Memorial inscriptions in Slavic pilgrims of the eightteenth and nineteenth century in St. Michael the Archangel Monastery in Jerusalem (preliminary publication)

 
PIIS0869544X0004204-7-1
DOI10.31857/S0869544X0004204-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Corresponding member of RAS, Head of Department
Affiliation: Institute of archaeology RAS
Address: Moscow, Russia, Moscow
Occupation: General Director
Affiliation: Scientific and publishing center "Indrik»
Address: Russia, Moscow
Journal nameSlavianovedenie
EditionIssue 2
Pages94-99
Abstract

The inscriptions of the eighteenth and nineteenth centuries published in the article were collected de visu by the authors in the late 2017 at the courtyard and cells of St. Michael the Archangel Monastery in Jerusalem. Pilgrims’ inscriptions were placed at the walls, parapets and even floor pavements of the monastery. Most are elaborated and lavishly decorated stone carvings, others are simple graffiti, typical for pilgrims’ inscriptions. Presumably, the inscriptions were carved by professional carvers order, and only occasionally were incised by pilgrims themselves. The standard texts commemorate the pilgrimage to the Holy Places, contain the personal name and social rank of the pilgrims, as well as the date of their stay at the monastery.

KeywordsSerb, Russian, epigraphy, pilgrimage, Jerusalem, Palestine, monastic foundations
AcknowledgmentThe article was written by the financial support of the Russian Foundation for Basic Research, project № 18-09-40075.
Received28.02.2019
Publication date26.03.2019
Number of characters13114
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В последние десятилетия существенно расширился ареал выявленных средневековых граффити, оставленных в Средиземноморье паломниками из славянских стран. Этот возрастающий интерес к ситуативной эпиграфике позволяет рассматривать любую надпись такого рода как потенциально информативную. При этом надписи Нового времени публикуют крайне редко, хотя определенное внимание к ним существует, по крайней мере как к роду письменного фольклора [1. С. 10–65]. В этом отношении особый интерес представляет Иерусалим, где христианские паломники оставляли многие тысячи надписей в течение примерно полутора тысяч лет. Их более полное введение в оборот способно дополнить историю взаимодействия славянских народов друг с другом и с другими этническими группами конкретными и важными деталями.
2 В Иерусалиме такое взаимодействие связано со многими паломническими центрами, среди которых важен существующий до сих пор монастырь св. Михаила Архангела в христианском квартале Старого города, вблизи храма Гроба Господня. В XVII–XIX вв. он использовался как часть инфраструктуры, служившей Греческой Патриархии для приема иноземных паломников (см. [2. С. 319–321; 3. С. 215; 4. С. 73] и др.), в нем в 1840–1850-х годах помещалась Русская Духовная Миссия, и в XIX в. его подчас именовали просто «Архангельский русский монастырь в Иерусалиме» [5. С. 194].
3 Возникновение монастыря связано, однако, не с греками и не с русскими, а с сербами: его основал король Стефан Урош II Милутин Неманич (1282–1321) в 1303 г., получив как союзник Византии право на это после заключения мира между императором Андроником II и султаном Насиром ад-Дин Мухаммедом. Через 200 лет (после 1504 г.) монастырь стал подворьем лавры св. Саввы Освященного в Иерусалиме и оставался им до 1623 г., пока не перешел во владение греков. В русской паломнической литературе монастырь известен по крайней мере с конца XVI в. (о нем писал Трифон Коробейников и другие посещавшие Палестину путешественники). Этот вместительный (по оценкам XIX в., на 250–350 человек) монастырь и в дальнейшем остался прибежищем путешественников из славянских стран, особенно сербов и русских, хотя здесь останавливались также греки, румыны и др.
4 Монастырь представляет типичный для Иерусалима комплекс с внутренним двором и периметральной застройкой в двух уровнях, отчасти врубленной в скалу, со стенами, сложенными из местного камня. Этот камень до недавнего времени сохранял память о живших здесь в XVII–XVIII вв., но в 2018 г. его греческие хозяева заново оштукатурили часть стен, надолго, если не навсегда, скрыв сохранявшиеся на них памятные надписи. В октябре 2017 г. авторы получили возможность провести в монастыре предварительное фотографирование северо-западной части построек верхнего уровня, используя для фиксации объектов глазомерную съемку (не в правилах греческих монастырей допускать научные обследования).

Number of purchasers: 2, views: 678

Readers community rating: votes 0

1. Krenke N.A., Nefedov V.S., Ershov I.N. Nadpisi na stenah Bol'shogo dvorca // Caricyno: arheologiya sovremennosti. M., 2008.

2. Porfirij Uspenskij. Kniga bytiya moego. Dnevniki i avtobiograficheskie zapiski episkopa Porfiriya Uspenskogo. SPb., 1895. CH 2. Gody 1844 i 1845.

3. Murav'ev A.N. Puteshestvie ko svyatym mestam v 1830 godu. M., 2007.

4. Norov A.S. Puteshestvie po Svyatoj Zemle v 1835 godu. M., 2008.

5. Raspisanie vklada v obiteli i cerkvi, s prinosheniem pominoveniya o upokoenii dushi raba Bozhiya Davida i srodnikov // Rossiya v Svyatoj Zemle. Dokumenty i materialy. V 3-h t. / Sostavlenie, podgotovka teksta, kommentarii i obshchaya redakciya N.N. Lisovogo. M., 2015. T. 1.

6. Hal'fran Z. Grecheskij Arhangel'skij monastyr' v Ierusalime // Ierusalimskij pravoslavnyj seminar. M., 2013. Vyp. 4.

7. Opisanie puteshestviya ieromonaha Ryhlevskogo Nikolaevskogo monastyrya Sil'vestra i Nikodima v Car'grad i Ierusalim v 1722 godu // Trudy Kievskoj duhovnoj akademii. 1883. Vyp. 5 (maj). (Otdel'nyj ottisk).

8. Slavyano-russkie rukopisi Nauchnoj biblioteki Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. 2. XVIII v.: Katalog. Tomskij gos. un-t/ Sost. V. A. Esipova. Tomsk, 2009; Putnik stranstviya moego. Rukopis'. 1728 g. Nauchnaya biblioteka Tomskogo gos. universiteta, shifr V-878.

9. http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000370102 Opisanie v kataloge rukopisej NB TGU

10. http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/26_tom/Romodanovskaja/Romodanovskaja.pdf Opisanie E. K. Romodanovskoj

11. Puteshestvie moskovskih kupcov Trifona Korobejnikova i YUriya Grekova ko svyatym mestam v 1582 g. // Skazaniya russkogo naroda, sobr. I.P. Saharovym. SPb., 1849. T. 2. Kn. 8.

Система Orphus

Loading...
Up