Митрополит Иона (Думин): книжник и политик

 
Код статьиS086956870016594-4-1
DOI10.31857/S086956870016594-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Санкт-Петербургский институт истории РАН
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 5
Страницы48-60
Аннотация

        

Ключевые слова
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 20-78-10060 «Церковное и монастырское строительство в России XIII–XVII вв. как фактор развития общества и государства в XIII–XVII вв. и начале XXI в.: история, культура, архитектура, наука».
Получено11.05.2021
Дата публикации19.10.2021
Кол-во символов44461
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В статье в центре внимания находится не только личность митрополита Ионы (Думина), но и отношения между светской и духовной властью на излёте XVI в. После смерти Ивана Грозного и воцарения Фёдора Иоанновича увеличился политический вес Бориса Годунова, который в феврале 1598 г. был избран царём, затем «наречён», а в сентябре 1598 г. венчан на царство. В историографии отмечена роль в этих событиях патриарха Иова, поддержавшего Бориса Годунова1, но неизвестны политические симпатии некоторых других церковных иерархов. 1.  Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584–1605 гг.). СПб., 1992. С. 42, 50–63, 221, 225.
2 Чернец Иона (Думин), принявший постриг во владимирском Рождественском монастыре (1574–1578), вскоре стал архимандритом этой обители (1581), затем был хиротонисан во архиепископа Вологодского и Великопермского (1589), а в 1603 г. возглавил Ростовскую и Ярославскую митрополию. Под конец жизни иерарх ушёл на покой во владимирский Рождественский монастырь (1605)2. Биографию этого человека изучали в контексте его писательской деятельности и истории библиотек3. Д.М. Буланин, оценивая Иону (Думина) как выдающегося деятеля русской культуры XVI – начала XVII в., отмечал, что сведения о жизни и деятельности Ионы «отличаются поразительной скудостью»4. В последние десятилетия введены в научный оборот новые источники и проведены исследования, позволяющие изучить детали биографии иерарха подробнее. 2. Об этой обители см.: Тихонравов К.Н. Владимирский Рождественский монастырь XII века. Владимир, 1869; Тимофеева Т.П. Владимирские монастыри: Рождественский, Константино-Еленинский и Фёдоровский: историко-архитектурный очерк. СПб., 2020.

3.  Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви. Т. 1. СПб., 1827. С. 304; Муравьёв A.H. Сношения России с Востоком по делам церковным. Т. I. СПб., 1858. С. 207, 246, 294; Евгений (Болховитинов), митр. Исторические сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархии (опубликовал и дополнил Н.И. Суворов) // Вологодские епархиальные ведомости. 1865. Прибавления. № 20. С. 789–790; Иерархи ростовско-ярославской паствы в преемственном порядке с 992 г. до настоящего времени. Ярославль, 1864. С. 119–120; Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 239–240; Титов А.А. Ростовская иерархия. М., 1890. С. 63–64; Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 145, 168, 469; Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 218–222; Сперанский М.Н. Из истории русско-славянских литературных связей. М., 1960. С. 192–197; Тихомиров М.Н. Русская культура X–XVIII вв.: Сборник статей. М., 1968. С. 332; Флоря Б.Н. О реконструкции состава древнерусских библиотек // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1972. С. 57–59; Синицына Н.В. Максим Грек в России. М., 1977; Буланин Д.М. Вологодский архиепископ Иона Думин и рукописная традиция сочинений Максима Грека // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 174–180; Буланин Д.М. Владимирский Рождественский монастырь как культурный центр Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) (далее – ТОДРЛ). Т. 36. Л., 1981. С. 73–78; Буланин Д.М. Переводы и послания Максима Грека: Неизданные тексты. Л., 1984. С. 232–233; Буланин Д.М. Иона Думин // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 430–432; Покровский Н.Н. Замечания о рукописи Судных списков Максима Грека // ТОДРЛ. Т. 36. С. 80–102; Сиренов А.В. Степенная книга редакции Ионы Думина // Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность. Вып. 3. СПб., 2000. С. 256–304; Сиренов А.В. Степенная книга: История текста. М., 2007; Сиренов А.В. Краеведческая тематика в творчестве русского книжника XVI века Ионы Думина // Проблемы исторического регионоведения. СПб., 2012. С. 175–179; Усачёв А.С. Книгописание в России XVI века: по материалам датированных выходных записей. Т. 1. М.; СПб., 2018. С. 345–350.

4.  Буланин Д.М. Вологодский архиепископ Иона Думин… С. 174.
3 Сведений о месте и времени рождения будущего инока Ионы нет. Судя по тому, что вся его последующая жизнь была связана с центральной и северной Россией, он мог родиться и вырасти в одном из этих регионов. Предположу, что родиной иерарха являлся Владимир или его окрестности, так как именно сюда Иона вернулся в конце жизни, а также, по образному выражению А.В. Сиренова, занимался «краеведением»5. Мирское имя Ионы неизвестно. Фамильное прозвание – Думин – зафиксировано в тайнописи и раскрыто археографами в XIX – начале XX в.6 5.  Сиренов А.В. Краеведческая тематика… С. 175–179.

6.  Иванов П.И. Сведения о неизвестном сочинителе Жития св. Александра Невского, скрытые в анаграмме // Перечень заседаний императорского Археологического общества за 1850 г. Т. 3. СПб., 1850. С. 146–149; Артемьев А.И. Разгадка старинной анаграммы, помещённой в послесловии к Житию св. Александра Невского // Перечень заседаний императорского Археологического общества за 1851 г. СПб., 1851. С. 140, 142, 143; Мансикка В.П. Житие Александра Невского. СПб., 1913. С. 124, 199, примеч. 1, 2.
4 В историографии XX – начала XXI в. фамильное прозвище было принято, а с именем этого человека связали ряд литературных и книжных памятников. Однако других аргументов, подтверждающих наличие у иерарха фамильного прозвища Думин, нет. В публикациях источников XV–XVII вв. обладатели фамилии Думин не обнаружены; такая фамилия упомянута у С.Б. Веселовского в «Ономастиконе»: «Думин Митрофан, крестьянин, 1495 г., Новгород»7. Возможно, при расширении круга источников и литературы будут найдены другие случаи бытования этой фамилии. 7.  Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 20.
5 На основании записей на книгах, которые Иона вложил во владимирский Рождественский монастырь, становится ясно, что постриг его в монашество архимандрит Захарий8. По данным П.М. Строева, Захарий был архимандритом владимирского Рождественского монастыря с 1576 г. до осени 1578 г.9 Соответственно, эти даты указывают на время пострижения Ионы. Нижняя граница может быть опущена до 1574/75 г., поскольку в 1573–1574 гг. архимандритом Рождественского монастыря назван Евфимий, затем следует хронологический разрыв до 1576 г., когда упоминается Захарий10. Каков был дальнейший путь инока? После принятия Ионой пострига прошло 5–6 лет, и он стал архимандритом второго по значимости в Московской Руси владимирского Рождественского монастыря11. Такое стремительное возвышение, вероятно, объясняется авторитетом Ионы среди духовенства и политической элиты, возможно, заслуженным до принятия пострига. 8.  Усачёв А.С. Книгописание в России XVI века… Т. 2. М.; СПб., 2018. С. 354.

9.  Вскоре Захарий был хиротонисан во епископа Тверского и пробыл на этой кафедре с 20 декабря 1578 до 1602 г. (Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 662, 443).

10.  Строев П.М. Указ. соч. Стб. 662.

11. Владимирский Рождественский монастырь во второй половине XVI – первой половине XVII в. в «лествицах», соборных актах и Соборном уложении 1649 г. занимал второе место после Троице-Сергиева монастыря (см. об этом: Назаров В.Д. К истории церковных соборов и идейно-политической борьбы в России первой половины XVI в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 187–207; Вовина В.Г. «Освященный собор» в источниках XIV – начала XVI в. // Cahiers du Monde russe. 2005. Vol. 46. № 1/2. P. 387–396; Вовина В.Г. Церковные иерархи в XVI в. // Правящая элита Русского государства IX – начала XVIII в. (Очерки истории). СПб., 2006. С. 272–308; Павлов А.П. Церковная иерархия в системе государственной власти России и учреждение патриаршества // Religion und Integration im Moskauer Russland. Konzepte und Praktiken, Potentiale und Grenzen. 14.–17. Jahrhundert. Wiesbaden, 2010. C. 74–77; Башнин Н.В. Вологодские степенные и нестепенные монастыри в XVI–XVII вв. // От Смуты к Империи. Новые открытия в области археологии и истории России XVI–XVIII вв.: материалы научной конференции. М.; Вологда, 2016. С. 460–476; Усачёв А.С. О составе Освященного собора в 1566 г. // Представительные институты в России в контексте европейской истории XV – середины XVII в. М., 2017. С. 101–117).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 479

Оценка читателей: голосов 0

1. Амвросий (Орнатский), еп. История российской иерархии. Ч. 5. М., 1813. С. 97.

2. Антонова В.А., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи X–XVIII веков. Опыт историко-художественной классификации. Т. 2. М., 1963. № 630.

3. Артемьев А.И. Разгадка старинной анаграммы, помещённой в послесловии к Житию св. Александра Невского // Перечень заседаний императорского Археологического общества за 1851 г. СПб., 1851. С. 140, 142, 143.

4. Башнин Н.В. Вологодские степенные и нестепенные монастыри в XVI–XVII вв. // От Смуты к Империи. Новые открытия в области археологии и истории России XVI–XVIII вв.: материалы научной конференции. М.; Вологда, 2016. С. 460–476.

5. Брюханова Е.В., Э.П.Р. Иона (Думин) // Православная энциклопедия. Т. 25. М., 2010. С. 456.

6. Буланин Д.М. Владимирский Рождественский монастырь как культурный центр Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) (далее – ТОДРЛ). Т. 36. Л., 1981. С. 73–78.

7. Буланин Д.М. Иона Думин // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 430–432.

8. Буланин Д.М. Иона Думин. С. 430; Образцы славяно-русского древлеписания, издаваемые профессором Погодиным. Тетр. II. № 12. М., 1841.

9. Буланин Д.М. Переводы и послания Максима Грека: Неизданные тексты. Л., 1984. С. 232–233.

10. Вахрина В.И. Успенский собор Ростова Великого. М., 2001. С. 52.

11. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 20.

12. Виноградова Е.А. История собирания, реставрации и изучения коллекции древнерусской живописи Вологодского музея-заповедника // Иконы Вологды XIV–XVI вв. М., 2007. С. 75, 78–79.

13. Вовина В.Г. «Освященный собор» в источниках XIV – начала XVI в. // Cahiers du Monde russe. 2005. Vol. 46. № 1/2. P. 387–396.

14. Вовина В.Г. Церковные иерархи в XVI в. // Правящая элита Русского государства IX – начала XVIII в. (Очерки истории). СПб., 2006. С. 272–308.

15. Вовина-Лебедева В.Г. Новый летописец: история текста. СПб., 2004.

16. Востоков А.Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 181.

17. Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись // Историко-филологический сборник. Документы по истории коми. Вып. 4. Сыктывкар, 1958. С. 268.

18. Гузнер И.А. Записи XV–XVIII вв. на книгах и рукописях собрания ГПНТБ СО АН СССР (Материалы по истории книги) // Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1973. С. 86.

19. Евгений (Болховитинов), митр. Исторические сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархии (опубликовал и дополнил Н.И. Суворов) // Вологодские епархиальные ведомости. 1865. Прибавления. № 20. С. 789–790.

20. Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви. Т. 1. СПб., 1827. С. 304.

21. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи (с библиографическим указателем). Кн. 2. СПб., 2015. №№ 933, 934.

22. Зимин А.А. В канун грозных потрясений. Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986. С. 104–140.

23. Иванов П.И. Сведения о неизвестном сочинителе Жития св. Александра Невского, скрытые в анаграмме // Перечень заседаний императорского Археологического общества за 1850 г. Т. 3. СПб., 1850. С. 146–149.

24. Иерархи ростовско-ярославской паствы в преемственном порядке с 992 г. до настоящего времени. Ярославль, 1864. С. 119–120.

25. Иона Думин // Русский биографический словарь. Т. 8. СПб., 1897. С. 316.

26. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 11. СПб., 1824. С. 74.

27. Кистерёв С.Н. Владимирский Рождественский монастырь в документах XVI – начала XVII века // Русский дипломатарий. Вып. 6. М., 2000. С. 122–123.

28. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 239–240.

29. Кузьмин А.В., Шамина И.Н., Смирнова С.С., Шаршаков И., Берташ А. Вологодская и Великоустюжская епархия // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 245.

30. Лествица о соборных властех, кои в 107-м году на соборе у Иева патриарха на Москве // Чтения Общества истории и древностей российских (далее – ЧОИДР). 1912. Кн. 2. С. 41.

31. Макарий (Веретенников), архим., Э.П.Р. Иов // Православная энциклопедия. Т. 25. С. 253–264.

32. Мансикка В.П. Житие Александра Невского. СПб., 1913. С. 124, 199, примеч. 1, 2.

33. Мордовина С.П. Характер дворянского представительства на земском соборе 1598 г. // Вопросы истории. 1971. № 2. С. 55–63.

34. Муравьёв A.H. Сношения России с Востоком по делам церковным. Т. I. СПб., 1858. С. 207, 246, 294.

35. Назаров В.Д. Годуновы // Большая российская энциклопедия. Т. 7. М., 2007. С. 298–299.

36. Назаров В.Д. К истории церковных соборов и идейно-политической борьбы в России первой половины XVI в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 187–207.

37. Николаевский П. Учреждение патриаршества в России // Христианское чтение. 1879. № 9–10. С. 369–382.

38. Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584–1605 гг.). СПб., 1992. С. 42, 50–63, 221, 225.

39. Павлов А.П. Соборная утвержденная грамота об избрании Бориса Годунова на престол // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 10. Л., 1978. С. 206–225.

40. Павлов А.П. Церковная иерархия в системе государственной власти России и учреждение патриаршества // Religion und Integration im Moskauer Russland. Konzepte und Praktiken, Potentiale und Grenzen. 14.–17. Jahrhundert. Wiesbaden, 2010. C. 74–77.

41. Покровский И.М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты преимущественно до 1764 г. Казань, 1906. С. 116.

42. Покровский Н.Н. Замечания о рукописи Судных списков Максима Грека // ТОДРЛ. Т. 36. С. 80–102.

43. Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. М., 1995. № 75–78.

44. Сахаров И.П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря // Записки Отделения русского и славянского археологического императорского Археологического общества. Т. 1. Отд. 3. СПб., 1851. С. 74.

45. Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 218–222.

46. Синицына Н.В. Максим Грек в России. М., 1977; Буланин Д.М. Вологодский архиепископ Иона Думин и рукописная традиция сочинений Максима Грека // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 174–180.

47. Сиренов А.В. Краеведческая тематика в творчестве русского книжника XVI века Ионы Думина // Проблемы исторического регионоведения. СПб., 2012. С. 175–179.

48. Сиренов А.В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI–XVIII вв. М.; СПб., 2010. С. 173.

49. Сиренов А.В. Степенная книга редакции Ионы Думина // Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность. Вып. 3. СПб., 2000. С. 256–304.

50. Сиренов А.В. Степенная книга: История текста. М., 2007.

51. Скрынников Р.Г. Земский собор 1598 года и избрание Бориса Годунова на трон // История СССР. 1977. № 3. С. 141–157.

52. Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». М., 1985. С. 11–39.

53. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. I. М., 1813. № 202. С. 592–598.

54. Солодкин Я.Г. Куда сослали бывшего митрополита Московского Дионисия и его «собеседника» Варлаама // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 3(37). С. 109–110.

55. Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 145, 168, 469.

56. Сперанский М.Н. Из истории русско-славянских литературных связей. М., 1960. С. 192–197.

57. Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упомянутых в разных печатных и рукописных святцах и исторических указателях // Ярославские епархиальные ведомости. 1887. № 22. Часть неофиц. Стб. 360.

58. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 662, 443.

59. Тимофеева Т.П. Владимирские монастыри: Рождественский, Константино-Еленинский и Фёдоровский: историко-архитектурный очерк. СПб., 2020.

60. Титов А.А. Ростовская иерархия. М., 1890. С. 63–64.

61. Титов А.А. Ростовская иерархия. Материалы для истории русской церкви. М., 1890. С. 63–64.

62. Тихомиров М.Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968.

63. Тихомиров М.Н. Русская культура X–XVIII вв.: Сборник статей. М., 1968. С. 332.

64. Тихомиров М.Н. Русская культура X–XVIII веков. М., 1968. С. 332.

65. Тихонравов К. Вкладная книга Владимирского Рождественского монастыря // Труды Владимирского губернского статистического комитета. Вып. III. Владимир, 1864. С. 10.

66. Тихонравов К.Н. Владимирский Рождественский монастырь XII века. Владимир, 1869.

67. Усачёв А.С. Вологодский епископ Антоний и Русская церковь в период борьбы за власть при дворе в середине 1580-х гг. // Российская история. 2018. № 6. С. 137.

68. Усачёв А.С. Книгописание в России XVI века: по материалам датированных выходных записей. Т. 1. М.; СПб., 2018. С. 345–350.

69. Усачёв А.С. О составе Освященного собора в 1566 г. // Представительные институты в России в контексте европейской истории XV – середины XVII в. М., 2017. С. 101–117).

70. Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов – первый русский патриарх (к 400-летию учреждения патриаршества) 1589–1989 // Богословские труды. № 30. 1990. С. 200–240.

71. Флоря Б.Н. Борис Феодорович Годунов // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 70–74.

72. Флоря Б.Н. О реконструкции состава древнерусских библиотек // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1972. С. 57–59.

73. Флоря Б.Н. О реконструкции состава древнерусских библиотек // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. С. 57–59.

74. Черкасова М.С. Архивы вологодских церквей и монастырей XV–XVII вв.: Исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012. № 69. С. 346.

75. Шепинг Д. Древний Сосенский стан Московского уезда // ЧОИДР. 1895. Кн. 3. М., 1895. С. 59.

76. Шпаков А.Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Царствование Феодора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Одесса, 1912.

77. Юдин А.А. Неизвестные источники Тихомировского собрания ГПНТБ СО РАН // Библиосфера. 2016. № 4. С. 80–87.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх