Motives of wandering in the lives of christ for the sake of the fools (Prokopiy Ustyuzhsky, Isidor Tverdislov, Basil the Blessed)

 
PIIS0869544X0015974-4-1
DOI10.31857/S0869544X0015974-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: chief editor
Affiliation: bible portal ekzeget.ru
Address: Moscow, Russia
Journal nameSlavianovedenie
EditionIssue 4
Pages117-126
Abstract

The article uses the material of the ancient Russian lives of three fools: Procopius of Ustyuzha, Isidor Tverdislov and Basil the Blessed to demonstrate the connection between foolishness and spiritual journey. It is shown that in a number of cases, wanderer motifs are part of the mythopoetics of these literary monuments. Special attention is paid to the motivic and textual comparison of hagiographic works with the «Word on spiritual journey» ("Ladder") of St. John of Sinai. The author comes to the conclusion that the image of the fool in the form of an earthly wanderer can be attributed to the topos of hagiographic literature.

Keywordsfoolish, wandering, Procopius of Ustiug, Isidor Tverdislov, Basil the Blessed
Received04.08.2021
Publication date06.08.2021
Number of characters22080
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Юродство нераздельно связано с духовным странничеством. Жития Христа ради юродивых представляют собой репрезентацию двух видов этого феномена: пространственного перемещения и молитвенной устремленности горе, в Иерусалим Небесный. В данной статье я остановлюсь на анализе трех наиболее репрезентативных житиях – Прокопия Устюжского (~1303), Исидора Ростовского (Твердислова) (~1474) и Василия Блаженного (~1557). Выбор именно этих святых обусловлен их «первенством». Прокопий – первый юродивый, канонизированный русской православной церковью, «первым подражателем бл. Симеону и Иоанну, путем юродства взошедшим на небо» называет его архиепископ Филарет Гумилевский в своем труде «Русские святые, чтимые всею Церковию или местно» [6. С. 346]. В литературном же отношении, как показал С.А. Иванов, историю «русского похабства» следует начинать с блаженного Исидора [10. С. 247]. Выбор третьего святого обусловлен его значимостью в историко-культурном отношении: по справедливому наблюдению Л. М. Сабировой, «Василий Блаженный – это эпиграф к русскому юродству, его своеобразная энциклопедия» [16. С. 1]. И сегодня как дань народной памяти и любви высится на Красной площади собор, названный именем этого угодника Божия. Вопреки хронологии появления святых в истории следует начать анализ древнерусских памятников с жития Исидора Твердислова, которое послужило источником для последующей житийной литературы о юродивых [10. С. 247].
2 Уже в самой древней, «Полной» (1500–1508 гг.) [3. С. 31], редакции памятника тема странничества появляется с первых строк повествования. Так, агиограф описывает житие Исидора как «еже в вѣрѣ по градω(м) Х[ристра(ди) страньствiе»1. Характерно, что словосочетание «Христа ради» соседствует именно со словом «страньствiе», а не со словом буйство, невзирая на то, что новозаветные тексты способствовали выбору совершенно определенной риторики: «Мы (оубω) буи Хр[и](с)та ради» (1 Кор. 4:10). Похвалу за земное странствие, а не за юродство можно встретить и в начале Памяти святому, содержащейся в Великих Минеях Четьих митрополита Макария: «И играа, Исидоръ житие се преиде и небеснаго царствиа доиде» [7. С. 242]. Как истинный странник, «иноязычный среди иноязычного народа» (преп. Иоанн Лествичник) [13. С. 51], блаженный Исидор является иностранцем: «ω(т) западныхъ оубо странъ ω(т) латынскаго rазыка, ω(т) нѣмечьскыа же землѧ»2. Неабсолютная достоверность известия –  «rако же повѣдаю(т) нѣци»3 указывает на устный источник [4. C. 437]. В научной литературе высказывались различные взгляды на природу этой житийной детали. Так, по мнению М.Д. Каган, иноземство святого «было вполне реальным, однако какая западноевропейская страна была родиной юродивого неизвестно» [11. C. 575]. По словам С.А. Иванова, иностранные корни Исидора, с одной стороны, напоминают об Андрее Царьградском и могут оказаться «литературным топосом», а с другой – производят впечатление подлинного факта [10. C. 248], к «пустым топосам» относит эту агиографическую черту О.В. Гладкова [2. C. 204]. Опираясь на последнюю гипотезу, можно предположить, что в литературном отношении иноземство подчеркивало чуждость похаба этому миру, актуализируя мотив странничества в земной юдоли. Если рассматривать указание на происхождение святого как элемент мифопоэтики, нельзя не заметить одной символической особенности: придя из немецкой земли, т.е. земли немой по отношению к вере в Божественное Слово, Исидор становится Твердисловом: «утверди бо умъ и со словом вкупѣ, еже обѣща к Богу» [7. С. 242]. 1. 1Государственный архив Ярославской области (далее – ГАЯО). Оп 1. № 446 (196). Нач. XVI века. Л. 99об.

2. 2 ГАЯО Оп 1. № 446 (196). Нач. XVI века. Л.100об.–101.

3. 3 ГАЯО Оп 1. № 446 (196). Нач. XVI века. Л. 100об.

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 709

Readers community rating: votes 0

1. Gladkova O. V. Drevnerusskii sviatoi, prishedshii s Zapada (o maloizuchennom «Zhitii Isidora Tverdislova, rostovskogo iurodivogo) // Drevnerusskaia literatura: tema Zapada v XIII – XV vv. i samostoiatel'noe tvorchestvo, M.: Azbukovnik, 2002. pp. 167 – 210. (In Russ.)

2. Gladkova O. V. K istorii teksta zhitiia sv. Isidora Tverdislova // Drevniaia Rus'. Voprosy medievistiki. ¹ 3(61). 2015. pp. 31 – 32. (In Russ.)

3. Gorodilin S. V. Mezhdu «nemech'skoiu zemleiu» i Rostovom: istoricheskie realii v Zhitii Isidora Tverdislova // Slov?ne. T. 7. ¹ 2. 2018. pp. 414 – 450. (In Russ.)

4. Gumilevskii Filaret (arkhiep). Russkie sviatye, chtimye vseiu tserkov'iu ili mestno. Mai. Chernigov: Tip. Il'inskogo monastyria, 1863. 194 p. (In Russ.)

5. Gumilevskii Filaret (arkhiep.) Russkie sviatye, chtimye vseiu Tserkoviiu ili mestno. Opyt opisaniia zhizni ikh. T. 2. Mai, iiun', iiul', avgust. SPb.: I. L. Tuzov, 1882. 585 p. (In Russ.)

6. Ivanov S. A. Blazhennye pokhaby: Kul'turnaia istoriia iurodstva. M.: Iazyki slavianskikh kul'tur, 2005. 448 p. (In Russ.)

7. Kagan M. D. komment. Pamiat' sviatogo Sidora, iurodivogo Khrista radi // Biblioteka literatury Drevnei Rusi. T. XII. SPb.: Nauka, 2003. pp. 575 – 576. (In Russ.)

8. Kuznetsov I. I. (prot.) Sviatye blazhennye Vasilii i Ioann Khrista radi Moskovskie chudotvortsy (istoriko-agiograficheskoe issledovanie) // Zapiski Moskovskogo Arkheologicheskogo Instituta, izd. pod red. A. I. Uspenskogo. T. VIII. M.: Tip. L. V. Pozhidaevoi, 1910. 494 p. (In Russ.)

9. Lestvichnik I. igumen. Lestvitsa. M.: Sibirskaia blagozvonnitsa, 2011. 573 p. (In Russ.)

10. Likhachev D. S. Tekstologiia. Kratkii ocherk. M. -L.: Nauka. 1964. 102 p. (In Russ.)

11. Likhachev D. S., Panchenko A. M. «Smekhovoi mir» Drevnei Rusi. L.: Nauka, 1976. 204 p. (In Russ.)

12. Sabirova L. M. Zhitie Vasiliia Blazhennogo – pamiatnik drevnerusskoi agiogrammy XVI veka (problemy tekstologii i literaturnoi istorii proizvedeniia). Avtoref. dis… kand. filol. nauk. SPb., 1992. 22 p. (In Russ.)

13. Sidorov S. A. O strannikakh russkoi zemli / Zapiski sviashchennika Sergiia Sidorova s prilozheniem zhizneopisaniia, sostavlennogo ego docher'iu V. S. Bobrinskoi. M.: PSTGU, 2019. 494 p. (In Russ.)

14. Slovar' russkogo iazyka XI – XVII vv. Vypusk 3. Volod?n'e – viashch'shina. M.: Nauka, 1976. 288 p. (In Russ.)

15. Sviatye blazhennye Vasilii i Ioann Khrista radi iurodivye Moskovskie chudotvortsy. M., 1866. 54 p. (In Russ.)

16. Vlasov A.N. Literaturnaia istoriia pravednogo Prokopiia, Ustiuzhskogo chudotvortsa // Zhitie sviatogo pravednogo Prokopiia Ustiuzhskogo. M. Pamiatniki ist. mysli, 2003. pp. 103 – 122. (In Russ.)

17. Zhitie Isidora Tverdislova (14 maia. V toi zhe den' pamet' sviatago Sidora, iurodivago Khrista radi, naritsaemogo Tverdislova, rostovskago chiudotvortsa)» // Biblioteka literatury Drevnei Rusi. T. XII. SPb., 2003. S. 242 – 254. (In Oldruss.)

18. Zhitie prepodobnogo Prokopiia Ustiuzhskogo. SPb.: Obshchestvo liubitelei drevnei pis'mennosti. Vyp. 103. 1893. 324 p. (In Oldruss).

19. Zhitie, prestavlenie i skazanie o chudesakh sviatogo pravednogo i blazhennogo Ioanna, naritsaemogo Bol'shogo Kolpaka, Moskovskogo i Vologodskogo Chudotvortsa. Kratkaia rukopisnaia zapis', nakhodiashchaiasia pri Pokrovskom sobore. Tsit. po Kovalevskii I. sviashch. Iurodstvo o Khriste i Khrista radi iurodivye vostochnoi i russkoi Tserkvi. Istoricheskii ocherk i zhitiia sikh podvizhnikov blagochestiia. M., 1902. P. 244 (In Oldruss).

Система Orphus

Loading...
Up