ЗАБЫТАЯ ПЬЕСА ЭПОХИ МОДЕРНА О XVIII ВЕКЕ («В ВЕК ЕКАТЕРИНЫ» В. П. БУРЕНИНА И Ф. Е. ЗАРИНА)

 
Код статьиS013160950006876-7-1
DOI10.31860/0131-6095-2019-3-154-171
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
Адрес: Российская Федерация,
Должность: доцент кафедры языкознания и литературоведения
Аффилиация: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
Адрес: Российская Федерация
Название журналаРусская литература
ВыпускНомер 3
Страницы154-171
Аннотация

К началу XX века русская историческая драматургия в основном перешла в сферу массового искусства, в ней возобладали развлекательные и ретроспективистские тенденции. В полной мере их выразила забытая ныне пьеса В. П. Буренина и Ф. Е. Зарина «В век Екатерины», поставленная в Суворинском театре в 1914 году. Ее отличительными чертами стали: отсутствие собственно «исторического» сюжета и серьезной проблематики (борьба за власть, философия истории и пр.); мелодраматизм; стремление к синтезу искусств (танец, живопись, пение, музыка); развитой цитатный слой, в котором узнаваемые аллюзии на известные или популярные произведения перемешиваются с вполне случайными заимствованиями и реминисценциями, что ведет к возникновению условного «ретростиля».

Ключевые словаВ. П. Буренин, Ф. Е. Зарин, драматургия эпохи модерна, ретроспективизм, массовая культура.
Получено27.09.2019
Дата публикации27.09.2019
Кол-во символов69302
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 928

Оценка читателей: голосов 0

1. Агнивцев Н. Блистательный Санкт-Петербург. Берлин, 1923.

2. Антонов B. C. Женские судьбы разведки. М., 2012.

3. Бабичева Ю. В. Вариации на темы Пушкина (Из истории поэтического театра Серебряного века) // Русская стихотворная драма XVIII — начала XX века: Межвуз. сб. науч. трудов. Самара, 1996.

4. Баршт К. А. Философское эссе В. П. Буренина и статья Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы философии. 2017. № 5.

5. Боева Г. Н. В. П. Буренин vs Леонид Андреев: «технология производства» пародийной личности // Медиаскоп. 2016. Вып. 3 (http://www.mediascope.ru/?q=node/2160).

6. Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII вв. М., 1988.

7. Буранок Н. А. Эпоха Ивана Грозного в русской исторической драматургии (1840-1850 гг.): Монография. Самара, 2009.

8. Буренин В. П., Зарин Ф. Е. В век Екатерины: Пьеса в 4 действиях и 6 картинах. СПб., 1914.

9. Гордеев П. Н. В поисках революционной драматургии: как бывшие императорские театры старались в 1917 году «соответствовать моменту» // Русская литература. 2017. № 3.

10. Гордеев П. Н. «Показать на сцене цареубийство»: к истории неосуществленной постановки драмы «Павел I» Д. С. Мережковского в государственных театрах в 1917 году // Обсерватория культуры. 2016. № 1.

11. Долгоруков И. М. Капище моего сердца, или Словарь всех тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни / Изд. подг. В. И. Коровин. М., 1997.

12. Драма Д. С. Мережковского «Павел I»: контексты, интертексты, метатексты. Коллективная монография / Под ред. А. В. Петрова. Магнитогорск, 2017.

13. ДризенН. В. Драматическая цензура двух эпох. 1825-1881. [Пг.], [1917].

14. Дризен Н. В. Материалы к истории русского театра. М., 1905.

15. Крылов В. Н. Образ В. П. Буренина в пародийной литературе начала XX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 6 (36). Ч. II.

16. Кузмин М. Проза и эссеистика: В 3 т. М., 2000. Т. 3: Эссеистика. Критика.

17. Куприн А. И. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 2007. Т. 10: Заметки публициста, сатирика и литературного критика. Интервью, анкеты.

18. Мазуркевич В. Бенефис Е. А. Мировой. «В век Екатерины» В. П. Буренина и Ф. Е. Зарина // Обозрение театров: Еженедельная газета с программами и либретто Санкт-Петербургских театров. 1914.13 апр. № 2405.

19. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2004.

20. Мамеев С. Н. Документы, относящиеся к ссылке Августа Коцебу в Сибирь в 1800 году. Тобольск, 1894.

21. Обозрение театров. 1914. 6-7 апр. № 2398-99.

22. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002.

23. Осповат А. «Павел I» — потенциальный сюжет Пушкина // Toronto Slavic Quarterly. 2006 (Fall). № 18 (http://sites.utoronto.ca/tsq/18/ospovat18.shtml).

24. Пави П. Словарь театра. М., 1991.

25. Петров А. В. «Увы, я всего только старый Державин!»: миф о XVIII веке в книге стихов «Блистательный Санкт-Петербург» Н. Я. Агнивцева // Поэтика Г. Р. Державина и литературные диалоги: коллективная монография / Под ред. А. Н. Пашкурова, А. Ф. Галимуллиной. Казань, 2017.

26. Петров А. В. Век и столетие в поэтическом словоупотреблении XVIII века (историзация художественного сознания и разрушение «нормативной интертекстуальности») // Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе: Сб. докладов междунар. науч. конф. Магнитогорск, 2003.

27. Петров А. В. Становление художественного историзма в русской литературе XVIII века: Автореф. дис. …докт. филол. наук. М., 2006.

28. Петровская И. Ф., Сомина В. В. Театральный Петербург: Начало XVIII века — октябрь 1917 года: Обозрение-путеводитель. СПб., 1994.

29. Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. М., 2003.

30. Плевицкая Надежда Васильевна // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (http://bre.mkrf.ru/music/text/4863506).

31. Полевой В. М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., 1989.

32. Прокофьева Е. А. Мифопоэтика и динамика жанра русской исторической драмы XVII—XIX веков: барокко — романтизм. Монография. Днепропетровск, 2011.

33. Пушкинская энциклопедия: Произведения. СПб., 2009. Вып. 1: А—Д.

34. Рейтблат А. И. Зарин Федор Ефимович // Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь / Гл. ред. П. А. Николаев. М., 1992. Т. 2: Г-К.

35. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.

36. Скворцова И. А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа XIX—XX веков. М., 2012.

37. Скрынник Н. А. Сценическая история драм А. Ф. Писемского 60-х годов XIX века // Наука и современность. 2013. № 26-1.

38. Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы / Отв. ред. Е. К. Ромодановская. Новосибирск, 2006. Вып. 2.

39. Смолина К. А. Русская трагедия. XVIII век. Эволюция жанра. М., 2001.

40. Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. Л., 1981.

41. Театр и искусство. 1914. № 15 (13 апреля); № 16 (20 апреля).

42. Шабалина Н. Н. Литературный скандал в критике В. П. Буренина // Учен. зап. Казанского ун-та. Гуманитарные науки. 2012. Т. 154. Кн. 2.

43. Шоу Дж. Т. Поэтика неожиданного у Пушкина: Нерифмованные строки в рифмованной поэзии и рифмованные строки в нерифмованной поэзии. М., 2002.

44. Юсупова Г. М. «С большим материальным и художественным успехом…». Кассовые феномены популярного искусства 1920-х годов: Кино. Литература. Театр. М., 2016.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх