We are Friequently Asked...

 
PIIS013161170013910-0-1
DOI10.31857/S013161170013910-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Vinogradov Russian Language Institute (Russian Academy of Sciences)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRusskaya Rech’
EditionIssue 1
Pages104-116
Abstract

The article offers detailed answers to the questions that are asked in the letters addressed to the Institute of the Russian Language. It discusses three topics: the morphemic structure of the infi nitive and the terminology used to denote the formative affi x; the possibility of forming short roots and the systematical morphological study of theirs, the diffi-culty of morphemic segmentation of the words with short roots; different ways of dividing a word and the connection between syllabus division and methods of teaching reading. The article demonstrates an explanatory approach to the issues of teaching Russian language at school. The fi rst part of the paper explains the choice of the term ‘suffi x’ to denote a formative affi x in the infi nitive. The explanation is based on the description of Russian morphological system, particularly, on the comparison of nominal and verbal word formation. The second part is based on the opposition of names and verbs, the morphemic structure of nominal and verbal word forms. This approach allows us to present the foundations of the internal unity of the Russian morphological system, to show the connection of indivi dual linguistic phenomena with the general laws of the organization of the linguistic system. In the third part, different principles of syllable division and the connection between syllabic division and morphemic division of a wordform are discussed. It is shown that when publishing books for teaching reading, it is necessary to take into account different principles of syllabic division, as well as morphemic division of a word.

KeywordsRussian language, infi nitive, grammar, syllable division, morpheme structure, root, Russian language at school, formative affi xes, linguistic terminology
Received19.03.2021
Publication date19.03.2021
Number of characters25662
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В современную эпоху цифровизации и интернет-ресурсов, когда многие сведения можно найти, войдя через смартфон или компьютер в мировою Сеть, все же остаются вопросы, до сих пор не имеющие однозначных ответов и трудные даже для специалистов: чтобы ответить на них требуются глубокие знания и время для осмысления. Такими дискуссионными являются многие вопросы, связанные с русским языком. Русистика и, шире, лингвистика – науки гуманитарные. В гуманитарных науках нередко правильных ответов может быть несколько, решение той или иной проблемы зависит от выбора научной концепции, аргументированное объяснение требует знания разных точек зрения, чего не встретишь в школьных учебниках. Поэтому в Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН приходят письма, в которых нас спрашивают, почему надо говорить или писать так, а не иначе, как правильно сделать разбор по составу или по членам предложения, письма с просьбами объяснить трудное лингвистическое явление или непонятный фрагмент из школьного учебника. Эти письма свидетельствуют о том, что русский язык – непростой и очень интересный объект для исследования и изучения, что носителям русского языка небезразлично то, как они говорят и пишут, как живет русский язык и как общество относится к языковым проблемам. Редакция журнала «Русская речь» решила начать публиковать ответы на наиболее частые вопросы.
2 1. -ТЬ и -ТИ – окончание или суффикс?
3 Этот вопрос не столько грамматический, сколько терминологический. Прежде чем обсуждать терминологическую проблему, связанную с морфемным разбором инфинитива, необходимо объяснить (1) соотношение между грамматикой научной и грамматикой школьной; (2) соотношение между термином и языковой единицей.
4 1) Научная грамматика описывает языковую систему. Но языковая система – это объект исследования, не данный нам в непосредственном наблюдении. По речевым фактам мы собираем системы форм (склонения и спряжения), типы синтаксических конструкций. Все это – результат теоретического осмысления языковых фактов. Мы слышим звуки, но не фонемы (а буквой мы обозначаем фонему), слово мы употребляем в определенном значении, но лексема – это слово во всей совокупности его значений (так слово представлено в толковых словарях). Научная грамматика стремится описать языковую систему такой, какая она есть. У научной грамматики одна цель – приблизиться к объекту. Но есть грамматика школьная, которую мы видим в учебниках и которая решает другую задачу – дать то знание, которое обеспечит орфографическую и пунктуационную грамотность всех носителей русского языка и позволит сформировать навыки правильной устной речи. Это не значит, что школьная грамматика находится в противоречии с грамматикой научной, но предполагает, что между научной и школьной грамматиками всегда есть дистанция: научная грамматика движется вперед, а школьная – сохраняет значительную долю консерватизма. Есть и еще одно отличие: научная грамматика полифонична (многоголоса), в ней сосуществуют разные научные направления, отличающиеся и теоретически, и терминологически; школьная грамматика, предполагающая наличие образовательного стандарта, стремится к монофоничности, единообразию (в том числе и в терминологии). И если, в силу демократизации в сфере школьного образования, учебники начинают писаться на разных теоретических основах, то учитель и ученики оказываются перед проблемой не сущностного, а формального порядка: не в чем суть, а как правильно назвать. В результате возникает спор, подобный спору между тупоконечниками и остроконечниками у Дж. Свифта.

Number of purchasers: 1, views: 157

Readers community rating: votes 0

1. Vostokov A. Kh. Russkaya grammatika Aleksandra Vostokova po nachertaniyu ego zhe Sokrashchennoi grammatiki, polnee izlozhennaya [Russian grammar of Alexander Vostokov based on his Abridged grammar, expanded and supplemented]. Sankt-Peterburg. Tipogr. Imper. Ros. akadem., 1844. 356, XVI p.

2. Vinogradov V. V. Russkii yazyk (Grammaticheskoe uchenie o slove) [Russian language (Grammatical teaching about the word)]. Moscow. Russkii yazyk Publ., 2001. 720 p.

3. Grammatika russkogo yazyka. T. I. Fonetika i morfologiya [Russian grammar. Vol. I. Phonetics and morphology]. Moscow. AN SSSR Publ., 1960. 722 p.

4. Grech N. I. Prakticheskaya russkaya grammatika, izdannaya Nikolaem Grechem [Practical Russian grammar published by Nikolai Grech]. Sankt-Peterburg. Tiporg. Imperat. Spb. Vospit. Doma, 1827. 588 p.

5. Ovsyaniko-Kulikovskii D. N. Sintaksis russkogo yazyka [Russian syntax]. Sankt-Peterburg. Izd. D. E. Zhukovskogo, 1902. 320 p.

6. Peshkovskii A. M. Russkii sintaksis v nauchnom osveshchenii [Russian syntax in scientific coverage]. Moscow. Yazyki slavyanskoi kul'tury Publ., 2001. 544 p.

7. Russkaya grammatika. T. I–II [Russian grammar. Vol. I–II]. Praha. Academia Publ., 1979. 1144 p.

8. Russkaya grammatika. T. I [Russian grammar. Vol. I]. Moscow. Nauka Publ., 1980. 784 p.

Система Orphus

Loading...
Up