State or business? The discussion in Russian press on the reform of the railway economy in Russia (mid-1870s – early 1890s.)

 
PIIS086956870015462-9-1
DOI10.31857/S086956870015462-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Economics, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation,
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 3
Pages51-69
Abstract
Keywords
Publication date27.06.2021
Number of characters65210
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В первые пореформенные десятилетия акционерными обществами в России была построена сеть железных дорог, протяжённость которой в 1865–1875 гг. увеличилась с 3,8 до 19 тыс. вёрст. В ходе создания новой транспортной инфраструктуры правительство ориентировалось на опыт западных стран. Одним из образцов являлась австрийская модель, сущность которой заключалась в ставке на частный капитал и всемерном поощрении предпринимательства при отсутствии эффективного контроля. Интерес российской бюрократии вызывал и пример Франции, где к началу 1860-х гг. действовали шесть крупных компаний, пользовавшихся широким содействием государственной власти и монополизировавших железнодорожные перевозки. Именно французское законодательство бралось за основу при разработке уставов акционерных обществ. Правительство гарантировало предпринимателям пятипроцентный чистый доход, предоставляло денежные и материальные ссуды, передавало им в аренду на льготных условиях казённые линии и т.д., но оставляло за собой право на выкуп дороги в установленные сроки (как правило, через 20 лет после начала эксплуатации), а его размер вычислялся по среднему чистому доходу за последнее пятилетие. Тем самым юридически компании выступали в качестве подрядчиков и арендаторов, имевших договорные отношения с государством, которое, однако, в отличие от Франции, не вмешивалось в их финансово-хозяйственные дела.
2 Выгодные условия концессий вызвали грандиозный бум, сопровождавшийся спекулятивным грюндерством, коррупцией и расхищением казённых кредитов. Пользуясь поддержкой и влиянием в высших сферах, железнодорожные «короли» превратились в самую могущественную группу среди российских предпринимателей и поражали всех своими богатствами. Между тем к середине 1870-х гг. сеть рельсовых путей оказалась расчленена между десятками акционерных обществ и не представляла собой единого целого. Получая гарантированный доход, компании не заботились о качестве и рентабельности линий, которые имели слабую пропускную способность и низкий уровень безопасности дорожного движения. Правления акционерных обществ по своему усмотрению устанавливали провозные платы, классификацию и номенклатуру грузов. Между конкурентами развернулись настоящие тарифные войны. Дезорганизация железнодорожного транспорта наносила огромный ущерб народному хозяйству, вызывала постоянные жалобы помещиков и предпринимателей. В то же время подавляющее большинство компаний остро нуждались в правительственной помощи и зачастую не могли выполнить свои финансовые обязательства перед государством. К 1881 г. их долг казне достиг 1 092,2 млн руб. Расходы на железнодорожное дело ежегодно составляли 12–20% бюджета, причём только приплаты по гарантиям в 1871–1881 гг. увеличились в четыре раза – с 13 до 52 млн руб. Это было одной из основных причин бюджетных дефицитов и роста государственного долга страны1. 1. © 2021 г. В.Л. Степанов

Number of purchasers: 0, views: 480

Readers community rating: votes 0

1. Antonovich A.Ya. Gosudarstvo i zheleznye dorogi // Universitetskie izvestiya. 1885. № 3. S. 125–146.

2. Antonovich A.Ya. Zheleznodorozhnye tarify. Lektsiya, chitannaya v 1886 godu v universitete sv. Vladimira // Inzhener. Zhurnal Ministerstva putej soobscheniya. 1886. № 11–12. S. 496–507.

3. Bliokh I.S. Vliyanie zheleznykh dorog na ehkonomicheskoe sostoyanie Rossii. T. I. SPb., 1878. S. 78–80, 139–142.

4. Borzov I.P. Metody issledovaniya ehkonomicheskikh zadach zheleznodorozhnykh predpriyatij. SPb., 1887. S. 96–97, 131–132, 342, 361.

5. Bunge N.Kh. Monopoliya zheleznodorozhnogo tsarstva i ego ogranichenie // Vestnik Evropy. 1876. № 3. S. 316, 345.

6. Bunge N.Kh. Politsejskoe pravo. T. 2. Kiev, 1877. S. 125, 126, 131, 133, 136.

7. Vitte S.Yu. Konspekt lektsij o narodnom i gosudarstvennom khozyajstve, chitannykh ego imperatorskomu vysochestvu velikomu knyazyu Mikhailu Aleksandrovichu v 1900–1902 gg. SPb., 1912. S. 348–349.

8. Vitte S.Yu. O zheleznodorozhnom dele v Rossii // Tam zhe. S. 476–514.

9. Vitte S.Yu. Po povodu statej «Nedostatki zheleznodorozhnykh tarifov i mery k ikh ustraneniyu» // Vitte S.Yu. Sobranie sochinenij… T. 1. Kn. 1. S. 446–476, 602.

10. Vitte S.Yu. Printsipy zheleznodorozhnykh tarifov po perevozke gruzov // Vitte S.Yu. Sobranie sochinenij i dokumental'nykh materialov. T. 1. Kn. 1. M., 2002. S. 239–243, 331.

11. Vnutrennee obozrenie // Vestnik Evropy. 1886. № 10. S. 813.

12. Vnutrennee obozrenie // Russkaya mysl'. 1891. № 4. S. 227–233.

13. Georgievskij P.I. Istoricheskij ocherk razvitiya putej soobscheniya v XIX veke. SPb., 1893. S. 94–95.

14. Georgievskij P.I. Finansovye otnosheniya gosudarstva i chastnykh zheleznodorozhnykh obschestv v Rossii i v zapadnoevropejskikh gosudarstvakh. SPb., 1887. S. 113, 152, 207, 257, 258, 267, 268.

15. Giatsintov N.E. Osnovaniya organizatsii tarifnogo dela na zheleznykh dorogakh. M., 1887. S. 4–5, 10–11, 36–37, 56–57, 59–60, 93, 137–138, 154, 156, 170–173, 197, 220, 227–243.

16. Golovachyov A.A. Istoriya zheleznodorozhnogo dela v Rossii. M., 2020. S. 531, 532, 533, 534, 535, 540, 543, 544, 545, 549.

17. Golovachyov A.A. Voprosy gosudarstvennogo khozyajstva. SPb., 1873. S. 109–177.

18. Dobrynin N.P. Russkie zheleznye dorogi i ikh slabye storony. Kiev, 1886. S. 59, 60,

19. Elyutin O.N. Voprosy zheleznodorozhnogo stroitel'stva v obschestvennom mnenii Rossii. 1830-e – 1880-e gg. Dis. ... kand. ist. nauk. M., 2000.

20. Elyutin O.N. Rossijskoe zheleznodorozhnoe khozyajstvo pod ognyom kritiki (1870–1880-e gody) // Vestnik Moskovskogo universiteta. 2001. Ser. 8. Istoriya. № 6. S. 25–50.

21. Iz arkhiva S.Yu. Vitte: vospominaniya. T. 1. Kn. 1. SPb., 2003. S. 147, 152.

22. Iznar N.N. Zakonodatel'stvo Anglii po voprosam o perevozkakh // Inzhener. Zhurnal Ministerstva putej soobscheniya. 1886. № 2. VII otdel. S. 585–608; № 4. VII otdel. S. 1–46; № 7–8. VII otdel. S. 47–80.

23. Iznar N.N. Zakonodatel'stvo Frantsii po tarifnym voprosam. SPb., 1888. S. 2–4.

24. Iznar N.N. Zapiski inzhenera // Voprosy istorii. 2005. № 4. S. 94–96.

25. Istoriya predprinimatel'stva v Rossii. Kn. 2. M., 1999. S. 138–168.

26. Langvill G. O zheleznodorozhnykh tarifakh v Rossii. Kiev, 1884. S. 20–25, 34, 35, 41, 42, 44–47, 56–61. Katkov polozhitel'no otozvalsya ob ehtoj knige: Moskovskie vedomosti. 1884. № 130.

27. Petersen V.K. Kazna i zheleznodorozhnoe delo // Vestnik Evropy. 1891. № 11. S. 278–283.

28. Pis'ma D.I. Pikhno S.Yu. Vitte (1906–1907 gg.) / Publ. A.L. Dmitrieva // Anglijskaya naberezhnaya, 4. ezhegodnik. Vyp. 2. SPb., 2000. S. 394.

29. Pikhno D.I. Zheleznodorozhnye tarify. Opyt issledovaniya tseny zheleznodorozhnoj perevozki. Kiev, 1888. S. 91, 120–122, 155–156, 201, 208–209, 222–228, 231–233, 254–255.

30. Pikhno D.I. Nedostatki zheleznodorozhnykh tarifov i mery k ikh ustraneniyu // Kievlyanin. 1884. № 48, 50, 51, 53, 56, 57, 59, 60.

31. Pogrebinskij A.P. Stroitel'stvo zheleznykh dorog v poreformennoj Rossii i finansovaya politika tsarizma (60–90-e gody XIX v.) // Istoricheskie zapiski. T. 47. M., 1954. S. 154–170.

32. Solov'yova A.M. Zheleznodorozhnyj transport Rossii vo vtoroj polovine XIX v. M., 1975. S. 95–118.

33. Stepanov V.L. Kontrol'no-finansovye meropriyatiya na chastnykh zheleznykh dorogakh Rossii (konets XIX – nachalo XX v.) // Ehkonomicheskaya istoriya. Ezhegodnik. 2004. M., 2004. S. 38–39, 42–43, 45–46, 52–53.

34. Stepanov V.L. N.Kh. Bunge: Sud'ba reformatora. M., 1998. S. 205.

35. Subbotin A.P. Tarifnyj vopros na russkikh zheleznykh dorogakh. SPb., 1887. S. 2, 32–33, 36–37.

36. Tokarskij N.D. Zheleznodorozhnaya monopoliya. Doklad, obschestvu dlya sodejstviya russkoj promyshlennosti i torgovli. Chitan v izvlechenii 25-go yanvarya 1884 goda. SPb., 1884. S. 8, 30, 56, 57, 65, 76–77, 78, 79, 84–89, 92.

37. Finansovoe polozhenie russkikh obschestv zheleznykh dorog k 1 yanvarya 1880 goda. Ch. 2. SPb., 1881. S. 9, 49, 178

38. Chuprov A.I. Zheleznodorozhnoe khozyajstvo. Ego ehkonomicheskie osobennosti i ego otnosheniya k interesam strany. M., 1875. S. 280, 289, 294–295, 301, 302, 303, 304, 305, 319.

39. Chuprov A.I. O zhelatel'nosti vykupa zheleznykh dorog gosudarstvom v Rossii // Russkie vedomosti. 1883. № 194.

40. Chuprov A.I. O zhelatel'nosti kazyonnoj postrojki i ehkspluatatsii zheleznykh dorog // Russkie vedomosti. 1876. № 33.

41. Chuprov A.I. O zhelatel'nosti uchastiya obschestvennykh ehlementov v zavedovanii zheleznodorozhnym delom // Tam zhe. № 231.

42. Chuprov A.I. O podchinenii zheleznodorozhnykh tarifov pravitel'stvennomu rukovoditel'stvu // Russkie vedomosti. 1887. № 205.

43. Chuprov A.I. O poryadke upravleniya kazyonnymi zheleznymi dorogami // Tam zhe. № 272.

44. Chuprov A.I. O sposobakh gosudarstvennogo vmeshatel'stva v zheleznodorozhnye tarify // Ehkonomicheskij zhurnal. 1887. № 1. S. 123–130.

45. Chuprov A.I. Ob obrazovanii krupnykh zheleznodorozhnykh obschestv i poruchenii im postrojki novykh linij // Russkie vedomosti. 1891. № 56, 81; 1893. № 207.

46. Chuprov A.I. Tarifnye mery 1889 goda // Russkie vedomosti. 1889. № 241.

47. Ehssen M.A., fon. O zheleznodorozhnykh tarifakh v Rossii. Publichnye lektsii, chitannye v Institute inzhenerov putej soobscheniya imperatora Aleksandra I 17-go oktyabrya i 14 noyabrya 1888 g. SPb., 1889. S. 4–6, 28–32.

48. Yagubov G.S. Zheleznodorozhnyj tarifnyj vopros v Rossii i v drugikh stranakh // Izvestiya sobraniya inzhenerov putej soobscheniya. 1884. № 1–2. S. 22–30; № 3–4. S. 41–52.

Система Orphus

Loading...
Up