Вопрос как методическое средство в деятельности педагога начальной школы

 
Код статьиS181570410020701-6-1
DOI10.54884/S181570410020701-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования
Аффилиация: Томский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Томск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы109-116
Аннотация

В статье ставится проблема организации на занятиях по методике русского языка обучения будущих учителей начальных классов постановке вопросов к тексту. Цель статьи – выделить типичные ошибки и затруднения студентов при формулировании вопросов (на примере букварного текста) и предложить оптимальные способы их формулирования. В качестве таких способов предлагаются следующие: выделение фактов (основных действий) и придумывание вопросов к каждому факту (действию), алгоритм составления вопросов к букварному и к литературному тексту, выделение конкретных практических способов организации читательской деятельности (в том числе выполнения конкретных учебных заданий). Делается вывод о том, что вопрос учителя на уроке является важным методическим средством, правильное использование которого помогает вовлекать детей в учебную деятельность.

 

Ключевые словаметодика, урок обучения грамоте, урок литературного чтения, вопросы учителя, текст
Получено17.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов18606
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Известно, что любой педагог при проведении учебного занятия использует вопросы, адресованные ученикам в режиме так называемой «вопросно-ответной беседы». Вопрос можно определить как единицу речевого поведения педагога на уроке, с помощью которой он напрямую обращается к ученикам, чтобы вовлечь их в учебную деятельность. При этом вопрос важен не сам по себе, а как средство получения ответа: именно ответ ученика на вопрос учителя свидетельствует о его присутствии на уроке, о том, что он слышит и понимает учителя, а также понимает тот учебный материал, в контексте которого был задан вопрос. Ещё Д. Дьюи обращал внимание на связь жестких методов обучения с соответствующим характером вопросов: «Жажда правильных ответов во многом объясняет приверженность к жестким механическим методам» [1, с.167].
2 На наш взгляд, в деятельности педагогов фиксируется следующая тенденция: всё свое внимание они уделяют крупным формам педагогической деятельности (технологиям, технологической карте занятия, видам упражнений, приёмам активизации), забывая про такие «мелочи», как учебные вопросы. Ученые-дидакты пишут о том, что вопросы обладают эвристическим потенциалом при условии их особой формулировки и содержания. Таким потенциалом обладает, например, открытый вопрос – вопрос «без заданного направления поиска ответа, когда ученику открыты различные пути и средства его решения»[2, с.263-264]. Когнитивные психологи отмечают, что педагоги, как правило, сориентированы быстрее получить правильный ответ от детей: им не важно, понимают ли при этом дети суть вопроса. «Порой мне кажется, что мы, преподаватели, чрезмерно сосредоточены на получении ответа и уделяем недостаточно времени тому, чтобы учащиеся поняли вопрос и оценили его значение» [3, с.105].
3 При подготовке к уроку учителя уделяют внимание подбору интересных заданий, методов обучения, подготовке слайдовой презентации, но не обдумыванию и формулированию вопросов. Сами вопросы учителя обычно не пишут в своих конспектах, обдумывая лишь то, про что будет вопрос, но не его вид и точную формулировку. Добавим, что в технологических картах (поурочных разработках уроков), составленных авторами учебников, вопросы учителя не выделены: там перечислены только основные действия педагога: спрашивает, предлагает, обращает внимание, организует, уточняет, рассказывает, знакомит, помогает и т.п. [4]. При этом самыми частотными являются следующие глаголы: предлагает (какой-то вид учебного задания), организует (определенный вид работы) и спрашивает (направленность вопроса). В теории дидактики наблюдается аналогичная картина: внимание уделяется содержанию образования, принципам, методам, условиям обучения, но не таким средствам, как вопросы учителя [5]. В этой связи закономерны следующие вопросы: «Умеют ли педагоги правильно формулировать и задавать вопросы учащимся?», «Какие виды вопросов целесообразно использовать на учебных занятиях?», «Как учить будущих педагогов правильно формулировать вопросы учащимся?».

всего просмотров: 250

Оценка читателей: голосов 0

1. Дьюи Д. Демократия и образование: пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.

2. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактики и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2007. 352 с.

3. Уилленгем Д. Почему ученики не любят школу? Когнитивный психолог отвечает на вопросы о том, как функционирует разум и что это означает для школьных занятий: пер. с англ. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 288 с.

4. Обучение грамоте: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М. В. Бойкина [и др.]. М.; СПб.: Просвещение, 2013. 432 с.

5. Кошкина Е. А., Ядренникова С. В. Структурная организация терминологии советской дидактики 20-30-х годов 20 века / Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып.1 (41). С.132-141.

6. Трофимов И. О., Курьянович А. В. Обогащение словарного запаса школьников как лингвометодическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2 (220). С.58-68.

7. Литературное чтение. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. М.: Просвещение, 2011. Ч.2. 224 с.

8. Психологические ресурсы личностной готовности к деятельности студентов в ситуации изменений / Н. А. Буравлева [и др.] // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 2 (42). С.146-155.

9. Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Учебник по обучению грамоте и чтению. Азбука 1 класс / под ред. М. Л. Каленчук. М.: Академкнига/Учебник, 2015. 128 с.

10. Букварь. 1 класс: учебник: в 2 ч. / В. В. Репкин [и др.] М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. Ч.1. 112 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх