On the issue of the status of the episcopate in the Russian Church in the 16th century

 
PIIS086956870016595-5-1
DOI10.31857/S086956870016595-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Institute of Russian History, RAS
Russian State University for Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 5
Pages19-31
Abstract

        

Keywords
Received16.07.2021
Publication date19.10.2021
Number of characters41565
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Тема статуса русского епископата давно привлекает внимание исследователей. Важной вехой в её разработке явились труды учёных XIX столетия Е.Е. Голубинского, Н.Ф. Каптерева, И.Ф. Перова, И.М. Покровского1. Тщательному исследованию подверг документы Новгородской кафедры Б.Д. Греков2. Документы митрополичьей кафедры опубликованы и проанализированы А.И. Плигузовым3. Особенности устройства Русской церкви в связи с постановкой вопроса о формировании духовного сословия рассмотрел Б.Н. Флоря4. Вопрос о перемещении епископов и повторных хиротониях исследован в работе Б.А. Успенского5. Обращение к каноническим памятникам первой половины XVI в. и Стоглаву позволяет понять, в какой степени статус епископата соответствовал церковным канонам, а также определить, какие проблемы, связанные с епископатом, отразились в русских канонических памятниках. 1.  Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. М., 1997. С. 332–394; Каптерев Н.Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1879; Перов И.Ф. Епархиальные учреждения Русской Церкви в XVI и XVII веках. Рязань, 1882; Покровский И.М. Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие состав и пределы. Казань, 1897.

2.  Греков Б.Д. Новгородский дом Святой Софии (Опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины. Ч. 1 // Записки историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. Ч. CXX. СПб., 1914.

3. Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI в. (далее – РФА). Т. I–V. М., 1986–1992.

4.  Флоря Б.Н. Епархиальное управление в северной и северо-восточной Руси XIV–XVII вв. // Православная энциклопедия. Т. 20. М., 2000. С. 235–239; Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007.

5.  Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и её русское переосмысление). М., 1998.
2 XVI в. – эпоха религиозных потрясений, начало реформационного движения в Европе. Реформация стала толчком к значительным изменениям в католической Церкви, после Тридентского собора началась новая эпоха в истории Церквей, характеризуемая как конфессионализация. Значительно изменилось отношение к церковному учению, религиозные вопросы стали определять жизнь человека. XVI в. был, несомненно, важным этапом и в истории Русской церкви, отразившимся в деятельности Стоглавого собора 1551 г.6 Как и в Европе, в Московской Руси предпринимались усилия по систематизации канонического наследия, по оформлению символов конфессии, делались попытки создать новые институты для обучения религии. Верховная власть принимала в этом процессе активное участие. Причём положение русского епископата оказалось своеобразным. Московская митрополия, став фактически автокефальной в 1448 г., утратила значительную часть территорий, входивших в состав митрополии «всея России». К Московской митрополии после 1458 г. относились Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Коломенская, Пермская епархии. Новгородская кафедра также относилась к Московской митрополии, с момента разделения её архиепископов ставили московские митрополиты, а контакты с митрополитом Киевским стали причиной заключения архиепископа Феофила в московский Чудов монастырь. Московские митрополиты также ставили и епископов Сарайских. Последние стабильно проживали в Москве на Крутицах уже с 1450-х гг., и нет ни одного свидетельства о том, чтобы эти епископы были связаны в тот период с бывшей ханской столицей7. К Киевской митрополии относились епархии, находившиеся на территории Великого княжества Литовского (Смоленская, Черниговская, Полоцкая, Луцкая, Владимиро-Волынская, Туровская) и в Польше (Галицкая, Перемышльская, Холмская). 6.  Шапошник В.В. Церковно-государственные отношения в России в 30–80-е годы XVI века. СПб., 2006.

7.  Соловьёв Н.А. Сарайская и Крутицкая епархии // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете (далее – ЧОИДР). 1894. Кн. 3. С. 10–12.
3 Незначительное количество епархий при огромной территории было одной из главных особенностей церковного устройства русской митрополии начиная еще с киевского периода. При том почти все города Средиземноморья имели своего епископа; этой традиции следовали и славянские государства. На территории средневековой Сербии, где города находились в основном на побережье, в середине XV в. было 15 епархий, центры которых располагались в том числе и в монастырях8. И хотя связь епископа и города являлась очевидной для христианского мира, каких-либо правил, предписывавших обязательное наличие епископа в полисе, не существовало. Дробление епархий вызывало протесты со стороны епископата, так как сокращало его доходы. В грамоте о создании Смоленской кафедры, выделенной из состава Переяславльской в 1137 г., содержалась санкция за попытку возвращения новой «епископьи» к Переяславлю: «Или епископ которыи начнеть несытством хотя ити в Переяславль и сию епископью приложити к Переяславлю, да будет ему клятва, яже се преже писана и святаго митрополита русскаго Михаила, иже составил сию епископью»9. 8.  Голубинский Е.Е. Указ. соч. Т. 1. Ч. 1. С. 352–353; Никодим (Милаш), еп. Православно црквено право // Никодим (Милаш), еп. Дела. Књига V. Београд-Шибеник, 2004. С. 370–371; Подскалски Г. Средњовековна теолошка књижевност у Бугарскоj и Србиjи (865–1459). Београд, 2010. С. 113.

9.  Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. М., 1976. С. 144–145.

Number of purchasers: 0, views: 384

Readers community rating: votes 0

1. Akty yuridicheskie, ili sobranie form starinnogo deloproizvodstva. SPb., 1838. S. 404–405.

2. Akty, sobrannye v bibliotekakh i arkhivakh Rossijskoj imperii Arkheograficheskoyu ehkspeditsieyu imperatorskoj Akademii nauk (dalee – AAEh). T. I. SPb., 1836. № 241. S. 257–261.

3. Belyakova E.V. O neissledovannom perevode pravil s tolkovaniyami Ioanna Zonary // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2009. № 3(37). S. 13–14.

4. Belyakova E.V. O serbskom perevode pravil s tolkovaniyami Ioanna Zonary // Tsrkvene studije (Godishњak Tsentra za tsrkvene studije). Br. 6. Nish, 2010. S. 235–242.

5. Belyakova E.V. Russkij episkopat vo vtoroj polovine XV v. i formirovanie novoj ideologii // Velikoe stoyanie na Ugre i formirovanie Rossijskogo tsentralizovannogo gosudarstva: lokal'nye i global'nye konteksty. Materialy vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchnoj konferentsii (30 marta – 1 aprelya 2017 g., Kaluga). Kaluga, 2017. S. 54–55.

6. Belyakova E.V. Tsikly pouchenij svyaschennikam v kormchikh zapadnorusskoj redaktsii // Slavistica Vilnensis. 2016. № 61. S. 190–195.

7. Belyakova E.V., Moshkova L.V., Oparina T.A. Kormchaya kniga: ot rukopisnoj traditsii k pervomu pechatnomu izdaniyu. M.; SPb., 2017. S. 98–104.

8. Beneshevich V.N. Drevneslavyanskaya Kormchaya XIV titulov bez tolkovanij. T. I. SPb., 1907. S. 764; T. II. Sofiya, 1987. S. 55.

9. Bibliograficheskie materialy, sobrannye Andreem Popovym. XXI. «Slovo kratko» v zaschitu monastyrskikh imuschestv. S predisloviem A.D. Grigor'eva // ChOIDR. 1902. Kn. 2. Razd. II. S. 1–68.

10. Golubinskij E.E. Istoriya Russkoj Tserkvi. T. 1. Ch. 1. M., 1997. S. 332–394.

11. Grekov B.D. Novgorodskij dom Svyatoj Sofii (Opyt izucheniya organizatsii i vnutrennikh otnoshenij krupnoj tserkovnoj votchiny. Ch. 1 // Zapiski istoriko-filologicheskogo fakul'teta imperatorskogo Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ch. CXX. SPb., 1914.

12. Drevnerusskie knyazheskie ustavy XI–XV vv. M., 1976. S. 144–145.

13. Emchenko E.B. Sotsial'naya stratifikatsiya i instituty predstavitel'stva po materialam Stoglava // LOCUS: people, sosiety, culture, meanings. 2020. № 1. S. 64–86.

14. Zhivov V. Arkhierejskoe obeschanie: ehvolyutsiya teksta v Rossii XV–XVIII vekov i problemy tserkovnoj istorii // Pravoslavnoe uchenie o tserkovnykh tainstvakh (V mezhdunarodnaya bogoslovskaya konferentsiya Russkoj Pravoslavnoj Tserkvi, Moskva, 13–16 noyabrya 2007 g.). T. II. M., 2009. S. 365–386.

15. Zakonopravilo ili Nomokanon Svetoga Save. Ilovichki prepis 1262. godina. Fototipija. Dechje Novine, 1991. L. 221, 302 ob.

16. Ideya Rima v Moskve XV–XVI veka. Istochniki po istorii russkoj obschestvennoj mysli. Rim; Moskva, 1989. S. 188.

17. Kapterev N.F. Svetskie arkhierejskie chinovniki v Drevnej Rusi. M., 1879;

18. Korogodina M.V. Kormchie knigi XIV – pervoj poloviny XVII veka. T. 1. Issledovanie. M.; SPb., 2017. S. 379.

19. Lukin P.V. «Ves' Novgorod»: k voprosu o proiskhozhdenii i soderzhanii ponyatiya // Rossijskaya istoriya. 2020. № 4. S. 56–63.

20. Makarij (Bulgakov), mitr. Istoriya Russkoj tserkvi. Kn. 4. Ch. 1. M., 1996. S. 194–196.

21. Manokhin A.A. Svodnaya Kormchaya mitropolita Daniila i ee mesto v kanonicheskom prave. Avtoref. dis. … kand. ist. nauk. M., 2018.

22. Nikodim (Milash), ep. Pravoslavno tsrkveno pravo // Nikodim (Milash), ep. Dela. Kњiga V. Beograd-Shibenik, 2004. S. 370–371.

23. Perov I.F. Eparkhial'nye uchrezhdeniya Russkoj Tserkvi v XVI i XVII vekakh. Ryazan', 1882.

24. Pliguzov A.I. Polemika v Russkoj tserkvi pervoj treti XVI stoletiya. M., 2002. S. 154–155.

25. Podskalski G. Sredњovekovna teoloshka kњizhevnost u Bugarskoj i Srbiji (865–1459). Beograd, 2010. S. 113.

26. Pokrovskij I.M. Russkie eparkhii v XVI–XIX vv., ikh otkrytie sostav i predely. Kazan', 1897.

27. Poslaniya Iosifa Volotskogo. M.; L., 1959. S. 192.

28. Publikatsiya svoda: Mazurinskaya Kormchaya – pamyatnik mezhslavyanskikh kul'turnykh svyazej XIV–XVI vv. M., 2002. S. 494–586.

29. Russkaya istoricheskaya biblioteka, izdavaemaya Arkheograficheskoyu komissieyu (dalee – RIB). T. VI. SPb., 1908. № 63. Stb. 537.

30. Russkij feodal'nyj arkhiv XIV – pervoj treti XVI v. (dalee – RFA). T. I–V. M., 1986–1992.

31. Sokolov I.I. Izbranie arkhiereev v Vizantii // Vizantijskij vremennik. T. XXII (1915–1916). Vyp. 3–4. Pg., 1917. S. 239.

32. Solov'yov N.A. Sarajskaya i Krutitskaya eparkhii // Chteniya v Imperatorskom obschestve istorii i drevnostej rossijskikh pri Moskovskom universitete (dalee – ChOIDR). 1894. Kn. 3. S. 10–12.

33. Tarasov A.E. Chiny izbraniya i postavleniya episkopov i rol' svetskoj vlasti v rukopolozhenii arkhiereev kontsa XV – XVII vv. // Vyzov vremeni: stanovlenie tsentralizovannykh gosudarstv na Vostoke i Zapade Evropy v kontse XV – XVII vv. M.; Kaluga, 2019. S. 230–234.

34. Turilov A.A. Kniga razdachi «pominkov» pri khirotonii Rostovskogo arkhiepiskopa Tikhona (1489 g.) // Drevnerusskoe i postvizantijskoe iskusstvo. Vtoraya polovina XV – nachalo XVI v. K 500-letiyu rospisi sobora Rozhdestva Bogoroditsy Ferapontova monastyrya. M., 2005. S. 451–453.

35. Usachyov A.S. Nachalo vozvysheniya Andreya-Afanasiya i tserkovno-politicheskaya situatsiya v Rossii pervoj poloviny XVI v. // Vestnik RGGU. 2012. № 4. S. 23–24.

36. Usachyov A.S. Novye dannye o biografii mitropolita Afanasiya (1564–1566) // Trudy istoricheskogo fakul'teta MGU. Ser. II. Istoricheskie issledovaniya. M., 2019. S. 113–116.

37. Usachyov A.S. Pochemu zakonchilas' «volokolamskaya gegemoniya» v Russkoj tserkvi XVI veka? // Rossijskaya istoriya 2017. № 5. S. 97–113.

38. Uspenskij B.A. Tsar' i patriarkh: kharizma vlasti v Rossii (Vizantijskaya model' i eyo russkoe pereosmyslenie). M., 1998.

39. Florya B.N. Eparkhial'noe upravlenie v severnoj i severo-vostochnoj Rusi XIV–XVII vv. // Pravoslavnaya ehntsiklopediya. T. 20. M., 2000. S. 235–239.

40. Florya B.N. Issledovaniya po istorii Tserkvi. Drevnerusskoe i slavyanskoe srednevekov'e. M., 2007.

41. Florya B.N. Rossiya i vostochnoslavyanskie zemli Pol'sko-Litovskogo gosudarstva v kontse XVI – pervoj polovine XVII v. Politicheskie i kul'turnye svyazi. M., 2019. S. 23.

42. Shaposhnik V.V. Tserkovno-gosudarstvennye otnosheniya v Rossii v 30–80-e gody XVI veka. SPb., 2006.

43. Schapov Ya.N. Russkij Nomokanon. Sochetanie obschekhristianskikh i mestnykh tserkovno-kanonicheskikh traditsij // Diritto e Religione da Roma a Constantinopoli a Mosca. Da Roma alla Terza Roma. Documenti e Studi. Rendoconti dell'XI Seminario. Roma, 1994. S. 153–162.

Система Orphus

Loading...
Up