Трансформация американского присутствия в Ираке и перспективы устойчивости багдадского режима

 
Код статьиS207054760018160-3-1
DOI10.18254/S207054760018160-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссия и Америка в XXI веке
Выпуск
Аннотация

Выход США из «бесконечных войн» не означает полного прекращения американского военного присутствия в регионе Персидского залива. Это является одной из причин, по которым политическому режиму в Ираке не грозит свержение. Соединённые Штаты нацелены не только минимизировать численность войск, необходимых для решения задач, но и снизить риски для жизни американских военнослужащих. Тем не менее американское присутствие трансформируется и адаптируется для соперничества США с «ревизионистскими державами». В этой борьбе Соединённые Штаты намерены использовать традиционный для своей внешней политики инструментарий. Однако все характерные для американской внешней политики недостатки, такие как отсутствие стратегического подхода, непоследовательность и недальновидность, также сохраняются. Поэтому все ключевые задачи, поставленные американским истеблишментом на иракском направлении, не будут решены. Их масштаб и острота будут сдерживаться прежде всего объективными региональными факторами и ограниченным потенциалом соперников США, а не американским влиянием в регионе. 

Ключевые словаСША, Афганистан, Ирак, терроризм, политический режим, Китай, Иран
Получено08.11.2021
Дата публикации13.01.2022
Кол-во символов23076
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Падение правительства в Кабуле развернуло дискуссию в академическом сообществе и медиасреде о перспективах устойчивости других политических режимов, нацеленных на сотрудничество с США. Речь шла о странах, задействованных в локальных конфликтах, и во многом опирающихся на американскую поддержку. Не в каждой из них можно было наблюдать процесс «строительства нации» (nation-building) под руководством США. Однако наиболее близким к Афганистану по уровню американской вовлечённости во внутренние дела страны и общему значению для внешней политики США является иракский режим. Существуют мнения, что политику США в Ираке
2

Подобные оценки, как и сравнения нынешнего багдадского режима с бывшим кабульским, на первый взгляд, выглядят объяснимо. В современном Ираке существует множество проблем, схожих с теми, что наблюдались на протяжении американского присутствия в Афганистане. Прежде всего, это состояние местных силовых структур – как военных, так и правоохранительных. Как и в случае с Афганистаном, для Ирака характерны коррумпированность вооружённых сил и полицейских частей, некомпетентность их командиров и произвол по отношению к местному населению. Боеспособные части немногочисленны, а для создания устойчивых, самодостаточных служб национальной безопасности потребуются годы и объединённые усилия зарубежных партнёров официального Багдада. Ограниченные успехи Соединённых Штатов на этом направлении вызваны не только попытками передать задачи контртеррористической и контрповстанческой подготовки частным военным структурам, таким как «Винелл корпорейшн» (Vinell Corporation). Проблема была и в возложении этих задач на американский контингент, вынужденный отвлекать свои ресурсы от непосредственной борьбы с терроризмом1. Одновременно со стороны иракских властей регулярно отмечалась недостаточность и несвоевременность выделяемой со стороны США помощи на создание устойчивых сил безопасности, её несоответствие масштабу проблемы2. Среди фундаментальных причин ограниченной боеспособности иракских вооружённых сил можно отметить достаточно низкий уровень образования местного населения3. Подобная проблема затрудняет не только появление квалифицированного офицерского корпуса, но и серьёзные сложности для создания в Ираке самодостаточных ВВС и системы тылового обеспечения.

1. Learning from Iraq: A final Report from the Special Inspector General for Iraq Reconstruction. United States Government Special Inspector General for Iraq Reconstruction. March 2013. URL: >>> (accessed 04.09.2021).

2. Special Inspector General for Iraq Reconstruction. Quarterly Report to the United States Congress. 30.10.2012. URL: >>> , >>>  (accessed 05.09.2021).

3. Education in Iraq: Impact of COVID-19, protests, and pre-existing crises on needs. ACAPS. November 2020. URL: >>>  (accessed 12.09.2021).
3

На устойчивости местных силовых структур сказывается и сохраняющаяся разделённость Ирака на военно-политические анклавы. Они ограничивают власть центрального правительства за пределами Багдада, сотрудничество с их лидерами носит ситуативный, конъюнктурный характер. Наиболее крупным из подобных анклавов остаётся Иракский Курдистан. Именно с ним центральное правительство в Багдаде ведёт наиболее продолжительные споры вокруг территорий и раздела доходов от нефтяного экспорта. Соединённые Штаты отдают приоритет сотрудничеству с центральным правительством и всю помощь Эрбилю традиционно согласуют с официальным Багдадом4.

4. Евсеенко А.С. Ключевые вызовы американской политике в Ираке. Россия и Америка в XXI веке [Электронный ресурс]. – 2018. – Выпуск 2. URL: >>> (дата обращения: 10.11.2021). DOI: 10.18254/S0000022-1-1

Всего подписок: 0, всего просмотров: 438

Оценка читателей: голосов 0

1. Learning from Iraq: A final Report from the Special Inspector General for Iraq Reconstruction. United States Government Special Inspector General for Iraq Reconstruction. March 2013. URL: https://cybercemetery.unt.edu/archive/sigir/20131001080029/http:/www.sigir.mil/files/learningfromiraq/Report_-_March_2013.pdf (accessed 04.09.2021).

2. Special Inspector General for Iraq Reconstruction. Quarterly Report to the United States Congress. 30.10.2012. URL: https://cybercemetery.unt.edu/archive/sigir/20131001093031/http:/www.sigir.mil/files/quarterlyreports/October2012/Report_-_October_2012.pdf (accessed 05.09.2021).

3. Education in Iraq: Impact of COVID-19, protests, and pre-existing crises on needs. ACAPS. November 2020. URL: https://www.acaps.org/sites/acaps/files/products/files/20201109_acaps_thematic_report_on_education_in_iraq.pdf (accessed 12.09.2021).

4. Евсеенко А.С. Ключевые вызовы американской политике в Ираке. Россия и Америка в XXI веке [Электронный ресурс]. – 2018. – Выпуск 2. URL: https://rusus.jes.su/s207054760000022-1-1/ (дата обращения: 10.11.2021). DOI: 10.18254/S0000022-1-1

5. Bobseine H. Tribal Justice in a Fragile Iraq. The Century Foundation. 07.11.2019. URL: https://tcf.org/content/report/tribal-justice-fragile-iraq/?agreed=1 (accessed 14.09.2021).

6. Sardar A., Van Veen E. A State with Four Armies: How to Deal with The Case of Iraq. War on the Rocks. 11.11.2019. URL: https://warontherocks.com/2019/11/a-state-with-four-armies-how-to-deal-with-the-case-of-iraq/ (accessed 15.09.2021).

7. Thruelsen P.D. Misaligned In Mesopotamia: Conflicting Ambitions in NATO Mission Iraq. War on the Rocks. 16.09.2021.URL: https://warontherocks.com/2021/09/misaligned-in-mesopotamia-conflicting-ambitions-in-nato-mission-iraq/ (accessed 29.09.2021).

8. Aziz S, Cottey A. The Iraqi Kurdish Peshmerga: military reform and nation-building in a divided polity. Defence Studies (2021), Vol. 21, No. 2, 226-241. https://doi.org/10.1080/14702436.2021.1888644

9. Operation Inherent Resolve. Lead Inspector General Report To The United States Congress. January 1, 2021–March 31, 2021. Department of Defense Office of Inspector General. 04.05.2021. URL:https://media.defense.gov/2021/May/11/2002638870/-1/-1/1/LEAD%20INSPECTOR%20GENERAL%20FOR%20OPERATION%20INHERENT%20RESOLVE%20QUARTERLY%20REPORT%20TO%20THE%20UNITED%20STATES%20CONGRESS%20%20JANUARY%201,%202021%20%E2%80%93%20MARCH%2031,%202021.PDF (accessed 16.09.2021).

10. Operation Inherent Resolve. Lead Inspector General Report To The United States Congress. July 1, 2021-September 30, 2021. Department of Defense Office of Inspector General. 04.11.2021. URL:https://media.defense.gov/2021/Nov/04/2002886593/-1/-1/1/LEAD%20INSPECTOR%20GENERAL%20FOR%20OPERATION%20INHERENT%20RESOLVE%20QUARTERLY%20REPORT%20JULY%201,%202021%20%E2%80%93%20SEPTEMBER%2030,%202021...PDF.PDF (accessed 08.11.2021).

11. Al-Marashi, I. “Iraq’s popular mobilisation units: intra-sectarian rivalry and Arab Shi’a mobilisation from the 2003 invasion to Covid-19 pandemic.” International Politics (The Hague), 1–20. 12 Jun. 2021, doi:10.1057/s41311-021-00321-4

12. Iran’s Networks of Influence in the Middle East - Chapter Four: Iraq. November 2019. The International Institute for Strategic Studies (IISS). URL: https://www.iiss.org/publications/strategic-dossiers/iran-dossier/iran-19-06-ch-4-iraq (accessed 27.09.2021).

13. Cooper H. U.S. Strategy in Iraq Increasingly Relies on Iran. The New York Times. 05.05.2015. URL: https://www.nytimes.com/2015/03/06/world/middleeast/us-strategy-in-iraq-increasingly-relies-on-iran.html (accessed 14.10.2021).

14. Mamouri A. Iraq-US strategic dialogue divides anti-US groups in Iraq. Al-Monitor. 29.07.2021. URL: https://www.al-monitor.com/originals/2021/07/iraq-us-strategic-dialogue-divides-anti-us-groups-iraq (accessed 08.10.2021).

15. Blanchard C. Iraq: Issues in the 116th Congress. Congressional Research Service. 17.07.2020. URL: https://sgp.fas.org/crs/mideast/R45633.pdf (accessed 20.09.2021).

16. Statement by the Department of Defense. U.S. Department of Defense. 27.10.2021. URL: https://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/2672875/statement-by-the-department-of-defense/ (accessed: 03.11.2021).

17. Baldor L. Top US general in the Mideast says more work needed to counter small drones. The Military Times. 23.05.2021. URL: https://www.militarytimes.com/news/your-military/2021/05/23/top-us-general-in-the-mideast-says-more-work-needed-to-counter-small-drones/ (accessed 24.09.2021).

18. Readout of Jake Sullivan’s Bilateral Meeting with Israeli NSA Meir Ben-Shabbat. The White House. 27.04.2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/04/27/readout-of-jake-sullivans-bilateral-meeting-with-israeli-nsa-meir-ben-shabbat/ (accessed 12.10.2021).

19. Garamore J. NATO Defense Leaders Agree to Increase Iraqi Mission, Defer Decision on Afghanistan. Department of Defense News. 18.02.2021. URL: https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/2507564/nato-defense-leaders-agree-to-increase-iraqi-mission-defer-decision-on-afghanis/ (accessed: 26.09.2021).

20. CJTF-OIR Reconsolidates assets in shift to Advise, Assist, Enable Posture. Operation Inherent Resolve. 25.10.2021. URL: https://www.inherentresolve.mil/Releases/News-Releases/Article/2821014/cjtf-oir-reconsolidates-assets-in-shift-to-advise-assist-enable-posture/ (accessed: 09.10.2021).

21. Garamone J. U.S. Completes Troop-Level Drawdown in Afghanistan, Iraq. Department of Defense News. 15.01.2021. URL: https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/article/2473884/us-completes-troop-level-drawdown-in-afghanistan-iraq/ (accessed: 18.10.2021).

22. Димитриади М. В Багдаде всё спокойно? Повторит ли Ирак судьбу Афганистана. RTVI [сетевой ресурс]. 24.08.2021. URL: https://rtvi.com/stories/v-bagdade-vse-spokoyno-povtorit-li-irak-sudbu-afganistana/ (дата доступа: 27.08.2021).

23. Copp T., Feldscherus J. Will End Combat Mission in Iraq, Biden Says. The Defense one. 26.07.2021. URL: https://www.defenseone.com/policy/2021/07/us-will-end-combat-mission-iraq-focus-russia-china/184044/ (accessed: 18.10.2021).

24. Department Press Briefing. U.S. Department of State. 10.08.2021. URL: https://www.state.gov/briefings/department-press-briefing-august-10-2021/ (accessed: 03.10.2021).

25. Joint Statement on the U.S.-Iraq Strategic Dialogue. U.S. Department of State.26.07.2021.URL: https://www.state.gov/joint-statement-on-the-u-s-iraq-strategic-dialogue-2/ (accessed: 22.09.2021).

26. H.R.4350 - National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2022. Sec. 4301. Operation and Maintenance. URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/4350/text (accessed: 17.10.2021).

27. Justification for FY 2022. Counter-Islamic State of Iraq and Syria (ISIS). Train and Equip Fund (CTEF). Office of The Secretary Of Defense. May 2021. URL: https://comptroller.defense.gov/Portals/45/Documents/defbudget/FY2022/FY2022_CTEF_J-Book.pdf (accessed: 17.09.2021).

28. Interim National Security Strategic Guidance. The White House. 03.03.2021. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf (accessed: 09.09.2021).

29. Великая А.А. Стратегическое консультирование и институциональное развитие в гуманитарной политике США. Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2021. Т. 14. Вып. 3. С. 293–312. https://doi.org/10.21638/spbu06.2021.303

30. Iraq: Characteristics of the Office of Security Cooperation-Iraq and How It Compares to Other DOD Security Cooperation Organizations. U.S. Government Accountability Office. 21.11.2019. URL: https://www.gao.gov/assets/gao-20-196r.pdf (accessed: 14.09.2021).

31. H.R.4350 - National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2022. Subtitle C--Matters Relating to Syria, Iraq, and Iran. Congressional Bills 117th Congress. U.S. Government Publishing Office. 23.09.2021. URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/4350/text (accessed: 17.10.2021).

32. S.1260 - United States Innovation and Competition Act of 2021. Part V--Middle East and North Africa. Congressional Bills 117th Congress. U.S. Government Publishing Office. 08.06.2021. URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/senate-bill/1260/text (accessed: 12.09.2021).

33. Бобкин Н.Н. Ирано-американская конкуренция в Ираке: политическое поражение США. Россия и Америка в XXI веке [электронный ресурс]. – 2021. – Выпуск 2. URL: https://rusus.jes.su/s207054760015847-8-1/ (дата обращения: 11.11.2021). DOI: 10.18254/S207054760015847-8

Система Orphus

Загрузка...
Вверх