Социетальные аспекты профессиональной идентичности социально ориентированных групп в российском обществе

 
Код статьиS020736760011819-9-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Южный федеральный университет (Россия)
Адрес: Российская Федерация
Должность: Доцент
Аффилиация: Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета (Россия)
Адрес: Российская Федерация
Название журналаОбщество и экономика
ВыпускВыпуск 3-4
Страницы176-183
Аннотация

Переформатирование в перестроечное время социальной структуры российского общества вызвало нисходящую групповую мобильность целых социально-профессиональных страт, деятельность которых была напрямую связана с поддержкой государственной власти и обеспечением ее легитимности. Социетально значимые профессиональные группы – педагоги, медицинские работники на массовом уровне потеряли ценностно-смысловые основания групповой солидарности. Долгое нахождение в зоне негативной профессиональной идентичности вызвало размывание их профессиональной мотивации, эрозию установок на служение общественности, снижение приверженности профессионально-этическому коду и ослабление восприятия собственной профессиональной группы как референтной, что создает риски для поддержания социетальной целостности общества.

Ключевые словапрофессиональная идентичность, социально-ориентированные профессии, социетальная целостность, педагоги, врачи, престиж профессии
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-18-10306
Получено23.09.2020
Дата публикации01.04.2017
Кол-во символов823
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 466

Оценка читателей: голосов 0

1. Isaev D.P., Trapsh N.A. Professional Identity in Soviet Society: Factors and Mechanisms of Formation (Articulation of Issue) // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Volume 9.

2. Posukhova O.Y., Nor-Arevyan O.A., Klimenko L.V. The Crisis of Professional Identity in Russian Society // Man In India. 2016. Volume 96. Issue 10. P. 3761–3770.

3. Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности / М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2012.

4. Григорьева О. Образ учителя в советском кино: от «Весенней» оттепели до «Большой перемены» // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов: Науч. кн., 2007.

5. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция. М.: Дело, 2002; Заславская Т.И., Ядов В.А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 8–22.

6. Исаев Д.П., Трапш Н.А. Городской учитель в российском обществе: системное изменение профессиональной идентичности в условиях постсоветских трансформаций // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 6.

7. Истомина А. Профессиональная идентичность учителей: конструирование негативной и позитивной свободы// Этничность, религия, политика. Симферополь: Изд-во «Ариал», 2015.

8. Клименко Л.В. Динамика социетальной сферы Юга России: социокультуроное измерение. Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. Майкоп, 2016.

9. Мансуров В., Юрченко О. Российские врачи: профессионализация «сверху» или саморегулирование профессии // Антропология профессий, или Посторонним вход разрешен / ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2011.

10. Материалы Всероссийской конференции «Развитие профессиональных компетенций учителей в контексте совершенствования системы образования» //Официальный сайт «Исследование компетенций учителей» URL: https://tcs.statgrad.org/#2561 (дата обращения 10.11.2016).

11. Нет ничего важнее учителя, врача и военного в нормальном обществе: Путин // URL: Информационное агентство REGNUM https://regnum.ru/news/polit/1853698.html. Москва, 3 октября 2014 (дата обращения: 01.12.2016).

12. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс,1998.

13. Поздеева Е.Г. Социологический портрет врача: постановка проблемы и методы исследования: диссртация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. СПб.: СПбГУ, 1994.

14. Посухова О.Ю., Фролова А.С. Производственный роман как средство формирования профессиональной идентичности в советском обществе // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 22. № 6.

15. Профессии социального государства /М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2013.

16. Профессия: врач. База данных ФОМ // Фонд «Общественное мнение». URL: http://bd.fom.ru/report/map/dd062926#d062916 (дата обращения: 1.12.2016).

17. Реброва И., Чащухин А. Советский учитель-интеллигент: миссия просвещения // Профессии социального государства / М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2013.

18. Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985–1995 годы / Институт социологии РАН. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. Интернет-издание, исправленное. М.: 2008.

19. Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / Институт социологии РАН. М.: Издательство «Весь Мир», 2015. С. 49–51.

20. Сухова Е.Н. Отчуждение медицины от общества: риски для профессиональной идентичности врача // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2011. № 3 (23).

21. Учитель: престиж профессии и необходимые качества// Фонд «Общественное мнение». URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11773 (Дата обращения: 1.12.2016)

22. Фролова А.С. Анализ дискурса профессиональной идентичности в советской прессе 20–30-х гг. XX в. // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 11.

23. Фролова А.С. Дискурс советской прессы 50–60-х гг. как фактор конструирования профессиональной идентичности // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 11. С. 157–161.

24. Фролова А.С., Посухова О.Ю. Нарратив и дискурс профессиональной идентичности в советской прессе 1970–1980-х гг. // Власть. 2016. № 10.

25. Шипулина Н.Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 8.

26. Шкаратан О. И., Ястребов Г.А. Социально-профессиональная структура и ее воспроизводство в современной России. Предварительные итоги представительного опроса экономически активного населения России 2006 г. / Высшая школа экономики. Серия WP7 «Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике». 2007. № 2.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх