К вопросу о статусе епископата в Русской Церкви XVI в.

 
Код статьиS086956870016595-5-1
DOI10.31857/S086956870016595-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Институт российской истории РАН
Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 5
Страницы19-31
Аннотация

      

Ключевые слова
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 20-18-00218 «Институты управления Русской церковью в XVI в.».
Получено16.07.2021
Дата публикации19.10.2021
Кол-во символов41565
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Тема статуса русского епископата давно привлекает внимание исследователей. Важной вехой в её разработке явились труды учёных XIX столетия Е.Е. Голубинского, Н.Ф. Каптерева, И.Ф. Перова, И.М. Покровского1. Тщательному исследованию подверг документы Новгородской кафедры Б.Д. Греков2. Документы митрополичьей кафедры опубликованы и проанализированы А.И. Плигузовым3. Особенности устройства Русской церкви в связи с постановкой вопроса о формировании духовного сословия рассмотрел Б.Н. Флоря4. Вопрос о перемещении епископов и повторных хиротониях исследован в работе Б.А. Успенского5. Обращение к каноническим памятникам первой половины XVI в. и Стоглаву позволяет понять, в какой степени статус епископата соответствовал церковным канонам, а также определить, какие проблемы, связанные с епископатом, отразились в русских канонических памятниках. 1.  Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. М., 1997. С. 332–394; Каптерев Н.Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1879; Перов И.Ф. Епархиальные учреждения Русской Церкви в XVI и XVII веках. Рязань, 1882; Покровский И.М. Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие состав и пределы. Казань, 1897.

2.  Греков Б.Д. Новгородский дом Святой Софии (Опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины. Ч. 1 // Записки историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. Ч. CXX. СПб., 1914.

3. Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI в. (далее – РФА). Т. I–V. М., 1986–1992.

4.  Флоря Б.Н. Епархиальное управление в северной и северо-восточной Руси XIV–XVII вв. // Православная энциклопедия. Т. 20. М., 2000. С. 235–239; Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007.

5.  Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и её русское переосмысление). М., 1998.
2 XVI в. – эпоха религиозных потрясений, начало реформационного движения в Европе. Реформация стала толчком к значительным изменениям в католической Церкви, после Тридентского собора началась новая эпоха в истории Церквей, характеризуемая как конфессионализация. Значительно изменилось отношение к церковному учению, религиозные вопросы стали определять жизнь человека. XVI в. был, несомненно, важным этапом и в истории Русской церкви, отразившимся в деятельности Стоглавого собора 1551 г.6 Как и в Европе, в Московской Руси предпринимались усилия по систематизации канонического наследия, по оформлению символов конфессии, делались попытки создать новые институты для обучения религии. Верховная власть принимала в этом процессе активное участие. Причём положение русского епископата оказалось своеобразным. Московская митрополия, став фактически автокефальной в 1448 г., утратила значительную часть территорий, входивших в состав митрополии «всея России». К Московской митрополии после 1458 г. относились Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Коломенская, Пермская епархии. Новгородская кафедра также относилась к Московской митрополии, с момента разделения её архиепископов ставили московские митрополиты, а контакты с митрополитом Киевским стали причиной заключения архиепископа Феофила в московский Чудов монастырь. Московские митрополиты также ставили и епископов Сарайских. Последние стабильно проживали в Москве на Крутицах уже с 1450-х гг., и нет ни одного свидетельства о том, чтобы эти епископы были связаны в тот период с бывшей ханской столицей7. К Киевской митрополии относились епархии, находившиеся на территории Великого княжества Литовского (Смоленская, Черниговская, Полоцкая, Луцкая, Владимиро-Волынская, Туровская) и в Польше (Галицкая, Перемышльская, Холмская). 6.  Шапошник В.В. Церковно-государственные отношения в России в 30–80-е годы XVI века. СПб., 2006.

7.  Соловьёв Н.А. Сарайская и Крутицкая епархии // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете (далее – ЧОИДР). 1894. Кн. 3. С. 10–12.
3 Незначительное количество епархий при огромной территории было одной из главных особенностей церковного устройства русской митрополии начиная еще с киевского периода. При том почти все города Средиземноморья имели своего епископа; этой традиции следовали и славянские государства. На территории средневековой Сербии, где города находились в основном на побережье, в середине XV в. было 15 епархий, центры которых располагались в том числе и в монастырях8. И хотя связь епископа и города являлась очевидной для христианского мира, каких-либо правил, предписывавших обязательное наличие епископа в полисе, не существовало. Дробление епархий вызывало протесты со стороны епископата, так как сокращало его доходы. В грамоте о создании Смоленской кафедры, выделенной из состава Переяславльской в 1137 г., содержалась санкция за попытку возвращения новой «епископьи» к Переяславлю: «Или епископ которыи начнеть несытством хотя ити в Переяславль и сию епископью приложити к Переяславлю, да будет ему клятва, яже се преже писана и святаго митрополита русскаго Михаила, иже составил сию епископью»9. 8.  Голубинский Е.Е. Указ. соч. Т. 1. Ч. 1. С. 352–353; Никодим (Милаш), еп. Православно црквено право // Никодим (Милаш), еп. Дела. Књига V. Београд-Шибеник, 2004. С. 370–371; Подскалски Г. Средњовековна теолошка књижевност у Бугарскоj и Србиjи (865–1459). Београд, 2010. С. 113.

9.  Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. М., 1976. С. 144–145.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 385

Оценка читателей: голосов 0

1. Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838. С. 404–405.

2. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук (далее – ААЭ). Т. I. СПб., 1836. № 241. С. 257–261.

3. Белякова Е.В. О неисследованном переводе правил с толкованиями Иоанна Зонары // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 3(37). С. 13–14.

4. Белякова Е.В. О сербском переводе правил с толкованиями Иоанна Зонары // Црквене студиjе (Годишњак Центра за црквене студиje). Бр. 6. Ниш, 2010. С. 235–242.

5. Белякова Е.В. Русский епископат во второй половине XV в. и формирование новой идеологии // Великое стояние на Угре и формирование Российского централизованного государства: локальные и глобальные контексты. Материалы всероссийской с международным участием научной конференции (30 марта – 1 апреля 2017 г., Калуга). Калуга, 2017. С. 54–55.

6. Белякова Е.В. Циклы поучений священникам в кормчих западнорусской редакции // Slavistica Vilnensis. 2016. № 61. С. 190–195.

7. Белякова Е.В., Мошкова Л.В., Опарина Т.А. Кормчая книга: от рукописной традиции к первому печатному изданию. М.; СПб., 2017. С. 98–104.

8. Бенешевич В.Н. Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. Т. I. СПб., 1907. С. 764; Т. II. София, 1987. С. 55.

9. Библиографические материалы, собранные Андреем Поповым. XXI. «Слово кратко» в защиту монастырских имуществ. С предисловием А.Д. Григорьева // ЧОИДР. 1902. Кн. 2. Разд. II. С. 1–68.

10. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. М., 1997. С. 332–394.

11. Греков Б.Д. Новгородский дом Святой Софии (Опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины. Ч. 1 // Записки историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. Ч. CXX. СПб., 1914.

12. Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. М., 1976. С. 144–145.

13. Емченко Е.Б. Социальная стратификация и институты представительства по материалам Стоглава // LOCUS: peоple, soсiety, culture, meanings. 2020. № 1. С. 64–86.

14. Живов В. Архиерейское обещание: эволюция текста в России XV–XVIII веков и проблемы церковной истории // Православное учение о церковных таинствах (V международная богословская конференция Русской Православной Церкви, Москва, 13–16 ноября 2007 г.). Т. II. М., 2009. С. 365–386.

15. Законоправило или Номоканон Светога Саве. Иловички препис 1262. година. Фототипиjа. Дечjе Новине, 1991. Л. 221, 302 об.

16. Идея Рима в Москве XV–XVI века. Источники по истории русской общественной мысли. Рим; Москва, 1989. С. 188.

17. Каптерев Н.Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1879;

18. Корогодина М.В. Кормчие книги XIV – первой половины XVII века. Т. 1. Исследование. М.; СПб., 2017. С. 379.

19. Лукин П.В. «Весь Новгород»: к вопросу о происхождении и содержании понятия // Российская история. 2020. № 4. С. 56–63.

20. Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 194–196.

21. Манохин А.А. Сводная Кормчая митрополита Даниила и ее место в каноническом праве. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2018.

22. Никодим (Милаш), еп. Православно црквено право // Никодим (Милаш), еп. Дела. Књига V. Београд-Шибеник, 2004. С. 370–371.

23. Перов И.Ф. Епархиальные учреждения Русской Церкви в XVI и XVII веках. Рязань, 1882.

24. Плигузов А.И. Полемика в Русской церкви первой трети XVI столетия. М., 2002. С. 154–155.

25. Подскалски Г. Средњовековна теолошка књижевност у Бугарскоj и Србиjи (865–1459). Београд, 2010. С. 113.

26. Покровский И.М. Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие состав и пределы. Казань, 1897.

27. Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 192.

28. Публикация свода: Мазуринская Кормчая – памятник межславянских культурных связей XIV–XVI вв. М., 2002. С. 494–586.

29. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею (далее – РИБ). Т. VI. СПб., 1908. № 63. Стб. 537.

30. Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI в. (далее – РФА). Т. I–V. М., 1986–1992.

31. Соколов И.И. Избрание архиереев в Византии // Византийский временник. Т. XXII (1915–1916). Вып. 3–4. Пг., 1917. С. 239.

32. Соловьёв Н.А. Сарайская и Крутицкая епархии // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете (далее – ЧОИДР). 1894. Кн. 3. С. 10–12.

33. Тарасов А.Е. Чины избрания и поставления епископов и роль светской власти в рукоположении архиереев конца XV – XVII вв. // Вызов времени: становление централизованных государств на Востоке и Западе Европы в конце XV – XVII вв. М.; Калуга, 2019. С. 230–234.

34. Турилов А.А. Книга раздачи «поминков» при хиротонии Ростовского архиепископа Тихона (1489 г.) // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI в. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 451–453.

35. Усачёв А.С. Начало возвышения Андрея-Афанасия и церковно-политическая ситуация в России первой половины XVI в. // Вестник РГГУ. 2012. № 4. С. 23–24.

36. Усачёв А.С. Новые данные о биографии митрополита Афанасия (1564–1566) // Труды исторического факультета МГУ. Сер. II. Исторические исследования. М., 2019. С. 113–116.

37. Усачёв А.С. Почему закончилась «волоколамская гегемония» в Русской церкви XVI века? // Российская история 2017. № 5. С. 97–113.

38. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и её русское переосмысление). М., 1998.

39. Флоря Б.Н. Епархиальное управление в северной и северо-восточной Руси XIV–XVII вв. // Православная энциклопедия. Т. 20. М., 2000. С. 235–239.

40. Флоря Б.Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007.

41. Флоря Б.Н. Россия и восточнославянские земли Польско-Литовского государства в конце XVI – первой половине XVII в. Политические и культурные связи. М., 2019. С. 23.

42. Шапошник В.В. Церковно-государственные отношения в России в 30–80-е годы XVI века. СПб., 2006.

43. Щапов Я.Н. Русский Номоканон. Сочетание общехристианских и местных церковно-канонических традиций // Diritto e Religione da Roma a Constantinopoli a Mosca. Da Roma alla Terza Roma. Documenti e Studi. Rendoconti dell'XI Seminario. Roma, 1994. С. 153–162.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх