AT THE GATES OF THE RUSSIAN HANDWRITTEN TRADITION OF MODERN TIMES

 
PIIS013160950016519-4-1
DOI10.31860/0131-6095-2021-3-253-254
Publication type Review
Source material for review Шамин С. М. Иностранные «памфлеты» и «курьезы» в России XVI — начала XVIII столетия. М.: Весь Мир, 2020. 392 с.
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation,
Journal nameRusskaia literatura
EditionIssue 3
Pages253-254
Abstract

[Review]: Shamin S. M. Inostrannye «pamflety» i «kur’ezy» v Rossii XVI — nachala XVIII stoletiia. M.: Ves’ Mir, 2020. 392 s.

Keywords
Received29.08.2021
Publication date01.09.2021
Number of characters8091
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
2 DOI: 10.31860/0131-6095-2021-3-253-254
3 © С. В. Алпатов
4 У ИСТОКОВ РУССКОЙ РУКОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ1 1. * Шамин С. М. Иностранные «памфлеты» и «курьезы» в России XVI — начала XVIII столетия. М.: Весь Мир, 2020. 392 с.
5 Рецензируемая книга посвящена одному из малоизученных источников русской рукописной традиции Нового времени — европейским информационным текстам малых форм, переводившимся в России с середины XVI века. В концептуально насыщенном введении С. М. Шамин помещает все разнообразие речевых жанров вестовых писем, газетных заметок, печатных листовок, афиш и лубочных картинок между двумя полюсами: «памфлеты», выполняющие функцию формирования мировоззрения человека, и «курьезы», реализующие его познавательную и эстетическую потребности. Субъективно один и тот же текст мог восприниматься как документальное свидетельство или как беллетристика в зависимости от перцептивных навыков конкретного читателя. С исследовательской точки зрения проблема идентификации того или иного нарратива как делового (дипломатического, политического) документа или литературного сочинения решается Шаминым с учетом совокупности таких признаков, как распространение переводного текста за пределами государевых приказов, его функционирование в устной и эпистолярной коммуникации, в составе рукописных сборников историко-литературного и смешанного типа, последовательная адаптация импортного источника в новой социокультурной и конфессиональной среде. Перечисленные факторы определяют внутреннюю структуру глав книги: в каждом разделе за основу взяты книжные памятники, вокруг которых выстраиваются материалы курантов и иных приказных документов.
6 Особые параграфы введения посвящены истории изучения русских переводов европейских памфлетов, источниковедческим проблемам текстологии переводов и репрезентативности корпуса анализируемых текстов. Библиография исследования включает основополагающие труды А. И. Соболевского, В. П. Адриановой-Перетц, С. И. Николаева, Дэниэля Уо, Элизы Малэк, Ингрид Майер и специальные статьи отечественных и зарубежных историков, лингвистов и литературоведов.
7 Материалы монографии сгруппированы в три тематических блока. Главы 1-5 включают тексты религиозного характера, повествующие о земных катастрофах и небесных знамениях, о грозных пророчествах и демонстративных наказаниях грешников карающей десницей Провидения — обширный корпус нарративов XVII века, «яркие фантастические образы которых давали читателям широкий простор как для толкования в контексте текущей политической обстановки в регионе, так и для эмоционального переживания чуда» (с. 57). При этом отдельная глава посвящена истории «Сказания о двух старцах» — популярного европейского и российского эсхатологического текста XVII-XVIII столетий.
8 Справедливость выводов Шамина о том, что сюжеты, подобные рассказу о небесном знамении в Венгрии 1672 года, сохраняют свою актуальность на протяжении многих десятилетий, подтверждают и позднейшие рукописные компиляции, в частности не отмеченная исследователем подборка астрономических феноменов в составе сборника середины XVIII века (БАН 16.8.4). Он содержит изображение (л. 18) и толкование (л. 28-29) упомянутого небесного знамения в венгерском г. Кошава (5 октября — 5 ноября 1672 года); рисунок небесного явления в Кракове 10 февраля 1682 года; описание знамения в Кронштадте 24 января 1741 года (л. 19); подборку символических толкований на появление комет перед рождением Христа, Ивана Грозного, Петра I и связанные с ними разрушение Иерусалима, падение Новгорода, начало Северной войны (л. 66-67), а также более свежие события: «1744 году явилась комета, было наводнение от реки Дивны в Риге до второва апартамента и стояло восемь дней. В том же году Лисабон град провалилсе сквозь земле в Ышпани. В 1777 году явилась комета, то была нападения самозванца государем Петра Федоровичем и то было великое сметение в четырех губернех народу» (л. 66 об.).

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 347

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up