with an introduction. Helsinki: Academia Scientiarum Fennica, 2004. 619 p.; Part 2: Tales of the stupid ogre, anecdotes and jokes, and formula tales. Helsinki: Academia Scientiarum Fennica, 2004. 536 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх