Профессия как вектор в N-мерном пространстве элементов деятельности

 
Код статьиS020595920001089-3-1
DOI10.31857/S020595920001089-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Уральский гуманитарный институт Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 39 №5
Страницы37-45
Аннотация

Предлагается классификация профессий, в которой каждая профессия представляется как вектор в n-мерном пространстве элементов деятельности. Раскрываются ограничения традиционных типологических и признаковых подходов, при котором происходят существенные потери информации о содержании профессиональной деятельности. Описывается алгоритм векторного представления профессий и его реализация на базовых группах профессий, представленных в Общероссийском классификаторе занятий. В результате был определен 431 вектор в трехмерном пространстве целей деятельности (гностических, изыскательских и преобразующих). Для обоснования практической применимости данного подхода проверялась гипотеза о связи между содержанием определенного типа деятельности в профессии и уровнем квалификации, требуемой для её освоения. Было выявлено, что профессии первого уровня квалификации подразумевают выполнение лишь преобразующей деятельности. В структуру профессий второго уровня квалификации входит и гностическая деятельность. Ограниченный объем изыскательских задач появляется в профессиях третьего уровня квалификации, а для профессий четвертого уровня квалификации их объем достигает в среднем 26% от трудовой деятельности. С одной стороны, полученные результаты демонстрируют высокую прогностическую валидность данного подхода относительно описаний профессий, а с другой ― его возможности в качестве исследовательского метода. 

Ключевые словапсихологическая классификация профессий, векторное представление профессий, типология по целям труда, уровни квалификации
Получено19.10.2018
Дата публикации02.11.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1481

Оценка читателей: голосов 0

1. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 111–117.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.

3. Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Шекшаева Н.Н., Купряшкин В.Ф. Структуризация компетентности в инновационной инженерной деятельности и интеграция ее компонентов // Интеграция образования. 2014. № 3 (76). С. 25–32.

4. Новиков П.Н., Селиверстова О.Ф., Новикова Т.Р. Профессиональные стандарты: проблемы и перспективы развития // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. 2014. № 1. С. 7–11.

5. ОК 010-2014 (МСКЗ-08). "Общероссийский классификатор занятий" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст).

6. Пчелинова В.В. Дескрипторный словарь в формировании представлений психолога о мире труда // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 3. С. 76–87.

7. Пшеничников С.В. Инновационная деятельность и ее структура // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2010. № 2. С. 72–75.

8. Рубцова Н.Е. Основные направления классификаций профессиональной деятельности //Психология и психотехника. 2015. № 5. С. 501–510.

9. Эрисман Ф.Ф. Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда. СПб.: Типография М. Стасюлевича. 1877.

10. Holland J.L. Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments. 2nd ed. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1985.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх