Инвектива как эстетика и ритуал отождествления

 
Код статьиS013161170004194-2-1
DOI10.31857/S013161170004194-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Адрес: Россия, Нижний Новгород
Название журналаРусская речь
ВыпускНомер 3
Страницы7-21
Аннотация

Автор выражает глубокую озабоченность высоким уровнем агрессии в современном обществе. В данной статье он исследует природу «вербальной агрессии» как идеологии отождествления. Анализ проводится с привлечением описательно-аналитического метода инвективного дискурса на материале художественной литературы и публицистики. Автор утверждает, что инвектива функционирует как психологическая защита от эмоционального неудобства, вызванного неуспешным коммуникативным актом, с одной стороны. С другой стороны, оскорбления и выражение негативных оценок обладает признаками ритуала. В основе такого действа лежит символизм, за которым стоят идеи, мысли, поступки. Это не только импульсивная реакция, но и целенаправленная деятельность. Последнее позволяет инвективе развивать утилитарную функцию: оскорбление, мотивированное извлечением выгоды, в том числе в пользу третьих лиц. В зависимости от целей конфликта, которые преследуют его участники, автор выделяет инвективные «ритуал отчуждения» и «ритуал соучастия» («лояльности»). «Ритуалом отчуждения» говорящий формализует свое намерение назвать то, что ему духовно чуждо. «Ритуал соучастия» идентифицирует единение участников общения явное или мнимое. Оба типа ритуалов обладают теми особенностями, которые выражают идеологический климат в социуме в определенное время. Автор приходит к выводу, что ритуал отождествления на «своих» и «чужих» обладает риском его формального исполнения. Аккумулирование в социуме формализованных инвективных ритуалов приводит к повышенному уровню агрессии в нем особенно в эпоху постмодерна и пост-правды, когда социальный дискурс формируется через эмоции, когда индивидуализированное отображение действительности навязывается как единственное.

Ключевые словаинвектива, ритуал, публичный дискурс, отождествление, постправда
Получено25.02.2019
Дата публикации01.07.2020
Кол-во символов24439
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Введение

2

Сегодняшнее общество часто характеризуют понятиями «постмодерна» и «постправды». Современный дискурс формируется через обращение к эмоциям и личным убеждениям. При этом подробности реальности остаются без внимания [Википедия 2018]. В таких условиях повышается риск, что неразделенная личная убежденность вызовет раздражение и гнев. Объект настоящего исследования – «вербальная агрессия», «инвектива», как средство выражения моральных установок и стратегии поведения.

3 Среди исследователей инвективной лексики неослабевающий интерес вызывают работы Р. Амана, Т. В. Ахметовой, В. Быкова, С. Г. Воркачева, С. В. Дорониной, Н. В. Думановой, В. И. Жельвиса, В. П. Жукова, Н. С. Заворотищевой, В. И. Карасика, А. Е. Кулакова, Ю. И. Левина, Х. А. Миранды, Е. В. Михальковой, Е. В. Письменного, А. Плуцера-Сарно, А. Ю. Позолотина, Е. Решетниковой, О. В. Саржиной, Б. А. Успенского, В. К. Харченко, В. И. Шаховского и других. В трудах замечательных ученых «вербальная агрессия» рассматривается, главным образом, в русле структурной семантики, прагмалингвистики, коммуникации, лингвокультурологии, юрислингвистики. Большинство авторов проводят сравнительный анализ инвектив в разных языках, предлагают лексикографическое описание обсценной лексики с иллюстрированием проблем, возникающих при межкультурной коммуникации.
4

Инвектива как ритуал отождествление

5 Цель этого исследования – раскрыть природу и описать «инвективу» как идеологию и ритуал отождествления. Теоретическая значимость настоящей работы заключается в попытке расширить и конкретизировать теоретические положения инвектологии. В частности, автор дополняет перечень двадцати семи функций инвективы И. В. Жельвиса [Жельвис 2001: 121] функциями «мобилизационная», «карательная» и «утилитарная»; вводит понятия «инвективный ритуал отчуждения» и «инвективный ритуал соучастия» («лояльности»). Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их применения в чтении курса по теории коммуникации, теории языка, социо- и психолингвистики, лингвистики текста, юридической герменевтики, при проведении лингвистических экспертиз конфликтологических текстов.
6 Как правило, «инвективу» определяют как «проявление любой вербальной агрессии, оценочности, экспрессивности, эзотеричности» [Жельвис 1990: 7]. Она нацелена на оппонента или психотравмирующую ситуацию и выражается посредством брани с привлечением стилистически сниженной лексики, уничижительных шуток и высказываний, грубых или саркастических замечаний, хотя дать негативную оценку можно и при помощи нейтральных слов литературного языка.
7 Например, летом 2018 года известная российская писательница Анна Старобинец была признана лучшим писателем Европы. Однако, по мнению самой писательницы, данный титул в России имеет строго негативную характеристику. Она, в частности, говорит:

Цена публикации: 0

Всего подписок: 1, всего просмотров: 878

Оценка читателей: голосов 0

1. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Русск. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1992. 512 с.

2. Ватлецов С. Г. О пранкинге и пранкерах. Юридический мир. 2018. № 4. С. 46–49.

3. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообщениях. Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. Выпуск 1. С. 48–51.

4. Горнфельд А. Г. Новые словечки и старые слова: речь на съезде преподавателей русского языка и словесности в Петербурге 5 сентября 1921 г. Петроград: Колос, 1922. С. 14. Цит. по: Хачак Ф. Д. Особенности русского языка советского периода в произведениях писателя-билингва. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 2. С. 106–109 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/lingvo/2017/02/2017-02-20.pdf (дата обращения: 22.10.2019).

5. Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. М.: Ладомир, 2001. 352 с.

6. Жельвис В. И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия. Ярославль: ЯГПИ, 1990. 81 с.

7. Квеселевич Д. И. Русско-английский словарь ненормативной лексики. М.: «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. 1120 c.

8. Морен Э. О природе СССР: Тоталитарный комплекс и новая империя. Пер. с франц. А. В. Карлова и М. А. Чешкова. М.: Наука для общества, РГТУ, 1995. 220 c.

9. Фромм Э. Забытый язык: Введение в науку понимания снов, сказок, мифов: [пер. с англ.] / Эрих Фромм. М.: АСТ: АСТ Москва, 2010. 251 c.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх