West-Russian anabasis of Xenophon Govorsky

 
PIIS086956870016243-8-1
DOI10.31857/S086956870016243-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 4
Pages84-101
Abstract

            

Keywords
AcknowledgmentThis research was supported by the grant № 19-18-00073 «National Identity in the Imperial Politics of Memory: History of The Grand Duchy of Lithuania and the Polish-Lithuanian State in Historiography and Social Thought of the 19th–20th Centuries» of the Russian Science Foundation.
Received20.04.2021
Publication date10.08.2021
Number of characters57796
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В ряду пореформенных русских публицистов Ксенофонт Антонович Говорский (1811–1871) занял незавидное крайне правое место. Основанный им в 1862 г. «Вестник Юго-Западной и Западной России» (с сентября 1864 г. «Вестник Западной России»), по словам А.Н. Пыпина, руководствовался «самыми истребительными намерениями относительно всего польского»1. Для современного исследователя этот журнал, наполненный «сомнительного качества публикациями», прежде всего – «трибуна наиболее интолерантной полонофобии»2. Несколько более рельефно его характеризовал белорусский национал-социалист начала XX в. А. Цвикевич. Видя в редакторе «дрэнного гаспадара» и белорусского «адбiтка Магнiцкага и Рунiча», идеолог «коренизации» признавал научное значение изданных в нём источников по истории русских земель Речи Посполитой3. Таким образом, позднейшая историография не слишком далеко ушла от оценок, данных современниками – за редким исключением людьми весьма пристрастными. Скрытый за этими ярлыками реальный образ, конечно же, далёк от идеала, но всё же чуть более сложен и интересен. 1. Пыпин А.Н. История русской этнографии. Т. 4. Белоруссия и Сибирь. СПб., 1892. С. 95.

2. Долбилов М.Д. Русский край, чужая вера: этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. М., 2010. С. 284.

3. Цьвiкевiч А. «Западно-руссизм»: нарысы з гiсторыi грамадзкай мысьлi на Беларусi у XIX i пачатку XX в. Мінск, 1993. С. 40, 52, 100.
2 К моменту основания журнала перешедший в православие униат Говорский уже получил известность как учёный и редактор4, которого, по свидетельству могилёвского архиепископа Анатолия (Мартиновского), ненавидели «ксёндзы» и «фанатики-помещики». Как писал владыка, «для всякого теперь в Витебске очевидно, что враги отечественной Церкви всеми мерами гонят Говорского, всеусильно стараясь, чтобы он ни в каком ведомстве не получил места, а особенно, чтобы он не мог быть хранителем архива, заключающего в себе неисчерпаемый источник для истории Белоруссии»5. 4. Алексеев Л.В., Богданов В.П. Историография: западные земли домонгольской Руси в историко-археологическом осмыслении. М., 2019. С. 159–162; Сороко С.М. Ксенофонт Говорский в «Витебских губернских ведомостях» // Проблемы истории литературы. Вып. 13. М., 2001. С. 188–198.

5. Из посмертных бумаг могилёвского архиепископа Анатолия Мартиновского // Киевская старина. 1884. № 6. С. 220.
3 Создавая «Вестник», Говорский не скрывал своих намерений: «Встречая у многих польских публицистов разные придуманные, будто бы исторические, изыскания насчёт народности польской, которую они навязывают чисто русским провинциям Западного и Юго-Западного края России, и имея в виду, что во многих наших архивах находятся богатые исторические документы, могущие послужить к совершенному разоблачению этих ложных толков, против коих почти никто ещё не возражал и которые чрез это могли заслужить авторитет истины не только между народами Западной Европы, но и между обитателями вышесказанных наших русских провинций, я решился предпринять издание в г. Киеве журнала… с целию опубликовать интересные документы и акты, с присовокуплением основанных на них исторических и других статей, разъясняющих русскую народность и вообще разоблачать ложь польских выпадов против России историческими указаниями»6. 6. ОР РНБ, ф. 377, д. 597, л. 1–1 об.
4 При поддержке митрополита Арсения (Москвина) и товарища обер-прокурора статс-секретаря кн. С.Н. Урусова, программа журнала в начале 1862 г. была утверждена Святейшим Синодом7. Чтобы оказать ему финансовую поддержку, обер-прокурор даже распорядился выписать 170 экземпляров для духовно-учебных заведений8. 7. РГИА, ф. 776, оп. 4, д. 300, л. 14 об.

8. ОР РНБ, ф. 608, оп. 1, д. 4772, л. 1 об.–2.

Number of purchasers: 0, views: 393

Readers community rating: votes 0

1. Banaszkievicz M.A., Kotov A.E. Adam Honory Kirkor i gazeta «Nowoje Wriemia» – nieznana karta polsko-rosyjskiej historii intelektualnej // Przegląd Nauk Historycznych. 2021. № 1.

2. Alekseev L.V., Bogdanov V.P. Istoriografiya: zapadnye zemli domongol'skoj Rusi v istoriko-arkheologicheskom osmyslenii. M., 2019. S. 159–162.

3. Bratin Ya. O vnov' vyshedshej v svet knige kagala, soch. Ya. Brafmana // VZR. 1870. Maj. Otd. 3. S. 11.

4. Grodvitskij D. Vopros i otvet // VYuZZR. 1863. Oktyabr'. Otd. 4. S. 13.

5. Dmitriev A.P. N.P. Gilyarov-Platonov i russkaya literatura 1850–1880-kh godov. SPb., 2018.

6. Dolbilov M.D. Russkij kraj, chuzhaya vera: ehtnokonfessional'naya politika imperii v Litve i Belorussii pri Aleksandre II. M., 2010. S. 284.

7. Eremeev S. Po povodu svitok i khokhlomanii // VYuZZR. 1863. Aprel'. Otd. 3. S. 4–6.

8. Eremeev S. Po povodu svitok i khokhlomanii // VYuZZR. 1863. Aprel'. Otd. 3. S. 7.

9. Iz posmertnykh bumag mogilyovskogo arkhiepiskopa Anatoliya Martinovskogo // Kievskaya starina. 1884. № 6. S. 220.

10. Koe-chto po povodu vmeshatel'stva Zapadnoj Evropy v delo pol'skoj revolyutsii // VYuZZR. 1863. Iyul'. Otd. 3. S. 7–9.

11. Komzolova A.A. Politika samoderzhaviya v Severo-Zapadnom krae v ehpokhu Velikikh reform. M., 2005. S. 241–329.

12. Kopust L.M. Vospominanie o nedavnem proshlom (kartiny iz evrejskogo byta) // VZR. 1867. Iyul'. Otd. 4. S. 11.

13. Kotov A.Eh. «Zavetnye printsipy» Ivana Kulzhinskogo // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 8. Istoriya. 2021. № 1. S. 3–24.

14. Kotov A.Eh. «Russkoe latinstvo» 1860-kh gg. kak ehlement ideologii byurokraticheskogo natsionalizma // Novoe literaturnoe obozrenie. 2017. № 2. S. 122–136.

15. Kotov A.Eh. «Chad polonizma i smrad gertsenizma»: «Vestnik Zapadnoj Rossii» protiv klassovoj revolyutsii i soslovnoj reaktsii // Tetradi po konservatizmu. 2020. № 2. S. 118–134.

16. Kotov A.Eh. M.F. De-Pule – redaktor «Vilenskogo vestnika» // Sovremennaya nauka: Aktual'nye problemy teorii i praktiki. Ser. Gumanitarnye nauki. 2016. № 2. S. 38–43.

17. Kotov A.Eh. Pol'skij vopros na stranitsakh «Vestnika Yugo-Zapadnoj i Zapadnoj Rossii» (1862–1864 gody) // Nauchnyj dialog. 2019. № 8. S. 258–272.

18. Kulzhinskij I.G. 1 maya 1866 g. v g. Vil'ne // VZR. 1866. Oktyabr'. S. 67–68.

19. Kulzhinskij I.G. O soedinenii Pol'shi s Rossieyu // Vestnik Yugo-Zapadnoj i Zapadnoj Rossii (dalee – VYuZZR). 1863. Fevral'. Otd. 1. S. 30, 32.

20. Kulzhinskij I.G. Svyataya Rus' // VYuZZR. 1863. Iyul'. Otd. 4. S. 9–11.

21. P[akhma]n L. Iz dnevnika odnogo evrejskogo smotritelya uchilisch 1-go razryada // VZR. 1867. Mart. Otd. 4. S. 353–354.

22. Paleolog G. Vzglyad na polozhenie evreev v nashem obschestve // VZR. 1866. Aprel'. Otd. 3. S. 18–20.

23. Paleolog G. Vzglyad na polozhenie evreev v nashem obschestve // VZR. 1866. Maj. Otd. 3. S. 129.

24. Pypin A.N. Istoriya russkoj ehtnografii. T. 4. Belorussiya i Sibir'. SPb., 1892. S. 95.

25. Soroko S.M. Ksenofont Govorskij v «Vitebskikh gubernskikh vedomostyakh» // Problemy istorii literatury. Vyp. 13. M., 2001. S. 188–198.

26. Tols… Al. Koe-chto o narodnostyakh russkoj i pol'skoj // VZR. 1865. Iyun'. Otd. 4. S. 359, 361–363.

27. Ts'vikevich A. «Zapadno-russizm»: narysy z gistoryi gramadzkaj mys'li na Belarusi u XIX i pachatku XX v. Mіnsk, 1993. S. 40, 52, 100.

28. Yuzefovich M.V. Chto takoe shlyakhta (iz «Moskovskikh vedomostej») // VZR. 1865. Aprel'. Otd. 4. S. 173–174.

Система Orphus

Loading...
Up