Геннадиевская редакция толковых пророчеств начала 90-х годов XV века (из истории Библии 1499 года)

 
Код статьиS0869544X0008665-4-1
DOI10.31857/S0869544X0008665-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Москва, Россия, Москва
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 2
Страницы76-93
Аннотация

Обнаружены и изучены неизвестные ранее списки Геннадиевской редакции Толковых Пророчеств, установлены текстологические связи между рукописями, выявлены пары антиграф – апограф, приведены новые данные о монахе-доминиканце Вениамине и переводах из Вульгаты, восстановлена хронология работы над Толковыми Пророчествами в кружке архиепископа Геннадия Новгородского.

 

 

 

Ключевые словаТолковые Пророчества, Библия, перевод, архетип, протограф, антиграф, редакция, список, разночтение, маргиналия
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18–012–00142а «Толковые Пророчества в литературе и письменности Древней Руси»
Получено23.03.2020
Дата публикации23.03.2020
Кол-во символов47651
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В восточнославянской рукописной истории Толковых Пророчеств (далее сокращенно – ТП) существует большое белое пятно. От XI в. и до последней четверти XV в., т.е. от четырех с половиной столетий, до нас дошел всего лишь фрагмент одного листа XII в. из древнерусского списка Ис. [1. С. 87, 112–116, 152–156]. После длительного перерыва читательский интерес к Толковым Пророчествам ожил в Московской Руси в 80–90-х годах XV в. В конце XV – начале XVI в. ТП получили наибольшее распространение в русской рукописной традиции за всю их историю. Только до конца XV в., менее чем за четверть века, было создано более двадцати известных ныне русских списков. Причин тому несколько. Это и ересь жидовствующих, открытая в Новгороде осенью 1487 г., и ожидание светопреставления в 1492 г., и работа над первой полной церковнославянской Библией 1499 г. в кружке архиепископа Геннадия Новгородского (12.12.1484–26.6.1504).
2 1. ТП и литература жидовствующих в конце XV в. А.И. Соболевский допускал, что жидовствующие «владели сводом обращавшихся тогда в России библейских книг и что Геннадий воспользовался их списком этих книг» [2. С. 398]. Как оно было на самом деле и кто первым обратился к Пророчествам, сказать трудно. Показателен состав библейского сборника, возможно, 1481–1484 гг. [3; 4. С. 68, сн. 15; 5. С. 35, 36]. В его создании участвовал известный московский вольнодумец Иван Черный. Этот кодекс – самый полный русский ветхозаветный сборник до Библии 1499 г. В него вошли Пятикнижие, исторические книги (Нав, Суд, Руфь, 1–4 Цар, Есф) и учительные (Песн с толкованиями и в четьем переводе, Еккл, Притч), а также Хронограф. Однако здесь нет Пророчеств. Возможно, их не использовали потому, что подборка по своему хронографическому составу близка Еллинскому летописцу, куда входят отрывки из некоторых Книг пророков [6. С. LXVIII, № 43]. Но нельзя исключить и того, что ТП не было у Ивана Черного с товарищами в 1481–1484 гг. Через несколько лет после этого ТП обсуждают, переписывают, редактируют в Новгороде и Москве. Причем за московскими списками ТП тянется отчетливый новгородский след [7–10].
3 Многие списки ТП, начиная со старших точно датированных 1488–1489 гг., явно вышли из-под пера ортодоксов. Они имеют помету на поле к обличительной и мессианской речи в Ис 59: си прhти съ жиды [9. Л. 201об.]. Это указание знают многие рукописи: оно находилось в их общем протографе [6. С. XLVII; 7. Л. 153об.; 8. Л. 163; 11. Л. 121; 12. Л. 144об.; 13. 153об.; 14. Л. 222об.; 15. Л. 299об.; 16. Л. 109; 17. Л. 225; 18. Л. 195об.; 19. Л. 124]. Неясно, когда появилась приписка: в древности или в конце 80-х годов XV в., после обнаружения жидовствующих. Но как бы то ни было, она не имела отвлеченного, умозрительного характера в списках Геннадия Новгородского, Иосифа Волоцкого, Досифея Соловецкого и их единомышленников.
4 Источники и текстологический метод позволяют восстановить с большой степенью точности хронологию работы над ТП в геннадиевском кружке. В послании бывшему архиепископу Ростовскому Иоасафу, переписанном 23–25 февраля 1489 г., Геннадий сообщил список литературы, которую читали жидовствующие и которую следовало знать для успешной борьбы с ними. Он спрашивал, есть ли в заволжских монастырях: «…Селивестр папа Римскы, да Афанасей Александрейскы, да Слово Козмы прозвитера на новоявльшуюся ересь на богумилю, да Послание Фотея патриарха ко князю Борису Болгарьскому, да Пророчьства, да Бытия1, да Царьства, да Притчи, да Менандр, да Исус Сирахов, да Логика, да Деонисей Арепагит? Занеже те книги у еретиков все есть» [20. С. 315, 320; 6. С. XLVII, XLIX, XL, № 1]. К этому времени упомянутые в списке Пророчества уже находились у Геннадия. И он предлагал их другим, а не искал их для себя по монастырям, как неверно считал И.Е. Евсеев [21. С. 27]. 1. Так по первой книге могло называться все Пятикнижие.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 499

Оценка читателей: голосов 0

1. Тихомиров Н.Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей XI–XII веков, хранящихся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина. Часть III, дополнительная (XII и кон. XII–нач. XIII вв.) // Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1968. Вып. 30.

2. Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV–XVII вв. Библиографические материалы. СПб., 1903.

3. Унд-1 – Ветхозаветный сборник с Хронографом. Возможно, 1481–84 гг. ОР РГБ. Собр. В.М. Ундольского (ф. 310). № 1.

4. Клосс Б.М. Книги, редактированные и писанные Иваном Черным // Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1971. Вып. 32.

5. Клосс Б.М. О происхождении названия «Россия». М., 2012.

6. Евсеев И.Е. Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. М., 1905.

7. КБ-9/134 – ТП Основной редакции (до правки). 70–80-е гг. XV в. РНБ, собр. Кирилло-Белозерского монастыря, № 9/134.

8. МДА-20 – ТП Московской редакции дьяка В. Мамырёва. 1489 г. Собр. МДА (ф. 173.I), № 20.

9. ТСЛ-90 – ТП Основной редакции. 1488–89 гг. ОР РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры (ф. 304.I), № 90.

10. Калугин В.В. Московская редакция Толковых Пророчеств 1489 года дьяка Василия Мамырёва // Palaeoslavica. Cambri¬dge (Massachusetts), 2018. Vol. 26. № 1.

11. Арх-Д63 – ТП с дополнением из Вульгаты и комментариями на Дан. 90-е гг. XV в. БАН, Архангельское собр., № Д63.

12. Ег-25 – ТП Геннадиевской редакции. 1599–1600 гг. ОР РГБ, собр. Е.Е. Егорова (ф. 98), № 25.

13. Прян-187 – ТП Геннадиевской редакции. 1887–88 гг. ОР РГБ, собр. Г.М. Прянишникова (ф. 242), № 187.

14. Сол-694/802 – ТП Геннадиевской редакции с дополнениями из Вульгаты. 1492 г. РНБ, собр. Соловецкого монастыря, № 694/802.

15. Сол-695/803 – Редакция ТП с дополнениями по Острожской Библии 1580–81 гг. Посл. тр. XVII в. РНБ, собр. Соловецкого монастыря, № 695/803.

16. ТСЛ-89 – ТП Геннадиевской редакции с дополнениями из Вульгаты. 90-е гг. XV в. ОР РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры (ф. 304.I), № 89.

17. Чуд-183 – ТП. Кон. XV в. ГИМ, Чудовское собр., № 183.

18. Чуд-184 – ТП Основной редакции. Нач. 90-х гг. XV в. (не позднее начала 1491 г.). ГИМ. Чудовское собр. № 184.

19. F.I.460 – ТП Геннадиевской редакции с дополнениями из Вульгаты. 90-е гг. XV в. РНБ, F.I.460.

20. Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV–начала XVI века. М.; Л., 1955.

21. Евсеев И.Е. Книга пророка Исаии в древнеславянском переводе. СПб., 1897. Ч. 1, 2.

22. Старобългарският превод на Стария Завет. Книга на пророк Иезекиил с тълкования / Изданието е подготвено от Л. Тасева, М. Йовчева. София, 2003. Т. 2.

23. Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1999. Т. 7. Вторая половина XV века.

24. ИВМ-657 – Сборник с «Египетским патериком». 1486/87 г. ОР РГБ, собр. Иосифо-Волоцкого монастыря (ф. 113), № 657.

25. ИВМ-505 – Сборник-конволют. Не позднее 26 января 1489 г. (л. 1–167 об.) и кон. XV в. (л. 168–250об.). ОР РГБ, собр. Иосифо-Волоцкого монастыря, № 505.

26. Описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 и 1591 гг. Публикация Р.П. Дмитриевой // Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991.

27. Турилов А.А. Собрание Иосифо-Волоколамского монастыря (ф. 113) // Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина. Указатель. М., 1986. Т. 1. Вып. 2 (1917–1947).

28. Попов Г.В. Позднетверская рукописная орнаментика (Четвероевангелие конца XV – начала XVI в. из Иосифо-Волоколамского монастыря) // Археографический ежегодник за 1970 год. М., 1971.

29. Син-301 – ТП. Посл. тр. XVI–нач. XVII в. ГИМ, Синодальное собр., № 301.

30. Чуд-185 – ТП. Сер. XVI в. ГИМ, Чудовское собр., № 185.

31. Сол-1132/1242 – ТП Основной редакции с апокрифом Паралипомен Иеремии (л. 84в–91г.). 70 (?)–80-е гг. XV в. РНБ, собр. Соловецкого монастыря, № 1132/1242.

32. Пог-84 – Ветхозаветный сборник с переводами из Вульгаты. 60-е гг. XVI в. РНБ, собр. М.П. Погодина, № 84.

33. Рум-93 – Творения Дионисия Ареопагита. Не позднее 1490/91 г. ОР РГБ, собр. Н.П. Румянцева (ф. 256), № 93.

34. Седельников А.Д. К изучению «Слова кратка» и деятельности доминиканца Вениамина // ИОРЯС АН СССР 1925 года. Л., 1926. Т. 30.

35. Пог-80 – ТП. Кон. XV в. РНБ, собр. М.П. Погодина, № 80.

36. ТСЛ-63 – ТП Геннадиевской редакции с дополнениями из Вульгаты. 90-е гг. XV в. ОР РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры (ф. 304.I), № 63.

37. Ег-1712 – ТП. Кон. XVI–нач. XVII в. ОР РГБ, собр. Е.Е. Егорова (ф. 98), № 1712.

38. Овч-78 – ТП. Кон. XVI в., старообрядческая реставрация кон. XIX в. (л. 1в–54об., 206–206об., 428–448об.). ОР РГБ, собр. П.А. Овчинникова (ф. 209), № 78.

39. Син-915 – Геннадиевская Библия. 1499 г. ГИМ, Синодальное собр., № 915.

40. Срезн-75 – Библейский сборник Матфея Десятого с Книгами пророков (л. 3–122). 1502–07 гг. БАН, собр. И.И. Срезневского, № 75 (БАН, № 24.4.28).

41. Лавров П.А. Библейские книги 1507 года // Slavia. Casopis pro slovanskou filologii. Praha, 1933–34. Roc. 12.

42. Biblia ceska. Praha, 8.1488. [1-е изд.] 2?. МК РГБ, Inc. № 4.318.

43. Словарь старославянского языка. Репринт. изд. СПб., 2006. Т. 1.

44. Словарь старославянского языка. Репринт. изд. СПб., 2006. Т. 4.

45. Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1979. Вып. 6.

46. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Репринт. изд. М., 1989. Т. 1. Ч. 1.

47. Ег-860 – ТП. Кон. XVI – нач. XVII в. ОР РГБ, собр. Е.Е. Егорова (ф. 98), № 860.

48. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей московской Синодальной библиотеки. М., 1855. Отд. 1. Священное Писание.

49. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Репринт. изд. М., 1989. Т. 3. Ч. 2.

50. Калугин В.В. Украинские списки Толковых Пророчеств XVI – начала XVII века и их русские источники // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. М., 2019. № 1 (94), январь–март.

51. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей московской Синодальной библиотеки. М., 1857. Отд. 2. Писания святых отцев. Ч. 1. Толкование Священного Писания.

52. Ег-87 – ТП. Сер. XVI в. ОР РГБ, собр. Е. Е. Егорова (ф. 98), № 87.

53. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 2-е изд. М., 1986. Т. 1.

54. Словарь русских народных говоров. Л., 1970. Вып. 5.

55. Лихачев Н.П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1–3.

56. Briquet C.M. Les filigranes. Dictionnaire historique des marques du papier des leur apparition vers 1282 jusqu’en 1600. Geneve, 1907. T. 1.

57. Piccard G. Veroffentlichungen der Staatlichen Archivverwaltung Baden–Wurttemberg: Sonderreihe die Wasserzeichenkartei Piccard im Hauptstaatsarchiv Stuttgart. Stuttgart, 1987. Findbuch 15.3.

58. Калугин В.В. Протограф русских списков Толковых Пророчеств конца XV–XIX в. и проблемы его реконструкции // Палеография, кодикология, дипломатика. Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов. Материалы Междунар. науч. конференции в честь 80-летия… Б.Л. Фонкича. Москва, 27–28 февраля 2018 г. М., 2018.

59. Арсений, Иларий, иеромонахи. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878.

60. Овч-79 – ТП. Нач. XVII в., реставрация И.Г. Блинова кон. XIX или нач. XX в. (л. 1а–7об., 275–276). ОР РГБ, собр. П.А. Овчинникова (ф. 209), № 79.

61. БАН 33.10.4 – Ветхозаветная часть Геннадиевской Библии с Книгами пророков (л. 155–288 об.). 90-е гг. XV в. БАН, № 33.10.4.

62. Соф-1321 – Великая Четия Минея. 30-е гг. XVI в. (не позднее 1541 г.). РНБ, собр. Софийской библиотеки, № 1321.

63. Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 2006. Вып. 27.

64. Смирнова Э.С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век. М., 1994.

65. Ромодановская В.А. О целях создания Геннадиевской Библии как первого полного русского библейского кодекса // Книжные центры Древней Руси. Севернорусские монастыри. СПб., 2001.

66. Минеева С.В. Рукописная традиция Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (XVI–XVIII вв.). М., 2001. Т. 1.

67. Рог-708 – ТП Основной редакции. 2-я четв. XVI в. ОР РГБ, собр. Рогожского кладбища (ф. 247), № 708.

68. Чуд-182 – ТП. Кон. XV в. ГИМ, Чудовское собр., № 182.

69. Калугин В.В. Из истории глаголицы в Древней Руси. (Толковые Пророчества 1047 года) // ТОДРЛ. СПб., 2016. Т. 64.

70. Калугин В.В. Указатель Матфея Десятого «От Пророчеств пословицы» и его русские источники // Славянская Библия в эпоху раннего книгопечатания. К 510-летию создания Библейского сборника Матфея Десятого. СПб., 2017.

71. Калугин В.В. Еврейские кирилловские глоссы конца XV в. в русских списках Толковых Пророчеств и Библии Матфея Десятого // Palaeoslavica. Cambri¬dge (Massachusetts), 2017. Vol. 25. № 1.

72. Син-576 – Сборник с ТП (л. 1–266 об.). Кон. XV – нач. XVI в. ГИМ, Синодальное собр., № 576.

73. Ув-334 – ТП. Кон. XV – нач. XVI в. ГИМ, собр. А.С. Уварова, № 334. 1?.

74. Син-118 – ТП. 2-я четв. XVII в. ГИМ, Синодальное собр., № 118.

75. Унд-1297 – ТП с дополнением из Вульгаты и комментариями на Дан. 1-я четв. XVIII в. ОР РГБ, собр. В.М. Ундольского (ф. 310), № 1297.

76. Калугин В.В. Толковые Пророчества в старообрядческой письменности XVIII–XIX веков // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе. Труды IV Международной научной конференции (Мир старообрядчества. Вып. 10). М., 2019. (Труды исторического факультете МГУ. Вып. XXX. Сер. II. Исторические исследования, XX).

77. Дианова Т.В., Костюхина Л.М. Водяные знаки рукописей России XVII в. По материалам Отдела рукописей ГИМ. М., 1980.

78. Унд-18 – ТП Дополненной редакции с геннадиевскими переводами из Вульгаты. Нач. (10-е гг.) XVII в. ОР РГБ, собр. В.М. Ундольского (ф. 310), № 18.

79. Калугин В.В. Записи попа Упыря Лихого в Толковых Пророчествах 1047 года // Славяноведение. М., 2018. № 2.

80. Калугин В.В. Лицевые Толковые Пророчества 1887–1888 гг. Г.М. Прянишникова и их место в рукописной истории памятника // ТОДРЛ. Л., 2020. Т. 67. В печати.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх