«А с запада падает красный снег Сочными клочьями человечьего мяса...» Образ войны в раннем творчестве В. В. Маяковского

 
Код статьиS013161170007628-9-1
DOI10.31857/S013161170007628-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский финансово-юридический университет МФЮА
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаРусская речь
ВыпускНомер 6
Страницы92-102
Аннотация

В статье содержится лингвостилистический анализ двух стихотворений В. В. Маяковского, представляющих собой поэтическую реакцию автора на начало Первой мировой войны, – «Война объявлена» и «Мама и убитый немцами вечер» (1914). Эти произведения роднит наличие кольцевой композиции, лексических и звуковых повторов, словесной игры, окказионализмов, а также сходные приемы персонификации, метафоризации, эпитетики, контраста, дефразеологизации и авторского обновления фразеологии. Представление об ужасах войны передается автором за счет включения в художественный текст слов, создающих семантические поля «Смерть», «Убийство», «Уродство», а также за счет актуализации звуковой и цветовой семантики. Так, для визуализации образа смерти применяются белый, черный, красный, желтый и синий цвета с превалированием оттенков красного (багровый, красный, горящий и др.), который также сопряжен с образами уродства, травмы, мучений калеки (разбить в кровь, изодранный, клочья человечьего мяса, израненный, обрубок, ломать пальцы, безногий, безрукий, убитый и мн. др.). Звуковые ассоциации создаются путем введения в речевую ткань текста лексем, семантика которых представляет весь спектр аудиальных сигналов: от беззвучного шепота умирающего до яростного крика жертвы (мямлить, молить, вплакаться, расплакаться, выбряцать, цокать, звонок, кричать, визжать, зверий крик, грохочущий голос, бас, громыхающий, надрываться и др.). На фоне этих семантических полей активизируются временные и пространственные образы (вечерний, вечер, новолуние; Россия – Запад), носящие символический характер.

Ключевые словаВ. В. Маяковский, лингвостилистический анализ, индивидуально-авторский стиль, изобразительно-выразительные средства языка, Первая мировая война, антивоенные мотивы, пацифизм
Источник финансированияИсследование проводилось при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 17-04-00132-ОГН «Новые материалы к биографии В. В. Маяковского: историко-литературный и общественно-политический контексты».
Получено12.12.2019
Дата публикации12.12.2019
Кол-во символов16566
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1485

Оценка читателей: голосов 0

1. Быстрова Е. А., Окунева А. П., Шанский Н. М. Учебный фразеологический словарь. М.: АСТ, 1997. 271 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/1866053/ (дата обращения: 20.05.2019).

2. Валавин В. Н. Словотворчество Маяковского. Опыт словаря окказионализмов. М.: Азбуковник, 2010. 624 с.

3. Колесников Н. П. Словарь неологизмов В. В. Маяковского / Под ред. акад. РАО Н. М. Шанского. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1991. 346 с.

4. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 1 (1912–1917). М.: Гос. изд. художественной литературы, 1955. 464 с.

5. Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М.: Астрель, АСТ, 2008. 828 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/1618522/ (дата обращения: 20.05.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх