Сущность «катковизма»

 
Код статьиS013038640001567-1-1
DOI10.31857/S086956870001567-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент Института международных отношений и мировой истории
Аффилиация: ННГУ им. Н. И. Лобачевского
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
Выпуск
Страницы161-166
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено11.10.2018
Дата публикации14.10.2018
Кол-во символов17589
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Вышедшая в свет третья монография А.Э. Котова и его докторская диссертация (содержащая, между прочим, обширный историографический и источниковедческий раздел, не вошедший в книгу [1]) дают повод и обильную пищу для размышлений о корнях и сущности русского консерватизма второй половины XIX в. По-видимому, автору было непросто точно определить предмет своего исследования и очертить его границы. Существовал ли «катковизм» за пределами редакций «Русского вестника» и «Московских ведомостей»? Пережил ли он смерть Каткова в 1887 г.? Насколько самостоятельны и оригинальны были те исторические деятели, которых современники воспринимали как «катковистов»? Наконец, возможно ли подыскать максимально ёмкое, научно корректное и содержательное обозначение тем взглядам, которые проповедовали «Московские ведомости» и близкие к ним издания? Котов отвергает такие характеристики, как «либеральный консерватизм», «государственный национализм», «гражданский» или «политический» национализм, предпочитая им неоднозначный термин «бюрократический национализм», который на этот раз вынесен на обложку книги.

2

Полемическая заострённость в использовании терминов – отличительная черта данной монографии. Уже на первых страницах автор заявляет, что русский консерватизм второй половины XIX в. правильнее называть национализмом, поскольку фактически в нём присутствовали элементы либеральной или демократической идеологии (с. 9). К тому же, Катков, почвенники, поздние славянофилы в молодости резко критиковали режим Николая I, а позднее развивали проекты «нефеодальной» монархии. Как пишет Котов, «отечественные “охранители” 1860–1890-х годов пытались предложить не возвращение к старым порядкам, но сразу несколько вариантов модернизации российской самодержавной государственности» (с. 40). Однако не только кн. В.П. Мещерский или К.Н. Леонтьев, но и М.Н. Катков и А.А. Киреев в 1880-е гг. не раз одобрительно отзывались о николаевских порядках. Всё же время либерального национализма в России наступило только на рубеже XIX–XX вв., а во второй половине XIX в. националисты, как правило, оставались ещё консерваторами, пусть и не всегда последовательными. «Птенцы гнезда Каткова», как и он сам, почти всегда переходили от либеральных увлечений молодости именно к консерватизму в той или иной его разновидности. Даже самый либеральный из поздних славянофилов – О.Ф. Миллер уже не смог в полной мере стать «своим» для либералов. «Стремление славянофилов к сохранению национальных форм объективно ставило их в ряды консерваторов, – признаёт Котов. – Наконец, не следует забывать о религиозной составляющей славянофильства» (с. 23). И это вполне согласуется с давним тезисом В.А. Китаева об ошибочности «бездоказательной либерализации славянофилов» [2]. То же самое можно сказать и о Каткове после середины 1860-х гг.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1139

Оценка читателей: голосов 0

1. Котов А.Э. Консервативная печать в общественно-политической жизни России 1860-х – 1890-х годов: М.Н. Катков и его окружение. Автореф. дис. … д-ра ист. наук. СПб., 2016. С. 8–20.

2. Китаев В.А. Славянофильство и либерализм // Вопросы истории. 1989. № 1. С. 133–143; Китаев В.А. XIX век… С. 341.

3. Карцов А.С. Русский консерватизм как интеллектуальная традиция // Консерватизм и либерализм: история и современные концепции. СПб., 2002. С. 55.

4. А.А. Тесля, напротив, полагает, что социальной опорой катковского проекта в 1860-е гг. являлась буржуазия, а в 1880-е гг. происходило сближение националистических программ Каткова и Аксакова (Тесля А.А. Первый русский национализм… и другие. М., 2014. С. 37–38, 51).

5. Более детально эта классификация изложена в монографии: Котов А.Э. Русская консервативная журналистика… С. 55–113.

6. Котов А.Э. Птенцы гнезда Каткова. С. 6–38.

7. Медоваров М.В. К истории взаимоотношений И.С. Аксакова и А.А. Киреева // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 2. С. 42–48.

8. Фетисенко О.Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики. СПб., 2012. С. 143–153.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх