О русской речи в США: конфессиональная личность в иноязычной среде

 
Код статьиS013161170012876-2-1
DOI10.31857/S013161170012876-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт языкознания РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРусская речь
ВыпускНомер 6
Страницы54-66
Аннотация

Статья посвящена описанию состояния жанров русской речи молокан и старообрядцев, проживающих в США в штатах Калифорния и Орегон. Материалом исследования служат полевые записи автора статьи сделанные в 90-х годах ХX в. Вводится понятие конфессиональной личности — члена конфессионального сообщества, принимающего общие для всех членов сообщества религиозные убеждения, культурные традиции, образ жизни, язык. Статья состоит из двух частей. В первой перечисляются основные признаки рассматриваемых конфессиональных культур: специфическая замкнутость, обостренное самосознание, самодостаточность, повышенная степень миграции, традиционализм, эсхатологическая направленность, религиозное отношение к труду, идея избранности, включенность в веру элементов мифологических представлений. Показывается на конкретных примерах влияние этих признаков на виды речевой деятельности, например, обязательное присутствие в культуре эсхатологической тематики в самых разных формах и жанрах русской речи, общих для молокан и старообрядцев. Во второй части дается речевой портрет конфессиональной личности — незаурядной, одаренной женщины-старообрядки беспоповского часовенного согласия 1932 г. р., пережившей в течение своей жизни много лишений и горя и сохранившей чистую русскую речь. Рассказывая о своей жизни, она использовала разные речевые жанры: высказывала свое религиозное кредо, старалась быть точной в мемуарном жанре, посвященном своим предкам, обличала любые чародейства как обман, по-деловому рассказывала о своей профессии бабушки — народного доктора, пела духовные стихи и читала свои собственные. В дальнейшем имеет смысл делать сопоставительные описания речевых портретов представителей разных русских конфессий: они могут дать новый материал для теоретического описания взаимосвязи веры, культуры и языка в конфессиональных сообществах.

Ключевые словаСША, конфессиональная личность, конфессиональные признаки, молокане, старообрядцы, речевая деятельность, русская речь, речевые жанры, речевой портрет
Получено29.12.2020
Дата публикации29.12.2020
Кол-во символов25780
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 957

Оценка читателей: голосов 0

1. Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф., Никитина С. Е. Русский язык орегонских старообрядцев: языковые портреты // Речевое общение в условиях языковой неоднородности. Под ред. Л. П. Крысина. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 134–152.

2. Касаткина Р. Ф. Вечные странники в Орегоне // Русские старообрядцы. Язык. Культура. История. Сборник статей к XIV Международному съезду славистов / отв. ред. Л. Л. Касаткин. М.: Языки славянских культур. 2008. С. 184–199.

3. Никитина С. Е. Языковое самосознание молокан и старообрядцев США: судьбы русского языка // Русистика сегодня. № 1–2/98. Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН. М., 1998. С. 62–71.

4. Никитина С. Е. Земное царство Христа в молоканском фольклоре сквозь призму ключевых слов // Фольклор и этнография. К девяностолетию со дня рождения К. В. Чистова / отв. ред. А. К. Байбурин, Т. Б. Щепанская. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 189–202.

5. Сионский песенник столетняго периода христианской религии Молокан Духовных прыгунов в Америке. Издание 4-е, сост. П. И. Самарин. Лос-Анджелес, 1964.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх