ДОСТОЕВСКИЙ В ЛАБИРИНТАХ «СЕБЯ»

 
Код статьиS013160950012912-7-1
DOI10.31860/0131-6095-2020-4-282-283
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Corrigan Yu. Dostoevsky and the Riddle of the Self. Evanstone, Illinois: Northwestern Univerisity Press, 2017. 238 p.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 4
Страницы282-283
Аннотация

Рец. на: Corrigan Yu. Dostoevsky and the Riddle of the Self. Evanstone, Illinois: Northwestern Univerisity Press, 2017. 238 p.

Ключевые слова
Получено06.12.2020
Дата публикации08.12.2020
Кол-во символов7679
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 DOI: 10.31860/0131-6095-2020-4-282-283
2 © С. А. Кибальник
3 ДОСТОЕВСКИЙ В ЛАБИРИНТАХ «СЕБЯ»1 1. * Corrigan Yu. Dostoevsky and the Riddle of the Self. Evanston, Illinois: Northwestern Univerisity Press, 2017. 238 p.
4 Достоевский по-прежнему остается самым изучаемым русским писателем в США, а американское достоевсковедение сохраняет свои лидирующие позиции в мире наряду с российским.2 И тем не менее далеко не на всякую новую американскую монографию о Достоевском появляется отклик в российской научной печати. Как всегда, это имеет самые разные причины. Начиная со случайных и кончая тем, что современное американское достоевсковедение, в отличие от недавних славных его времен, отмеченных появлением работ Джозефа Франка и Роберта Джексона, сегодня уже совсем иное. Во-первых, оно в основном не столько занимается самим Достоевским, сколько пропускает через его творчество наиболее модные, даже не литературно-теоретические, а культурно-антропологические концепции. И во-вторых, по сравнению, например, с современным китайским или японским достоевсковедением, не слишком интересуется тем, что и как пишут сегодня о Достоевском в России. 2. Ярким свидетельством этого стал, например, недавно прошедший в Бостоне XVII Симпозиум Международного общества Достоевского. См. о нем: Кибальник С. А. XVII Симпозиум Международного общества Ф. М. Достоевского в США // Русская литература. 2020. № 1. С. 225-228.
5 Написать о монографии Юрия Корригана мне показалось важным именно потому, что как раз в обоих этих отношениях она представляет собой счастливое исключение. Из пятнадцати страниц, которые занимает в его книге «Библиография», впрочем включающая не только исследовательскую литературу, но и тексты (с. 215-230), около половины работ принадлежат российским мыслителям и ученым. К тому же эта книга направлена на разрешение серьезной проблемы, которая давно уже поставлена представителями как историко-литературного, так и религиозно-философского направлений в изучении творчества Достоевского.
6 Действительно, с одной стороны, во всем своем зрелом творчестве писатель последовательно боролся с идеей индивидуальной автономии, возможности отдельного, построенного вне зависимости от судьбы народа и человечества личного счастья, а с другой, на протяжении всей жизни страстно защищал свободу и неприкосновенность человеческой личности. Как это совмещалось в его творчестве? На этот вопрос и пытается ответить своей книгой Ю. Корриган. По его убеждению, парадоксальное понимание личности как индивидуально отграниченной от других и в то же время бесконечно причастной к ним Достоевский разрешал, двигаясь от изучения человеческой разъединенности в его ранних произведениях к своеобразной «метафизической психологии», посредством которой он пытался сохранить представление о душе для наступающего секуляризированного мира.
7 Героев Достоевского, полагает Корриган, ужасало их собственное внутреннее пространство: пространство памяти, подсознания, иных сущностей, лежащих в основе их внутреннего опыта. В своей книге исследователь обращается к тому, как этот «ужас сознания» толкает их к чрезвычайной устремленности вовне: к непреодолимому цеплянию за «других» как средству замещения их утраченных душевных способностей и в то же время к осознанию невозможности растворить себя внутри тех или иных «коллективных личностей».

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 417

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх