Тенденции развития ВПК США на примере анализа «Национальной стратегии военно-промышленного комплекса»

 
Код статьиS207054760031141-2-1
DOI10.18254/S207054760031141-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Магистрант
Аффилиация: МГИМО МИД РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссия и Америка в XXI веке
Выпуск
Аннотация

В статье рассматриваются основные тренды развития военно-промышленного комплекса США в новых геополитических реалиях. Публикация в конце 2023 г. первой «Национальной стратегии военно-промышленного комплекса» стала отражением взглядов военного истеблишмента страны на изменившуюся военно-политическую обстановку в мире и подтверждением неготовности оборонной индустрии США к потенциальному конфликту с равным по силе противником. Анализ ключевых положений Стратегии даёт представление об основных направлениях реформ оборонной индустрии страны, с целью подготовить её к вероятному военному конфликту высокой интенсивности. В рамках данной статьи предпринимается попытка выделить основные направления реформ, реализация которых становится важнейшей задачей страны для сохранения оборонно-промышленной базы в случае начала прямого военного столкновения.

Ключевые словаВПК, оборонная индустрия США, военная стратегия, военно-политическая обстановка
Получено22.04.2024
Дата публикации31.05.2024
Кол-во символов24372
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

 

Окончание биполярного противостояния в начале 1990-х годов внесло существенные корректировки в военную стратегию страны1. На смену предсказуемой угрозы в лице Советского Союза и стран социалистического блока пришли более многомерные вызовы, исходящие от «государств-изгоев» и международных террористических организаций. Одновременно с этим вероятность крупномасштабной войны в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе значительно снизилась. На фоне кардинального переосмысления приоритетов военного планирования, военно-промышленный комплекс США переживал серьёзные структурные изменения2. Ответом на сокращение государственных закупок вооружений и снижение затрат на НИОКР стала консолидация оборонного комплекса страны и поглощение более мелких участников рынка крупными корпорациями3.

1. Конышев В. Н. Военная стратегия США после окончания холодной войны. СПб.: Наука, 2009. С. 28.

2. Watts B. The Us Defense Industrial Base. Past, Present and Future. CSBA. 2008. P. 27. Available at: >>> (accessed: 15.03.2024).

3. Александров М. В. Опыт реформирования оборонной промышленности США после «холодной войны». – М.: Прометей, 2021. С. 27.
2

Развязанная в начале XXI века «глобальная война с терроризмом» подстегнула количественное наращивание вооружений, необходимых для ведения конфликтов низкой интенсивности в Афганистане и Ираке. Тем не менее, с точки зрения долгосрочного развития военно-промышленного комплекса, «война с терроризмом» не способствовала качественной модернизации неизбежно устаревающих систем вооружений, поскольку основная часть ресурсов тратилась на удовлетворение конкретных нужд вооружённых сил страны, а не на дорогостоящие программы перевооружения4. Многие перспективные программы создания новых видов вооружений сворачивались по причине не только нехватки финансирования, но и сомнений в целесообразности проведения такой широкомасштабной модернизации в условиях отсутствия сопоставимого по военной мощи противника. Однако постепенное возвращение на мировую арену соперничества между ведущими центрами силы, обозначившееся более рельефно в ходе второго президентского срока Барака Обамы, более остро поставило вопрос о готовности США к ведению боевых действий против равного по силе противника, что одновременно ставило на повестку дня вопрос о соответствии военно-промышленного комплекса страны новым запросам времени. Приход в Белый дом Дональда Трампа ознаменовал переоценку характера угроз безопасности США: в Стратегии национальной безопасности 2017 г. впервые в постбиполярный период соперничество с равными по силе противниками стало занимать центральное место в военно-политическом планировании страны5. Одновременно с этим в экспертных и правительственных кругах всё чаще стал ставиться вопрос о готовности военно-промышленного комплекса страны к новой военно-политической обстановке в мире.

4. Eaglen M. U.S. Defense Spending: The Mismatch Between Plans and Resources. Backgrounder. № 2418. June 7, 2010. Available at: >>> (accessed: 15.03.2024).

5. 2017 National Security Strategy. The White House. 2017. December. P. 2. Available at: >>> (accessed: 15.03.2024).
3

Начало специальной военной операции России на Украине, а также вероятность вооружённого столкновения с Китаем, сегодня становятся серьёзным испытанием для военно-промышленного комплекса страны, что признаётся как специалистами, так и официальными лицами в Вашингтоне6. Необходимость удовлетворять нужды союзников США в Европе требуют от оборонной промышленности страны значительно наращивать производство тех типов вооружений, которые будут необходимы в случае военного конфликта с Россией. При этом боевые действия на Украине показали, что предшествующие военные концепции, доминировавшие в военно-политическом истеблишменте страны на протяжении трёх десятилетий, оказались малопригодными в условиях конфликта с равным по силе государством7. Военно-промышленный комплекс США на сегодняшний день не в силах увеличить производство до необходимых масштабов в силу структурных проблем, сформировавшихся в постбиполярные десятилетия8. На это накладывается необходимость подготовки к гипотетическому столкновению с КНР, что требует от государства закупок систем вооружений, отличных от тех, которые применяются в ходе российско-украинского конфликта, что представятся непростой задачей на фоне и так загруженных производственных мощностей. Тренд на деидустриализацию экономики путём переноса производства в развивающиеся страны, а также зависимость от экспорта целого ряда полезных ископаемых остро поставили вопрос о готовности ВПК не только США, но и европейских союзников по НАТО к гипотетическому вооружённому конфликту высокой интенсивности9. В работах российских авторов указывается на необходимость углубления военно-технического сотрудничества между США и странами Запада в силу невозможности самостоятельно модернизировать уже существующие системы вооружений и разрабатывать принципиально новые, что становится магистральным трендом развития оборонно-промышленного комплекса в странах Запада10.

6. Бабкина С.К. ВПК США как фактор сохранения доминирующего положения в мире. США & Канада: экономика – политика - культура. 2023. №11. С. 5–17. DOI: 10.31857/S2686673023110019

7. Jones. S. Empty Bins in a Wartime Environment. The Challenge to the U.S. Defense Industrial Base. CSIS. 2023. P. 6. Available at: >>> (accessed: 15.03.2024).

8. Berenson D., Higgins C., Tinsley J. The U.S. Defense Industry in a New Era. War on the Rocks. January 13, 2021. Available at: >>> (accessed: 17.03.2024).

9. Шкробтак И. О. Военно-промышленный комплекс США в современный период.Россия и Америка в XXI веке. 2023. Спецвыпуск 3. Availableat: >>>(accessed: 15.03.2024). DOI: 10.18254/S207054760029223-2

10. Мотявин М. М. Военно-технологическое сотрудничество США и Японии на современном этапе.Россия и Америка в XXI веке. 2022. Выпуск № 3. Availableat: >>> (accessed: 15.03.2024). DOI: 10.18254/S207054760020725-4;

Всего подписок: 0, всего просмотров: 17

Оценка читателей: голосов 0

1. Конышев В. Н. Военная стратегия США после окончания холодной войны. СПб.: Наука, 2009. С. 28.

2. Watts B. The Us Defense Industrial Base. Past, Present and Future. CSBA. 2008. P. 27. Available at: https://csbaonline.org/uploads/documents/2008.10.15-Defense-Industrial-Base.pdf (accessed: 15.03.2024).

3. Александров М. В. Опыт реформирования оборонной промышленности США после «холодной войны». – М.: Прометей, 2021. С. 27.

4. Eaglen M. U.S. Defense Spending: The Mismatch Between Plans and Resources. Backgrounder. № 2418. June 7, 2010. Available at: https://www.heritage.org/defense/report/us-defense-spending-the-mismatch-between-plans-and-resources (accessed: 15.03.2024).

5. 2017 National Security Strategy. The White House. 2017. December. P. 2. Available at: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (accessed: 15.03.2024).

6. Бабкина С.К. ВПК США как фактор сохранения доминирующего положения в мире. США & Канада: экономика – политика - культура. 2023. №11. С. 5–17. DOI: 10.31857/S2686673023110019

7. Jones. S. Empty Bins in a Wartime Environment. The Challenge to the U.S. Defense Industrial Base. CSIS. 2023. P. 6. Available at: https://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/2023-01/230119_Jones_Empty_Bins.pdf?VersionId=mW3OOngwul8V2nR2EHKBYxkpiOzMiS88 (accessed: 15.03.2024).

8. Berenson D., Higgins C., Tinsley J. The U.S. Defense Industry in a New Era. War on the Rocks. January 13, 2021. Available at: https://warontherocks.com/2021/01/the-u-s-defense-industry-in-a-new-era/ (accessed: 17.03.2024).

9. Шкробтак И. О. Военно-промышленный комплекс США в современный период. Россия и Америка в XXI веке. 2023. Спецвыпуск 3. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760029223-2-1/ (accessed: 15.03.2024). DOI: 10.18254/S207054760029223-2

10. Мотявин М. М. Военно-технологическое сотрудничество США и Японии на современном этапе. Россия и Америка в XXI веке. 2022. Выпуск № 3. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760020725-4-1/ (accessed: 15.03.2024). DOI: 10.18254/S207054760020725-4; Военно-экономическое развитие и безопасность / Отв. ред. Л. В. Панкова, О. В. Гусарова / ИМЭМО РАН. – М.: Издательство «Весь Мир», 2020. С. 11; Шкробтак И. О. Сотрудничество США и Великобритании в военно-технической сфере в современный период. США & Канада: экономика – политика – культура. 2023. №5. C. 67-76. Available at: https://usacanada.jes.su/s268667300029703-3-1/ (accessed: 15.03.2024). DOI: 10.31857/S2686673023050097

11. Шкробтак И. О. Указ. соч.; Posturing the U.S. Defense Industrial Base for Great Power Competition. – NDIA. February 2023. P. 1. Available at: https://www.ndia.org/-/media/sites/ndia/policy/vital-signs/2023/ndia_vitalsigns2023_final_v3.pdf (accessed: 17.03.2024) Шкробтак И.О. Оборонно-промышленный комплекс США в свете украинского конфликта. США & Канада: экономика – политика - культура. 2023. №11. С. 18-26. Available at: https://sciencejournals.ru/issues/usacan/2023/vol_2023/iss_11/USACan_2311002Shkrobtak/USACan_2311002Shkrobtak-site.html (accessed: 17.03.2024). DOI: 10.31857/S2686673023110020

12. Miller J., O’Hanlon M. Quality over quantity: U.S. Military Strategy and Spending in the Trump years. Brookings. January 2019. P. 2. Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2019/01/FP_20190103_military_strategy_spending.pdf (accessed: 17.03.2024).

13. National Defense Industrial Strategy. Department of Defense. November 2023. P. i. Available at: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2024/01/2023-ndis.pdf (accessed: 17.03.2024).

14. Ibid., p.9.

15. Jones. S. Op. cit., p.11.

16. Howell S. Rathje J., Van Reenen J., Wong J. Opening up Military Innovation: Causal Effects of ‘Bottom-up’ Reforms to U. S. Defense Research. Institute of Labor Economics. №14297. April 2021. P. 2. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3825034 (accessed: 17.03.2024).

17. Posturing the U.S. Defense Industrial Base for Great Power Competition…

18. Eaglen M. U.S. Defense Spending…

19. Eving P. Fact Check: Has President Obama 'Depleted' The Military? NPR. April 29, 2016. Available at: https://www.npr.org/2016/04/29/476048024/fact-check-has-president-obama-depleted-the-military (accessed: 17.03.2024).

20. Jones. S. Op. cit., p.11.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх