Развитие норм указа 6 августа 1809 г. в ходе его реализации в первой трети XIX в.

 
Код статьиS086956870002293-3-1
DOI10.31857/S086956870002293-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГОУ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы103-120
Аннотация

 

 

Ключевые слова
Получено09.11.2018
Дата публикации12.11.2018
Кол-во символов65404
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Составленный М.М. Сперанским указ, подписанный Александром I 6 августа 1809 г., установил в Российской империи образовательный ценз для чинопроизводства по гражданской службе1. В историографии доминирует мнение, согласно которому он почти не применялся на практике. «Уже через три года после издания указа, – писал Л.Е. Шепелёв, – соблюдение его требований можно было считать исключением»2. Многие исследователи рассуждали менее резко, но и они полагали, что забвение правил 1809 г. произошло задолго до утверждения 25 июня 1834 г. нового «Положения о порядке производства в чины по гражданской службе»3. Высказывались и противоположные взгляды, однако их аргументация была разрозненна и противоречива. Наиболее решительно высказался А.И. Куприянов, отметивший, что рост образовательного уровня бюрократии и большая значимость его среди факторов продвижения по службе «опровергают встречающиеся в литературе суждения… о недейственности указа 6 августа 1809 г.»4. Исследователь опирался на подсчёты П.А. Зайончковского и В.М. Пинтнера5, однако их данные относятся к середине XIX в, когда действовали уже нормы 1834 г. К тому же наблюдения Пинтнера о роли образования в карьере чиновников могут трактоваться совершенно иначе6. Н.П. Ерошкин более осторожно признавал, что «усилия правительства по повышению образовательного уровня чиновничества принесли свои результаты»7. Б.Н. Миронов справедливо рассматривает издание указа 1809 г. как рубеж, изменивший правила чинопроизводства и качество кадров, поступавших на гражданскую службу. В общем процессе социальной мобильности, заключает он, «образование не гарантировало успешной карьеры, а лишь являлось необходимым её условием, служило важным фактором, который не более чем на треть определял скорость прохождения ступенек служебной лестницы». Впрочем, приведённая им статистика, взятая из нескольких статей Пинтнера, также учитывает только классные чины (в одном случае даже не ниже VIII ранга)8. Примечательно, что сам Пинтнер ни в одной из работ не высказывался о непосредственных результатах введения «комитетских испытаний». Л.Ф. Писарькова, отметив ограниченность доступа к образованию, сделала логичный вывод о том, что закон 1809 г. «был непреодолимой преградой на пути разночинцев и выходцев из податного состояния» и фактически дополнил «Табель о рангах» понятием «вечный титулярный советник». Однако собранные ею данные свидетельствовали, что на практике «несмотря на все преграды, …им удалось избежать участи “вечного титулярного советника”» и «достигнуть заветного 8-го класса»9. Тем самым, скорее, подтверждалось мнение о забвении требований указа. Изучая положение провинциального чиновничества, историки иногда обнаруживали случаи применения правил 1809 г., но на обобщениях это не отражалось10, анализ проблемы ограничивался интерпретацией отдельных фактов, и предположение об исполнимости закона оставалось неаргументированной гипотезой11.

1. ПСЗ-I. Т. 30. СПб., 1830. № 23771. С. 10541057. По традиции здесь и далее под терминами «указ», «закон», «правила» и «нормы» 1809 г. будут пониматься вместе два взаимосвязанных правовых акта. Это императорский именной указ Сенату «О правилах производства в чины…» и высочайше конфирмованное положение о порядке испытаний и о способах подготовки к ним, подготовленное Главным правлением училищ: Центральный государственный архив г. Москвы (далее – ЦГА Москвы), ф. 418, оп. 109, д. 201, л. 17.

2. Шепелёв Л.Е. Чиновный мир России: XVIII – начало XX в. СПб., 1999. С. 115, 167; Шепелёв Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. СПб., 2007. С. 82–83.

3. Отмечу только наиболее значимые и сравнительно новые труды: Корф М.А. Жизнь графа Сперанского. Т. 1. СПб., 1861. С. 184–186; Романович-Славатинский А. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права: свод материала и приуготовительные этюды для исторического исследования. СПб., 1870. С. 226; Евреинов В.А. Гражданское чинопроизводство в России. СПб., 1887. С. 45–46; Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978. С. 32–33; Шевченко М.М. Конец одного величия: Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге Освободительных реформ. М., 2003. С. 34–35; Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800–1850-е гг.: деятели, идеи, институты. Екатеринбург, 2005. С. 279–280; Баженова Т.М., Зипунникова Н.Н. «Все части государственного служения требуют сведущих исполнителей…»: к 200-летию указа об экзаменах на гражданские чины // Российский юридический журнал. 2009. № 6. С. 182; Долгов А.А. Концептуальные и организационно-правовые основы государственной (гражданской) службы в Российской империи в последней трети XVIII – первой половине XIX веков. Автореф. дис. … канд. юр. наук. Краснодар, 2013. С. 20; Детинина Е.А. Влияние указа от 6 августа 1809 года на образовательный уровень чиновников Оренбургской губернии // Преподавание истории в школе. 2015. № 9. С. 75–76.

4. Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX века: общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М., 1995. С. 68; Куприянов А.И. Городская культура русской провинции. Конец XVIII – первая половина XIX века. М., 2007. С. 52.

5. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат… С. 33–34; Pintner W.M. Civil Officialdom and the Nobility in the 1850’ // Russian officialdom: The Bureaucratization of Russian Society from the Seventeenth to the Twentieth century / Ed. by Pintner W.M., Rowney D.K. Chapel Hill, 1980. Р. 227–249.

6. Морякова О.В. Система местного управления России при Николае I. М., 1998. С. 198–199.

7. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты: (Первая половина XIX века). М., 1981. С. 69. Этот вывод основывался на результатах проведённого Пинтнером когортного анализа социальных характеристик чиновников 1846–1855 гг. по времени их вступления в службу. До конца 1830-х гг. доля выпускников высших учебных заведений, включая «элитные», имела ненаправленные колебания между 10 и 20%, а «после 1839 г.» резко взлетела до 41%. Сам Пинтнер связывал это с особенностью выборки, которая учитывала только обладателей классных чинов. Если те, кто имел высшее образование, получал тот или иной ранг при поступлении на службу, то их ровесники, окончившие гимназии и нижестоящие училища, сначала оказывались в канцелярских званиях и к указанному времени попросту не успели стать коллежскими регистраторами (Pintner W.M. The Social Characteristics of the Early Nineteenth-Century Russian Bureaucracy // Slavic Review. Vol. 29. 1970. № 3. September. P. 440–441).

8. Миронов Б.Н. Русский город в 1740–1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие. Л., 1990. С. 140–141; Pintner W.M. The Evolution of Civil Offisialdom, 1755–1855 // Russian officialdom… Р. 222–223.

9. Писарькова Л.Ф. Российский чиновник на службе в конце XVIII – первой половине XIX века // Человек. 1995. № 3. С. 125–126; Писарькова Л.Ф. От Петра I до Николая I: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. № 4. С. 39–40.

10. Мерзлякова Л.В. Чиновничество Вятской губернии первой половины XIX в. (Опыт социально-политической характеристики). Дис. … канд. ист. наук. Ижевск, 1997. С. 64–65, 106–107, 111–113; Поскачей Т.А. Провинциальное чиновничество России в последней четверти XVIII – первой половине XIX в. (на материалах Рязанской губернии). Дис. … канд. ист. наук. Рязань, 2006. С. 97, 184; Мельникова И.Г. Чиновничество Верхневолжских губерний в первой четверти XIX века. Дис. … канд. ист. наук. Ярославль, 2010. С. 110–112, 133–135; Токмакова Ю.Н. Провинциальное чиновничество центральной России в 1801–1861 гг. (на материалах Курской губернии). Дис. … канд. ист. наук. Курск, 2011. С. 59–61, 121–122.

11. Павлюк Ю.Б. Российское чиновничество в системе местного управления в первой половине XIX века (на материалах Московской и Тверской губерний). Дис. … канд. ист. наук. М., 2001. С. 71–80; Плех О.А. Местное управление в Вологодской губернии в первой половине XIX века. Дис. … канд. ист. наук. М., 2016. С. 120, 129–131.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2341

Оценка читателей: голосов 0

1. Шепелёв Л.Е. Чиновный мир России: XVIII – начало XX в. СПб., 1999. С. 115, 167; Шепелёв Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. СПб., 2007. С. 82–83.

2. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978. С. 32–33;

3. Шевченко М.М. Конец одного величия: Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге Освободительных реформ. М., 2003. С. 34–35;

4. Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800–1850-е гг.: деятели, идеи, институты. Екатеринбург, 2005. С. 279–280;

5. Баженова Т.М., Зипунникова Н.Н. «Все части государственного служения требуют сведущих исполнителей…»: к 200-летию указа об экзаменах на гражданские чины // Российский юридический журнал. 2009. № 6. С. 182;

6. Долгов А.А. Концептуальные и организационно-правовые основы государственной (гражданской) службы в Российской империи в последней трети XVIII – первой половине XIX веков. Автореф. дис. … канд. юр. наук. Краснодар, 2013. С. 20;

7. Детинина Е.А. Влияние указа от 6 августа 1809 года на образовательный уровень чиновников Оренбургской губернии // Преподавание истории в школе. 2015. № 9. С. 75–76.

8. Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX века: общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М., 1995. С. 68;

9. Морякова О.В. Система местного управления России при Николае I. М., 1998. С. 198–199.

10. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты: (Первая половина XIX века). М., 1981. С. 69.

11. Миронов Б.Н. Русский город в 1740–1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие. Л., 1990. С. 140–141;

12. Писарькова Л.Ф. Российский чиновник на службе в конце XVIII – первой половине XIX века // Человек. 1995. № 3. С. 125–126;

13. Мерзлякова Л.В. Чиновничество Вятской губернии первой половины XIX в. (Опыт социально-политической характеристики). Дис. … канд. ист. наук. Ижевск, 1997. С. 64–65, 106–107, 111–113;

14. Поскачей Т.А. Провинциальное чиновничество России в последней четверти XVIII – первой половине XIX в. (на материалах Рязанской губернии). Дис. … канд. ист. наук. Рязань, 2006. С. 97, 184;

15. Мельникова И.Г. Чиновничество Верхневолжских губерний в первой четверти XIX века. Дис. … канд. ист. наук. Ярославль, 2010. С. 110–112, 133–135;

16. Токмакова Ю.Н. Провинциальное чиновничество центральной России в 1801–1861 гг. (на материалах Курской губернии). Дис. … канд. ист. наук. Курск, 2011. С. 59–61, 121–122.

17. Павлюк Ю.Б. Российское чиновничество в системе местного управления в первой половине XIX века (на материалах Московской и Тверской губерний). Дис. … канд. ист. наук. М., 2001. С. 71–80;

18. Плех О.А. Местное управление в Вологодской губернии в первой половине XIX века. Дис. … канд. ист. наук. М., 2016. С. 120, 129–131.

19. Flynn J.T. The University Reform of Tsar Alexander I. 1802–1835. Washington, 1988. P. 148;

20. Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 1. М., 2002. С. 319; Т. 2. М., 2002. С. 95, 426, 651, 655, 751, 756;

21. Жуковская Т.Н. О «лжеучёности», корысти, интриганстве и корпоративной этике: пороки в университетской среде первой половины XIX века // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: Материалы научно-методической конференции, посвящённой 70-летию Петрозаводского государственного университета (16–17 февраля 2010 г.). Ч. I. Петрозаводск, 2010. С. 25;

22. Жуковская Т. Архив Педагогического института в Санкт-Петербурге (1804–1819): специфика отражения университетской повседневности // Биографии университетских архивов. М., 2017. С. 128, 138–139.

23. McClelland J.C. Autocrats and Academics: Education, Culture and Society in Tsarist Russia. Chicago, 1979. P. 18;

24. Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. М., 2000. С. 120–123, 208;

25. Мантров Ю.Н. Государственная политика России по управлению и развитию университетов в первой трети XIX века. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2007. С. 18;

26. Змеев В.А. Курс лекций по истории высшей школы Российской империи. М., 2010. С. 156;

27. Феофанов А.М. Студенчество Московского университета XVIII – первой четверти XIX века. М., 2011. С. 37, 40, 44–46, 149–150.

28. Аврус А.И. История российских университетов. Курс лекций. Изд. 2, перераб. и доп. Саратов, 2005. С. 30;

29. Иерусалимская С.Ю. Исторический опыт функционирования системы народного образования Верхнего Поволжья в XIX в.: от становления до модернизации. Дис. … д-ра ист. наук. М., 2015. С. 203, 456–457;

30. Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в первой трети XIX в. М., 2001. С. 61–63.

31. Пономарёва В.В., Хорошилова Л.Б. Человек александровской эпохи: взгляд с Моховой // Университет для России. Т. 2. С. 35.

32. Феребов А.Н. Формирование студенческого состава Московского университета в первой половине XIX века: государственная политика и общественный интерес. Дис. … канд. ист. наук. М., 2013. С. 140–145.

33. Каштанова О.С. Развитие просвещения и культуры в Королевстве Польском (1815–1830) // Польша и Россия в первой трети XIX века. Из истории автономного Королевства Польского. 1815–1830. М., 2010. С. 434.

34. Писарькова Л.Ф. Государственное управление России в первой четверти XIX в. Замыслы, проекты, воплощение. М., 2012. С. 26–208.

35. Насонкина Л.И. Московский университет после восстания декабристов. М., 1972. С. 28;

36. Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009. С. 484.

37. Жуковская Т.Н. Петербургский университет первой трети XIX в. в городском пространстве // Социальная история. 2009. СПб., 2010. С. 64.

38. Феребов А.Н. Экзамен по иностранному языку по указу от 6 августа 1809 г.: разнообразие языков и их социальная привязанность (по материалам Московского университета) // Россия и Европа: исторический опыт взаимодействия и взаимопонимания. XVIII–XX вв. Сборник статей. М., 2017. С. 292–293.

39. Как сдавали экзамен в Казанском университете будущие попечители Казанского учебного округа В.П. Молоствов и М.Н. Мусин-Пушкин // Гасырлар авазы-Эхо веков. 2008. № 2. С. 83–85.

40. Казакова К.С. Некоторые особенности учебного процесса в русских университетах первой половины XIX века // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2009. № 5. С. 36.

41. Жарова Е.Ю. Экзамены в университетах Российской империи в первой половине XIX в. // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 249–250.

42. Бурмистрова Л.П. Публичные лекции профессоров и преподавателей Казанского университета XIX в. Казань, 2002. С. 8–15, 138–139;

Система Orphus

Загрузка...
Вверх