B. F. Yegorov Beyond Expectations

 
PIIS013160950004563-3-1
DOI10.31860/0131-6095-2019-1-244-245
Publication type Review
Source material for review Егоров Б. Ф. Творческая жизнь Бориса Чичибабина. СПб.: ООО «Издательство „Росток“», 2016. 192 с.
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation,
Journal nameRusskaia literatura
EditionIssue 1
Pages244-245
Abstract

-

Keywords-
Received29.03.2019
Publication date29.03.2019
Number of characters7414
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2019-1-244-245
2 © Е. И. О р лова
3 НЕОЖИДАННЫЙ Б. Ф. ЕГОРОВ*
4 Вероятно, многими новая исследователь- ская книга Б. Ф. Егорова, известного своей преимущественной приверженностью XIX ве- ку, была воспринята как неожиданность. Ко- нечно, не только специалистам, но и самому широкому кругу интеллигенции хорошо из- вестны монография Егорова о Ю. М. Лотма- не, подготовленные им письма Лотмана, его собственные «Воспоминания» и «Воспомина- ния-2», многое другое. Но кажется, поэтами- современниками Егоров раньше не занимал- ся — по крайней мере, до 2010-х годов, когда он стал ответственным редактором тома Б. Чи- чибабина в серии «Литературные памятни- ки».
5 * Егоров Б. Ф. Творческая жизнь Бориса Чичибабина. СПб.: ООО «Издательство „Ро- сток“», 2016. 192 с. В монографии непротиворечиво совмеща- ются два исследовательских метода. Как куль- туролог Егоров внимателен к истории героя: подробно говорится о его происхождении, о фамилии, даже о возможных фамилиях (по отцу он был бы Борис Иванович Авдеев, по отчиму стал Борисом Алексеевичем Полуши- ным); и, наконец, особое внимание исследова- теля — к псевдониму, который, как это часто и бывает у поэтов, стал именем, тем более что — это замечает уже Егоров-филолог — между лирическим героем и автором у нашего поэта дистанция если и есть, то минимальная. Да и фамилия, выбранная для псевдонима, тоже не придуманная: это девичья фамилия матери поэта. К тому же Чичибабину свойст- венно называть в стихах, а то и зарифмовывать фамилию и/или имя — достаточно редкая черта, замечает Егоров. В самом деле, добавим мы, из предшественников можно вспомнить брюсовскую строку «Желал бы я не быть Вале- рий Брюсов». Брюсов присутствует в приводи- мом Егоровым на удивление длинном списке тех авторов, которых Чичибабин то ли знал, то ли наметил себе к изучению. Но ни подтвердить, что Чичибабин чи- тал стихотворение Брюсова, ни опровергнуть это мы не можем. Автор книги и не делает ни того ни другого, Егоров о Брюсове здесь не ду- мает. Было ли что-нибудь похожее у младших современников Чичибабина? Герой «Осени в Сигулде» А. А. Вознесенского называет себя не только полным именем («Андрей Возне- сенский — будет…»), но и — передавая слова героини — «Андрюшкой». Однако и эта ассо- циация тоже приходит на ум лишь потому, вероятно, что метод Егорова-филолога, кото- рый можно назвать методом свободных ассо- циаций, оказывается заразительным. Кстати, автор монографии как раз не под- держивает любимого поэта в одной формуле, которая кажется ему фамильярной: «Не быть мне больше Борькой…». Но ничего не имеет против другого случая: «…будем вовеки: Борис Чичибабин — / Лиля Карась». Вообще, любов- ные мотивы лирики Чичибабина прослежива- ются на протяжении всей книги Егорова, а сво- его рода продолжением монографии стала его статья «Пушкин и Чичибабин как эротические поэты».1 Итак, любовь и эротика — один из вну- тренних сюжетов рецензируемой монографии. Ее композицию составили опять-таки куль- туролог и литературовед, счастливо, то есть методологически бесконфликтно, совместив- шиеся в одном лице. Специальная глава, как уже, вероятно, понял читатель, посвящена истории семьи, рода и фамилии Чичибабина. Затем эволюция поэта явственно разделяется на «раннее творчество» и «взрослого Чичиба- бина» (так и названы две главы). И затем сле- дует мотивный анализ, потребовавший еще трех глав: «Природа в поэзии Бориса Чичиба- бина», «Культура» и «Эволюция социально- политических убеждений». Конечно, между ранним Чичибабиным и зрелым лежит почти пропасть. Юношеские стихи навеяны не только поэзией 1930-х годов, но и массовой песней этого времени. Даже пер- вый псевдоним «Борис Рифмач», предполагает Егоров, восходит, возможно, к знаменитому в те годы В. И. Лебедеву-Кумачу. Хочется, правда, добавить, что здесь можно увидеть не только подражание, которого более чем доста- точно в самих стихах, но и долю самоиронии у начинающего поэта, поскольку слово «риф- мач» неизбежно содержит для нас оттенок сни- жающий. Чичибабин-подросток настолько за- ворожен энтузиазмом вокруг себя, что даже расстрел деда и двух его братьев не открывает ему глаза на действительность. Прозрение на-

Price publication: 100

Number of purchasers: 2, views: 910

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up