Единая теория психических процессов Л. М. Веккера в современной психологии (к 100-летию со дня рождения)

 
Код статьиS020595920002257-8-1
DOI10.31857/S020595920002257-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 39 № 6
Страницы102-113
Аннотация

Статья посвящена столетию со дня рождения профессора Льва Марковича Веккера (1918–2001), одного из самых крупных и глубоких российских психологов-теоретиков второй половины ХХ века. Л. М. Веккер был учеником Б. Г. Ананьева, продолжившим лучшие традиции петербургской-ленинградской психологической школы. Его отличали широкая образованность и научное мужество, позволившие ему поставить и решить грандиозную задачу обоснования единой теории психических процессов. В рамках этой теории были сформулированы базовые принципы организации психических процессов разных ступеней развития и уровней сложности. При этом выявление общих закономерностей, которым они подчиняются, дополнялось последовательным анализом специфики этих процессов. Веккер считал, что только таким образом в психологии может быть систематизировано лавинообразное нарастание массива эмпирического материала. Авторы статьи считают, что недооценка теоретического наследия Веккера может иметь драматические последствия для развития современной психологии. В статье показано, каким объяснительным ресурсом и прогностической силой обладают положения теории Веккера для решения как важнейших теоретических задач психологической науки, включая проблемы природы психики, феномена локализации ментальных образов, структуры и механизмов формирования интеллекта, психического времени как основы памяти и внимания, так и практических дифференциально-диагностических задач в клинической психологии.

Ключевые словаЛ. М. Веккер, единая теория психических процессов, петербургская психологическая школа, естественнонаучная ориентация, локализация психического образа, интеллект, понятийное мышление, психическое время, память, внимание, психологическая диагностика и коррекция
Источник финансированияРаздел “Теоретическая психология Льва Марковича Веккера в контексте российской психологической науки” был подготовлен: при финансовой поддержке РФФИ-ОГОН. Проект № 17-06-00484 “История Петербургской психологической школы (1941–1991): архивные разыскания и изучение источников”; в рамках государственного задания ФАНО № 0159-2016-0005.
Получено22.12.2018
Дата публикации22.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2856

Оценка читателей: голосов 0

1. Беломестнова Н. В., Чередникова Т. В. Теория Л. М. Веккера в научной методологии постмодернизма: проблемы мышления и философии познания // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов / Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера / Отв. ред. М. А. Холодная и М. В. Осорина. СПб: Изд-во С.??Петербург. ун-та, 2008. С. 6–16.

2. Вассерман Л. И., Чередникова Т. В., Логвинова И. В. Информационная теория психики Л. М. Веккера в решении концептуальных и практических проблем детской нейропсихологии внимания и коррекции когнитивного дефицита у детей // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 16. Психология. Социология. Педагогика. 2014. Вып. 2. С. 20–33.

3. Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: ЛГУ, 1964.

4. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 1. Ощущение и восприятие. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974.

5. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 2. Мышление и интеллект. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1976.

6. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1981.

7. Веккер Л. М. Психика и реальность. М.: Смысл, 1998.

8. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М.: Педагогика. С. 5–361.

9. Ждан А. Н. История психологии: от Античности до наших дней. Изд. 9-е, испр. и доп. М.: Академический проект; Трикста, 2012.

10. Либин А. В., Либина А. В. Логика изучения природных основ психической реальности: теория ментальной иерархии Л. М. Веккера // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 4. С. 101–108.

11. Осорина М. В. Научное творчество и судьба Льва Марковича Веккера (к 90-летию со дня рождения) // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. № 4. С. 85–100.

12. Осорина М. В. Ментальные пространства как психическая реальность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2017. Т. 7. № 1. С. 6–24.

13. Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов. СПб.: Издво С.??Петербургского университета, 2008.

14. Трифонова А. В. Понятийные способности как основа индивидуального интеллектуального ресурса: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2015.

15. Холодная М. А. Теоретические представления Л. М. Веккера о природе концептуальных структур в контексте исследований креативности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 4. С. 21–31.

16. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.

17. Чередникова Т. В. Психодиагностика нарушений интеллектуального развития у детей и подростков. Методика “Цветоструктурирование”. СПб.: Речь, 2004.

18. Чередникова Т. В., Логвинова И. В. Применение графических методов в психодиагностике нарушений умственного развития и нейрокогнитивного дефицита у детей: Пособие для врачей и медицинских психологов. СПб.: Изд. Центр СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2011.

19. Чередникова Т. В. Структура и механизмы нарушений мышления при шизофрении и экзогенно-органических заболеваниях головного мозга с позиций информационной теории психики: Дисc. … д-ра психол. наук. СПб., 2016.

20. Mesulam M. M. Large-Scale neurocognitive networks and distributed processing for attention, language and memory // Annals of Neurology. 1990. V. 28. P. 597–613.

21. Posner M. I., Peterson S. E. The Attention System of the Human Brain // Annual Review of Neuroscience. 1990. V. 13. P. 25–42.

22. Fuster J. M. Cortex and Mind: Unifying cognition. New York, 2003.

23. Cotman C. W., Monaghan T. D., Ganong A. N. Excitatory amino acid neurotransmission: NMDA receptors and Hebb-type synaptic plasticity // Annual Review of Neuroscience. 1988. V. 11 (1). P. 61–80.

24. Nicoll R. A., Kauer J. A., Malenka R. C. The current excitement in long-term potentiation // Neuron. 1988. V. 1. P. 97–103.

25. Gobet F., Simon H. A. Templates in chess memory: a mechanism for recalling several boards // Cognitive Psychology. 1996. V. 31(1). P. 1–40.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх