«Таежные сюрпризы» в детской прозе Михаила Деменка

 
Код статьиS013161170016217-7-1
DOI10.31857/S013161170016217-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Дальневосточный федеральный университет
Адрес: Россия, Владивосток
Аффилиация: Дальневосточный федеральный университет
Адрес: Россия, Владивосток
Название журналаРусская речь
ВыпускНомер 4
Страницы97-107
Аннотация

Творчество писателя-натуралиста Михаила Степановича Деменка (1937‒2016 гг.) внесло значительный вклад в развитие природоведческой литературы о Приморском крае. Жизнь и профессиональная деятельность писателя всегда были связаны с уссурийской тайгой: он работал лесным инженером, главным лесничим, директором лесхоза в Анучинском районе Приморья. Тайга стала главной темой его научно-художественной прозы для детей. Сборник рассказов «Птичий секрет» (Владивосток, 1987) знакомит школьников с местной флорой и фауной. Михаил Деменок делится впечатлениями о необычных встречах с таежными обитателями, описывает внешний вид и повадки диких животных и птиц, рассказывает о происхождении их названий, бытующих в речи местных жителей. Богатый познавательный материал вводится в тексты рассказов с помощью конструкций разговорного синтаксиса: элементов диалога, вопросно-ответных конструкций монологической речи, риторических вопросов; вводных слов; неполных, эллиптических и парцеллированных предложений и предложений с частицами и междометиями. Автор использует изобразительные возможности эпитетов, сравнений, метафоры, олицетворения для визуализации таежных реалий. Эмоционально-оценочная и стилистически маркированная лексика усиливает экспрессивность повествования. Природоведческий материал реализуется в форме загадки или парадокса, помогая читателю устанавливать закономерности и взаимосвязи в мире природы, открывать новые грани окружающей действительности. Статья посвящена исследованию приемов лексической и синтаксической организации речи, из которых складывается авторская «стилистика открытий» в произведениях Михаила Деменка.

Ключевые словадетская природоведческая литература, Михаил Степанович Деменок, диалогизация речи, разговорный синтаксис, разговорная лексика, компаративная конструкция, компаративный троп, эмоционально-оценочная лексика
Получено27.09.2021
Дата публикации27.09.2021
Кол-во символов21135
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Познавательная книга играет важную роль в жизни ребенка, рассказывая об окружающей действительности и способствуя расширению детского кругозора. Особое место в познавательном чтении занимает природоведческая тема: в научно-художественной прозе для детей содержится богатый познавательный материал, который аккумулирует знания человека о природе, развивает эстетическое восприятие мира и нравственное отношение к нему. У каждого автора есть свои излюбленные приемы передачи накопленных природоведческих знаний в тексте именно они создают неповторимый стиль произведений И. И. Акимушкина, В. В. Бианки, Б. С. Житкова, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Г. А. Скребицкого, Н. И. Сладкова и других детских писателей-натуралистов.
2 Описание природы является одной из основных тем в творчестве приморского писателя Михаила Степановича Деменка (1937–2016 гг.). Его жизнь и профессиональная деятельность всегда были связаны с тайгой. Работая лесным инженером, главным лесничим, директором Анучинского лесхоза, Михаил Деменок регулярно делал фенологические наблюдения в таежных урочищах, где «вонзаются в небо островерхие ели и кедры, под дремучими кронами которых весело зеленеют юные кедрушки и елочки» (с. 63),1 и в просторной Арсеньевской долине, где «перелески чередуются с прогалинами и луговинами, где стайками разбежались березки» и «отсвечивает небесной синевой, сверкает россыпью солнечных лучей извилистая лента реки Арсеньевки в купах ивняка» (с. 18). А еще на протяжении многих лет он записывал рассказы знакомых лесников и собственные впечатления о необычных встречах с животными и птицами. Эти «странички блокнота с записями таежных сюрпризов» (с. 79) легли в основу научно-художественной прозы М. С. Деменка. 1. Здесь и далее цит. по изд. [Деменок 1987].
3 Сборник детских рассказов «Птичий секрет», выпущенный Дальневосточным книжным издательством в 1987 году [Деменок 1987], знакомит читателей с природой Приморского края. Пятьдесят шесть коротких рассказов описывают флору и фауну Анучинского района. В предисловии к изданию говорится, что книга представляет собой «своеобразный лесной календарь, из которого можно узнать много поучительного и интересного о жизни таежных обитателей: о находчивых барсуках и королевском уже, о воздушной акробатке вороне и об отчаянном кабане в ледяной кольчуге» (с. 2). Рассказы адресованы школьникам 6‒12 лет, чье восприятие отличается «созерцательной любознательностью» [Подласый 2003: 70], а мышление и память носят преимущественно эмоционально-образный характер. В этом возрасте, по мнению психологов, активно проявляется интерес ко всему яркому, необычному, желание сравнивать, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости, чтобы «познать прекрасный мир чудес» [Подласый 2003: 77].
4 Михаилу Деменку понятна и близка детская страсть к новым впечатлениям. Недаром опытный лесничий, образ которого объединяет все произведения сборника «Птичий секрет», изо дня в день обходит «свои заветные лесные уголки за Анучино» (с. 18), присматриваясь и прислушиваясь к сигналам, которые подает природа: Вот таежную тропинку вдоль и поперек прочертили волнистые бугорчатые бороздки. Здесь поработал санитар земли – неутомимый крот, уничтожая личинок, вредителей леса. Возле трухлявого ствола разбросаны восковые шарики. На земле крестиками отпечатаны следы птицы. Осиное гнездо разорил пернатый хищник – ястреб-осоед. Совсем рядом из черемуховых зарослей полились звуки флейты: «Фиул-фиул». Это поет иволга (c. 30). Автору доставляет удовольствие изучать жизнь тайги, разгадывать ее загадки и делиться знаниями со своими читателями. Знакомясь с книгой, школьники вовлекаются в активный процесс научного познания природы, постижения ее свойств и закономерностей. Каждый рассказ о среде обитания, пищевых привычках, формах взаимодействия и конкуренции диких животных представляет собой маленькое открытие, происходящее на наших глазах. Введение познавательного материала в тексты рассказов осуществляется с помощью различных приемов лексической и синтаксической организации речи, из которых складывается своеобразная «стилистика открытий».

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 701

Оценка читателей: голосов 0

1. Деменок М. С. Птичий секрет: Рассказы о природе. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1987. 104 с.

2. Золотова Г. А. (ред.). Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова. М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2004. 544 с.

3. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. М.: Владос, 2003. 368 c.

4. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Образность // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2011. С. 255‒257 [Электронный ресурс]. URL: http://uchitel-slovesnosti.ru/slovari/10.pdf (дата обращения: 09.06.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх