С.А. ВОРОБЬЕВА. Алексей Хомяков. СПб., 2018. 251 с.

 
Код статьиS0869544X0006217-1-1
DOI10.31857/S0869544X0006217-1
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва С.А. ВОРОБЬЕВА. Алексей Хомяков. СПб., 2018. 251 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, 119334, Россия, Москва, Ленинский проспект, 32а
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 5
Страницы131-133
Аннотация

    

Ключевые слова
Получено09.09.2019
Дата публикации13.09.2019
Кол-во символов7166
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Светлана Александровна Воробьева, автор монографии «Алексей Хомяков», является признанным специалистом в области изучения славянофильства [1; 2]. Рецензируемая работа Воробьевой – это краткие, но крайне информативные пролегомены, выстраивающие ясную логическую схему для дальнейшего изучения богатейшего историко-философского наследия Алексея Степановича Хомякова. Монография состоит из Введения, четырех глав, Заключения, а также Приложения, содержащего три отрывка из публицистических работ А.С. Хомякова, Литературы и Указателя имен.
2 Во Введении приводятся необходимые сведения, позволяющие воссоздать не только основные этапы биографии Хомякова и черты его личности, но и круг его общения. Интерес представляет предлагаемая Воробьевой классификация подходов к исследованию творчества Хомякова: «работы философско-гносеологического характера, практически не включающие историческую проблематику (Н.Ю. Колюпанов, И. Панов): работы, анализирующие отдельные стороны учения Хомякова – этику (Л.Е. Владимиров), богословие (П.А. Флоренский. В. Певницкий, П. Линницкий); философско-исторические исследования (В. З. Завитневич, Н.А. Бердяев)» (c. 5–6). Воробьева подчеркивает перспективность акцентирования исследовательского внимания именно на общефилософской основе философии истории Хомякова, так как это позволит не только реконструировать «достаточно своеобразную систему» (с. 216), но и понять причины согласования и непротиворечивости духа православной традиции и реалистического познания истории.
3 Итак, прежде чем выявлять особенности видения Хомяковым проблемы «Восток–Запад» (третья гл. монографии) и диалектики всемирной истории (четвертая гл.), Воробьева предлагает обратиться к онтологическим (первая гл. «Основные идеи и их теоретические источники») и гносеологическим (вторая гл. «Методы исторического познания») основаниям философии истории Хомякова. Круг идей и проблем, составляющих фундамент философии истории Хомякова, следующий: идеи исторической закономерности и общественного процесса/прогресса; проблемы исторической достоверности, веры как движущей силы истории и нравственности; человек и история; причинно-следственная детерминация.
4 Воробьева не только выявляет теоретические истоки используемых Хомяковым идей и проблем (а это, прежде всего, работы Гегеля, Шеллинга и немецких философов-романтиков), но и анализирует их творческое переосмысление и своеобразное преломление у Хомякова. Например, взгляды немецкого романтика Ф. Баадера на возможность обоснования христианской веры и классификации истории согласно уровню восприятия человечеством христианской идеи, продолженные в программе И.В. Киреевского о синтезе рассудка и разума на основе высшего умозрительного единства, становятся для Хомякова основой для разработки концепции «народной веры». Самосознание собственной внутренней цельности, необходимое для достижения истины и понимания истории, позволяет Хомякову рассматривать «веру в двух ипостасях: как знание более высокого уровня и как жизненную силу, лежащую в основе бытия» (с. 48). То есть умозрительное и конкретно-историческое понимание веры как функции воли («волящего разума») становится для Хомякова определяющим при рассмотрении истории как процесса «саморазвития “волящего разума” через его конкретное преломление в человечестве – веру» (с. 216).

Цена публикации: 100

Всего подписок: 2, всего просмотров: 991

Оценка читателей: голосов 0

1. Воробьева С.А. Философия истории А.С. Хомякова. СПб., 2019.

2. Воробьева С.А. Философско-исторические идеи в России (1830–1850-е годы). СПб., 2010.

3. Хомяков А.С. Записки о всемирной истории. Ч. 1 // Хомяков А.С. Полн. собр. соч.: В 4-х т. М., 1871. Т. 3.

4. Хомяков А.С. Записки о всемирной истории. Ч. 2 // Хомяков А.С. Полн. собр. соч.: В 4-х т. М., 1873. Т. 4.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх