С.Т. Таранец. Подолье. Традиционная культура и повседневная жизнь русских старообрядцев в XX – начале XXI века

 
Код статьиS0869544X0004211-5-1
DOI10.31857/S0869544X0004211-5
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва С.Т. ТАРАНЕЦ. Подолье. Традиционная культура и повседневная жизнь русских старообрядцев в XX – начале XXI века. Киев
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Россия, Москва
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 2
Страницы124-126
Аннотация

     

Ключевые слова
Получено28.02.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов11606
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Книга С.В. Таранца, посвященная традиционной культуре русских старообрядцев, проживающих на территории Украины, – плод многочисленных экспедиций автора в города и села Подолья, где они обосновались с конца XVII в. Книга совмещает в себе достоинства исследовательского труда и красочного альбома с тщательно подобранными фотографиями, которые, дополняя текст, позволяют познакомиться практически со всеми сторонами традиционного уклада жизни русских в этих местах. Экспедиции в 29 из 35 населенных пунктов Винницкой, Хмельницкой и Одесской областей, где старообрядцы живут или прежде жили, были совершены автором с 1998 по 2003 г. и ставили своей целью исследование как культуры и быта, так и устного народного творчества ревнителей древлего благочестия, издавна называемых здесь, по его словам, «пилипами» или «пилипонами».
2 Альбом открывает – и это является его несомненным достоинством – глава «Об экспедиционной работе». Эта глава раскрывает основные принципы исследования, один из которых – всеобъемлющий подход автора к изучению местных традиций, как собственно староверов, так и единоверцев – от рукописного наследия (исторические источники, богослужебные книги и т.д.) и фольклора до повседневных занятий жителей. В ходе экспедиций исследователем были установлены связи с 122 старообрядцами. Чрезвычайно ценными, с нашей точки зрения, являются имеющиеся в главе сведения о жизни тех представителей общин, чей вклад в сбор материала о местных традициях был особенно весомым, а их портреты позволяют воспринимать рассказ как «живую летопись» истории старообрядчества в этих краях.
3 Следующая глава книги посвящена жилью русских. В качестве наиболее яркого примера местных построек рассматривается трехкамерное жилье села Борсков как селения, наименее затронутого современными веяниями в быту. Описываются три типа жилых домов – деревянные (из дуба) избы, построенные в сруб, дома начала XX в. из красного кирпича и глинобитные постройки послевоенного времени. Постепенное падение уровня жизни русских в советский период, по словам автора, приводило к использованию более дешевых материалов и ухудшению качества жилья. В вышеназванную главу включены также некоторые сведения, касающиеся местного говора «кацапов», который испытал здесь влияние украинского языка.
4 В тематически продолжающем главу о жилище разделе «Интерьер» особое внимание уделено устройству печи, которая на Подолье, в отличие от центральных районов России, где она находилась посередине избы, пристраивалась возле входа в комнату вдоль стены. В главе описывается устройство «красного» («переднего», или «святого») угла (приведены соответствующие фотографии, в том числе снимки домашнего иконостаса) и рассказывается о местных иконописцах. При этом особо выделена традиция иконописания села Пилипы-Боровские, где трудились мастера Соловьевы и Поцелуевы.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 4, всего просмотров: 1169

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх