Конституционная реформа в России: содержание, направления и способы осуществления

 
Код статьиS086904990008510-3-1
DOI10.31857/S086904990008510-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ординарный профессор Национального исследовательского университета “Высшая школа экономикиˮ (факультет социальных наук)
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономикиˮ (факультет социальных наук)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 1
Страницы39-60
Аннотация

По прошествии четверти века со времени принятия Конституции РФ 1993 г. вопрос о результатах и перспективах конституционной трансформации не снят с повестки дня. Для одних Конституция означает фундаментальный разрыв с коммунистическим прошлым и создание правовых основ движения российского общества к демократии и правовому государству, для других – именно Конституция несет ответственность за возобладавший авторитарный тренд и растущую стагнацию экономического, социального и политического развития.Позиция автора настоящего текста оказывается ровно посредине между этими крайними точками зрения: Конституция, действительно, сыграла переломную роль в движении России к демократии, заложив основные принципы гражданского общества и правового государства, и в этом отношении сохраняет непреходящее значение. Но это не значит, что она должна быть совершенно недоступна для изменений, особенно с учетом истекшего времени, негативного опыта авторитарной трансформации политического режима, уже внесенных поправок (2008 и 2014 гг.), и текущих задач демократического движения. Суть необходимых изменений – вернуть конституционным принципам их первоначальный демократический смысл, отказавшись от избыточной концентрации президентской власти, результатов законодательных контрреформ и деформаций в правоприменительной практике.

Этим объясняется масштаб предлагаемых корректировок: одна их часть, направленная на установление аутентичной модели смешанной (президентско-парламентской) формы (системы) правления, предполагает внесение изменений в текст Конституции – поправок, регулирующих отношения по линии разделения властей и перераспределения их полномочий; другая – направлена на преобразование конституционного строя без изменений текста Конституции – по линии законодательных реформ, судебного толкования и политики права; третья – включает институциональные реформы. В общественном развитии не все зависит от правовых норм – следует оставить место политической импровизации и практике.

В своей совокупности эти корректировки позволяют уйти от двух крайностей – конституционной стагнации (тяготеющей к бюрократической асфиксии) и конституционного популизма (тяготеющего к дестабилизации политической системы). В своей практической деятельности по трансформации политического режима оппозиции следует помнить известную максиму, неоднократно подтвержденную опытом: радикализм конституционных предложений тем больше, чем партия дальше от власти, но ситуация в корне меняется по мере приближения к ней. В разделе Post Scriptum автор анализирует весь блок поправок, предложенных Президентом РФ в начале 2020 г. для выяснения их вклада и потенциального влияния на трансформацию установленной конституционной и политической системы России.

Ключевые словаРоссийская конституция, конституционная реформа, политический режим, форма правления, федерализм, разделение властей, сдержки и противовесы, прерогативы президентской власти, конституционные поправки, политическое лидерство, поправки в Конституцию России 2020 г.
Получено01.03.2020
Дата публикации02.03.2020
Кол-во символов81631
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Говоря о конституционной реформе, важно разграничить три параметра ее проведения. Во-первых, следует различать понятия: “измененияˮ Конституции (собственно текста Основного закона) и “преобразованияˮ Конституции – гораздо более широкого понятия, означающего фактический пересмотр смысла конституционных норм без изменения текста (путем пересмотра конституционного и обычного законодательства, судебного толкования Конституции, вообще применения определенной политики права). Во-вторых, различать собственно юридические аспекты реформы и политические, то есть все то, что связано с существующим политическим режимом и его функционированием. В-третьих, нужно иметь в виду различие правовой нормы и ее реализации – норма может быть адекватной, а реализация отступать от нее и даже противоречить ей.
2 С этих позиций разработка программы конституционных реформ в России1 включает следующие вопросы: определение состояния российской политико-правовой системы и причин ее дисфункций; соотношение конституции и политического режима; форма правления; возможные конституционные поправки по линии разделения властей; преобразования, которые могут быть сделаны без изменения текста конституции; масштабы и инструменты трансформации конституционного строя; механизмы и субъекты преобразований в условиях смены лидерства. 1. При подготовке данного текста использованы выводы и рекомендации коллективного исследовательского проекта, отраженные в трудах, изданных под моей редакцией: [Основы… 2013; Конституционный мониторинг… 2014; Конституционные принципы… 2014. См. также: [Медушевский 2015].
3 Состояние российской политико-правовой системы Изучение переходных процессов делает необходимым различение двух ситуаций: 1) когда переход от авторитаризма к демократии опирается на сформировавшиеся ранее демократические ценности и институты (на время ограниченные авторитарным правлением), 2) когда эти институты не сформировались или были разрушены в предшествующий период, а их становление происходит в процессе трансформации. Если первая ситуация характерна для части стран Восточной Европы эпохи декоммунизации, то вторая – для России.
4 Конституция 1993 г. была реальным достижением переходного периода. Она символизировала отказ от номинального советского конституционализма и фиксировала международно-признанные гарантии прав человека (первые две главы). Но в то же время приняв модель президентско-парламентской республики, на деле она вводила сверхцентрализованный механизм власти, концентрируя ее в руках президента. В 1993 г. это казалось очень важным для преодоления кризиса, стабилизации вновь строящейся системы и поддержания рыночных экономических преобразований. Конституция, таким образом, не предопределяла авторитарный вектор развития, но и не исключала его. Развитие этого вектора стало результатом не столько конституционных норм, сколько общих социальных причин - спонтанной реакции общества на распад страны (дважды за одно столетие), несформированности демократических институтов, а также отсутствия последовательных институциональных реформ, в конечном счете, избрания правящей элитой курса на авторитарную модернизацию.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1297

Оценка читателей: голосов 0

1. Конституционный мониторинг: Концепция, методика и итоги экспертного опроса в России в марте 2013 года (2014) М.: ИППП. Конституционные принципы и пути их реализации: Российский контекст. Аналитический доклад (2014) М.: ИППП.

2. Медушевский А.Н. (2019) Конституция и социальный запрос на изменения в современном российском обществе // Сравнительное конституционное обозрение. № 1(128). С.21–41.

3. Медушевский А.Н. (2017) Политическая история русской революции: нормы, институты, формы социальной мобилизации в ХХ в. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив.

4. Медушевский А.Н. (2015) Политические сочинения. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив.

5. Основы конституционного строя России (2013) М.: ИППП.

6. Milov V.. Medushevsky A., Zaslavskiy I. (2018) Constitution and Economy After Putin. A Roadmap for a New Russia. Washington, Free Russia, 2018. Рp. 19–31 (http://www.4freerussia.org/constitution-and-economy-after-putin-a-roadmap-for-a-new-russia/).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх