“Taiga Surprises” in Children’s Prose by Mikhail Demenok

 
PIIS013161170016217-7-1
DOI10.31857/S013161170016217-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Far Eastern Federal University
Address: Russia, Vladivostok
Affiliation: Far Eastern Federal University
Address: Russia, Vladivostok
Journal nameRusskaya Rech’
EditionIssue 4
Pages97-107
Abstract

The work of the naturalist Mikhail Stepanovich Demenok (1937–2016) made a significant contribution to the development of natural science literature about the Primorsky Territory. The life and professional activities of this writer were always linked with the Ussuri Taiga: he worked as a forest engineer, chief forester, director of a forestry enterprise in Anuchinsky region of Primorye. Taiga became the main theme of his stories for children. The book of stories “Bird's Secret” (Vladivostok, 1987) introduces schoolchildren to the flora and fauna of taiga, describes the habits of wild animals and birds, their exterior and habitat. The author introduces rich cognitive material into the stories through elements of dialogue, question-and-answer structures of monologue speech, rhetorical questions, parenthetical words, parceled and inserted syntactic constructions, incomplete sentences and sentences with interjections and inversion of verbs. The author uses the visual capabilities of epithet, simile and metaphor to visualize taiga realia. Thematic and stylistic variety of vocabulary also plays an important role in the creation of an expressive image of nature. The natural science material is presented in a form of a riddle or a paradox, helping the reader to establish patterns and relationships in the natural world, to discover new facets of the world around us. The article is devoted to the study of syntactic and lexical features of speech that make up a unique “sense of discovery” in the works of Mikhail Demenоk.

Keywordsnatural science literature for children, Mikhail Stepanovich Demenok, dialogization, speech syntactic construction, spoken language, comparative construction, comparative trope, emotionally evaluative vocabulary
Received27.09.2021
Publication date27.09.2021
Number of characters21135
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Познавательная книга играет важную роль в жизни ребенка, рассказывая об окружающей действительности и способствуя расширению детского кругозора. Особое место в познавательном чтении занимает природоведческая тема: в научно-художественной прозе для детей содержится богатый познавательный материал, который аккумулирует знания человека о природе, развивает эстетическое восприятие мира и нравственное отношение к нему. У каждого автора есть свои излюбленные приемы передачи накопленных природоведческих знаний в тексте именно они создают неповторимый стиль произведений И. И. Акимушкина, В. В. Бианки, Б. С. Житкова, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Г. А. Скребицкого, Н. И. Сладкова и других детских писателей-натуралистов.
2 Описание природы является одной из основных тем в творчестве приморского писателя Михаила Степановича Деменка (1937–2016 гг.). Его жизнь и профессиональная деятельность всегда были связаны с тайгой. Работая лесным инженером, главным лесничим, директором Анучинского лесхоза, Михаил Деменок регулярно делал фенологические наблюдения в таежных урочищах, где «вонзаются в небо островерхие ели и кедры, под дремучими кронами которых весело зеленеют юные кедрушки и елочки» (с. 63),1 и в просторной Арсеньевской долине, где «перелески чередуются с прогалинами и луговинами, где стайками разбежались березки» и «отсвечивает небесной синевой, сверкает россыпью солнечных лучей извилистая лента реки Арсеньевки в купах ивняка» (с. 18). А еще на протяжении многих лет он записывал рассказы знакомых лесников и собственные впечатления о необычных встречах с животными и птицами. Эти «странички блокнота с записями таежных сюрпризов» (с. 79) легли в основу научно-художественной прозы М. С. Деменка. 1. Здесь и далее цит. по изд. [Деменок 1987].
3 Сборник детских рассказов «Птичий секрет», выпущенный Дальневосточным книжным издательством в 1987 году [Деменок 1987], знакомит читателей с природой Приморского края. Пятьдесят шесть коротких рассказов описывают флору и фауну Анучинского района. В предисловии к изданию говорится, что книга представляет собой «своеобразный лесной календарь, из которого можно узнать много поучительного и интересного о жизни таежных обитателей: о находчивых барсуках и королевском уже, о воздушной акробатке вороне и об отчаянном кабане в ледяной кольчуге» (с. 2). Рассказы адресованы школьникам 6‒12 лет, чье восприятие отличается «созерцательной любознательностью» [Подласый 2003: 70], а мышление и память носят преимущественно эмоционально-образный характер. В этом возрасте, по мнению психологов, активно проявляется интерес ко всему яркому, необычному, желание сравнивать, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости, чтобы «познать прекрасный мир чудес» [Подласый 2003: 77].
4 Михаилу Деменку понятна и близка детская страсть к новым впечатлениям. Недаром опытный лесничий, образ которого объединяет все произведения сборника «Птичий секрет», изо дня в день обходит «свои заветные лесные уголки за Анучино» (с. 18), присматриваясь и прислушиваясь к сигналам, которые подает природа: Вот таежную тропинку вдоль и поперек прочертили волнистые бугорчатые бороздки. Здесь поработал санитар земли – неутомимый крот, уничтожая личинок, вредителей леса. Возле трухлявого ствола разбросаны восковые шарики. На земле крестиками отпечатаны следы птицы. Осиное гнездо разорил пернатый хищник – ястреб-осоед. Совсем рядом из черемуховых зарослей полились звуки флейты: «Фиул-фиул». Это поет иволга (c. 30). Автору доставляет удовольствие изучать жизнь тайги, разгадывать ее загадки и делиться знаниями со своими читателями. Знакомясь с книгой, школьники вовлекаются в активный процесс научного познания природы, постижения ее свойств и закономерностей. Каждый рассказ о среде обитания, пищевых привычках, формах взаимодействия и конкуренции диких животных представляет собой маленькое открытие, происходящее на наших глазах. Введение познавательного материала в тексты рассказов осуществляется с помощью различных приемов лексической и синтаксической организации речи, из которых складывается своеобразная «стилистика открытий».

Price publication: 0

Number of purchasers: 0, views: 704

Readers community rating: votes 0

1. Demenok M. S. Ptichij sekret: Rasskazy o prirode [Bird's secret: Stories about nature]. Vladivostok, Far Eastern Book Publ., 1987. 104 p.

2. Podlasyj I. P. Pedagogika: 100 voprosov – 100 otvetov [Pedagogy: 100 questions – 100 answers]. Moscow, Vlados Publ., 2003. 368 p.

3. Skovorodnikov A. P., Kopnina G. A. [Figurativeness]. Kozhina M. N. (ed.). Stilisticheskij enciklopedicheskij slovar' russkogo yazyka [Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language]. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2011, pp. 255‒257. (In Russ.) Available at: http://uchitel-slovesnosti.ru/slovari/10.pdf (accessed 09.06.2021).

4. Zolotova G. A. (ed.). Kommunikativnaya grammatika russkogo yazyka [Communicative grammar of the Russian language]. Moscow, Vinogradov Russian Language Institute RAS Publ., 2004. 544 p.

Система Orphus

Loading...
Up