The role of the Volga waterway in the grain and timber trade of the Russian Empire in the second half of the 19th – early 20th century

 
PIIS086956870015461-8-1
DOI10.31857/S086956870015461-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Jilin University
Address: Russian Federation,
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 3
Pages41-50
Abstract
Keywords
Publication date27.06.2021
Number of characters32542
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Экономическое развитие страны в целом и, в частности, рост грузоперевозок тесно связаны с транспортной инфраструктурой. В позднеимперской России значительная доля товаров перемещалась по Волге. До начала широкомасштабного железнодорожного строительства, развернувшегося во второй половине XIX в., речной транспорт, наряду с гужевым, удовлетворял потребности российской экономики. И если колёсные и санные перевозки отличались медлительностью, малой грузоподъёмностью и короткой дистанцией, то водные пути сообщения, не требуя крупных вложений, позволяли сплавлять гораздо больший объём продукции на значительные расстояния. Этому способствовало наличие в Европейской части России достаточного количества судоходных рек1 и издавна налаженное производство деревянных судов2. 1. Васильев М.И. К вопросу о системе русских транспортных коммуникаций Х – начала XX в. // Экономический обзор. 2001. № 5. С. 65. См. также: Виды внутреннего судоходства в России в 1837 году. СПб., 1838; Прокофьев М. Наше судоходство. Вып. 1–3. СПб., 1870; Вып. 4. СПб., 1872; Вып. 5. СПб., 1877; Вып. 6. СПб., 1884; Борковский И. Торговое движение по Волжско-Мариинскому водному пути. СПб., 1874; Сучков Н.Н. Внутренние пути сообщения России // Фёдоров В.П. Россия в её прошлом и настоящем (1613–1913). М., 1914; Истомина Э.Г. Водные пути России во второй половине XVIII – начале XIX века. М., 1982; Истомина Э.Г. Водный транспорт России в дореформенный период. М., 1991; Марухин В.Ф. История речного судоходства в России. M., 1996; Халин А.А. Система путей сообщения нижегородского Поволжья и её роль в социально-экономическом развитии региона (30–90-е гг. XIX в.). Н. Новгород, 2011; Соловьёва А.М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. М., 1975; Соловьёва А.М. Промышленная революция в России в XIX в. М., 1990; Гудкова О.В. Строительство Северной железной дороги и её роль в развитии Северного региона (1858–1917). Вологда, 2002; Горбунов А.А. Политика развития железнодорожного транспорта в XIX – начале XX вв.: компаративно-ретроспективный анализ отечественного опыта. М., 2012.

2.  Марухин В.Ф. История речного судоходства в России. C. 35; Старый Рыбинск. История города в описаниях современников XIX–XX вв. Рыбинск, 1993. C. 97; Cмирнов И.А. История Северо-Двинской водной системы (Канал герцога Виртембергского) // Кириллов. Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 103.
2 С развитием железнодорожной сети водный транспорт постепенно сдавал лидирующие позиции, однако это был длительный процесс. Волжский путь в силу своих природных и географических особенностей и в начале XX в. оставался важнейшим каналом транспортировки зерна и иной сельскохозяйственной продукции, древесины, соли, железа, нефти. На Волге и Каме широко применялись среднемерные парусники и небольшие деревянные барки-плоскодонки с вертикальным бортом, длиной до 25 саженей и грузоподъёмностью от 5 тыс. до 15 тыс. пудов3. Это во много раз превышало то, что могли перевезти сани, телега, волокуша, и т.д. Даже железнодорожные вагоны заметно проигрывали по этому показателю4. Чтобы преодолеть путь от Симбирска до Рыбинска, такому судну при хороших погодных условиях требовалось около двух месяцев, а на обратный путь вниз по течению – 5–6 недель5. 3.  Коллективные голубые дороги Поморья. 150-летняя история Северного речного пароходства. Архангельск, 2008. С. 37.

4.  Марасинова Л.М. Пути и средства сообщения // Очерки русской культуры XVIII века. Ч. 1. М., 1985. С. 265; Истомина Э.Г. Водные пути России... C. 26; Истомина Э.Г. Водный транспорт как фактор развития внутренней и внешней торговли сельскохозяйственной продукцией в конце XVIII – первой половине XIX в. // Динамика и темпы аграрного развития России: инфраструктура и рынок. Материалы XXIX сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Орёл, 2006. C. 52; Соловьёва А.М. Железнодорожный транспорт России… С. 25; История грузовых железнодорожных перевозок в России. XIX–XX века. М., 2008. С. 23; Марухин В.Ф. История речного судоходства в России. C. 381.

5.  Истомина Э.Г. Водный транспорт России… C. 28.
3 В середине XIX в. важным речным транспортным средством становятся пароходы: впервые появившись на Волге в 1840-х гг., они перевозили тяжёлые грузы и могли преодолевать за сутки свыше 100 вёрст против течения или более 200 вёрст по течению6. В 1853 г. на реках России их насчитывалось 83, а в 1861 г. – уже 405; совокупная мощность двигателей возросла за это время с 7,2 до 27 тыс. лошадиных сил. Вместе с тем стоимость доставки товаров пароходами была высока, они имели большую осадку и, соответственно, ограниченную проходимость. Поэтому основная масса товаров, транспортировавшихся по воде, по-прежнему отправлялась вёсельными и непаровыми судами (см. табл. 1). На лодках в основном везли дрова и строительную древесину, на лесосплавных плотах – кустарные изделия и сырьё. 6.  В середине XIX в. скорость парохода составляла 4–5 вёрст в час без нагрузки вверх по течению и 10 вёрст в час без нагрузки вниз по течению (Там же. C. 40, 59; Никольский И.В. География транспорта СССР. M., 1960. С. 192).
4 В бассейне Волги (1,38 млн кв. км7) протяжённость навигации составляла 13,2 тыс. вёрст8. С появлением в начале XIX в. Мариинского и Тихвинского каналов сообщение между Поволжьем и Балтикой стало более интенсивным, выросла роль Петербурга как крупного портового и торгово-промышленного центра. С юга на север по Волге и её притокам везли главным образом зерно, соль и различные сельскохозяйственные товары, с севера на юг – продукты животноводства и рыбу, с запада на восток – промышленные изделия (в том числе зарубежные), с востока на запад – металлы, сырьё, руды и чай9. Активно перевозились и строительные материалы. В последней трети XIX в. к этому добавились уголь и нефть, продукция химической и машиностроительной отраслей. Более 80% нефти, добытой на Бакинских промыслах, также доставлялось в промышленные центры России (и прежде всего в Петербург и Москву) по Волге10. 7.  Истомина Э.Г. Водный транспорт России… С. 136; Цветков М.А. Изменение лесистости Европейской России с конца XVII столетия по 1914 г. М., 1957. С. 94.

8.  Истомина Э.Г. Водный транспорт России… С. 136.

9.  Там же; Истомина Э.Г. Речной транспорт // Экономическая история России с древнейших времён до 1917 г. Энциклопедия / Отв. ред. Ю.А. Петров. Т. 2. М., 2009. С. 520.

10.  Самедов В.А. Нефть и экономика России (80–90-е гг. XIX в.). Баку, 1988. С. 52.

Number of purchasers: 0, views: 460

Readers community rating: votes 0

1. Balov A. Ehkspluatatsiya lesov v Poshekhon'e // Sel'skoe khozyajstvo i lesovodstvo. 1894. Aprel'. S. 10.

2. Bessolitsyn A.A. Povolzhskij region na rubezhe XIX–KhKh vv. (Osnovnye tendentsii i osobennosti ehkonomicheskogo razvitiya) // Ehkonomicheskaya istoriya Rossii: problemy, poiski, resheniya. Ezhegodnik. Vyp. 5. Volgograd, 2003. S. 191.

3. Borkovskij I. Torgovoe dvizhenie po Volzhsko-Mariinskomu vodnomu puti. SPb., 1874.

4. Bykov L.S. Po Petrovskomu ukazu – kanal na drevnem voloke. M., 1994. S. 206.

5. Vasil'ev M.I. K voprosu o sisteme russkikh transportnykh kommunikatsij Kh – nachala XX v. // Ehkonomicheskij obzor. 2001. № 5. S. 65.

6. Veselovskij N.A. Ot Volgi do Baltiki. Istoricheskij ocherk o vodnykh putyakh i sudokhodstve. SPb., 2009. S. 38.

7. Vidy vnutrennego sudokhodstva v Rossii v 1837 godu. SPb., 1838.

8. Vodarskij Ya.E. Issledovaniya po istorii russkogo goroda (fakt, obobscheniya, aspekty). M., 2006. S. 234.

9. Vodarskij Ya.E., Istomina Eh.G. Sel'skie promysly Evropejskoj Rossii na rubezhe XIX–XX stoletij. M., 2004. S. 333.

10. Voronov G. Ocherk lesnogo khozyajstva i torgovli lesom v Novgorodskoj gubernii // Lesnoj zhurnal. 1896. Vyp. III. S. 595–596.

11. Goncharov Yu.M. Istoricheskoe kraevedenie goroda. Byt gorozhan Sibiri vo vtoroj polovine XIX – nachalo XX v. Ch. 1. Tomsk, 2009. S. 15.

12. Goncharov Yu.M. Ocherki istorii gorodskogo byta dorevolyutsionnoj Sibiri (seredina XIX – nachalo XX v). Novosibirsk, 2004. S. 28.

13. Goncharov Yu.M. Soslovnyj sostav gorodskogo naseleniya Zapadnoj Sibiri vo vtoroj polovine XIX – nachalo XX v. // Goroda Sibiri XIX – nachala XX v. / Otv. red. V.A. Skubnevskij. Barnaul, 2001. S. 70.

14. Goncharov Yu.M., Chutchev V.S. Meschanskoe soslovie Zapadnoj Sibiri vtoroj poloviny XIX – nachala XX v. Barnaul, 2004. S. 40–41.

15. Gorbunov A.A. Politika razvitiya zheleznodorozhnogo transporta v XIX – nachale XX vv.: komparativno-retrospektivnyj analiz otechestvennogo opyta. M., 2012.

16. Gudkova O.V. Stroitel'stvo Severnoj zheleznoj dorogi i eyo rol' v razvitii Severnogo regiona (1858–1917). Vologda, 2002.

17. Davydov M.A. Vserossijskij rynok v kontse XIX – nachale XX vv. i zheleznodorozhnaya statistika. SPb., 2010. S. 50.

18. Istomina Eh.G. Vodnye puti Rossii vo vtoroj polovine XVIII – nachale XIX veka. M., 1982.

19. Istomina Eh.G. Vodnyj transport kak faktor razvitiya vnutrennej i vneshnej torgovli sel'skokhozyajstvennoj produktsiej v kontse XVIII – pervoj polovine XIX v. // Dinamika i tempy agrarnogo razvitiya Rossii: infrastruktura i rynok. Materialy XXIX sessii Simpoziuma po agrarnoj istorii Vostochnoj Evropy. Oryol, 2006. C. 52.

20. Istomina Eh.G. Vodnyj transport Rossii v doreformennyj period. M., 1991.

21. Istomina Eh.G. Rol' Volzhskogo vodnotransportnogo bassejna v formirovanii regional'nogo sotsioehkonomicheskogo prostranstva evropejskoj Rossii vo vtoroj polovine XIX – nachale XX veka // Istoricheskij zhurnal: nauchnye issledovaniya. 2013. № 2. C. 225.

22. Koval'chenko I.D., Milov L.V. Vserossijskij agrarnyj rynok XVIII – nachalo XX v. Opyt kolichestvennogo analiza. M., 1974. S. 223.

23. Kondrat'ev N.D. Rynok khlebov i ego regulirovanie vo vremya vojny i revolyutsii. M., 1991. S. 101.

24. Lyaschenko P.I. Khlebnaya torgovlya na vnutrennikh rynkakh Evropejskoj Rossii. Ch. 2. SPb., 1912. S. 348.

25. Marasinova L.M. Puti i sredstva soobscheniya // Ocherki russkoj kul'tury XVIII veka. Ch. 1. M., 1985. S. 265.

26. Marukhin V.F. Istoriya rechnogo sudokhodstva v Rossii. M., 1996.

27. Marukhin V.F. Istoriya rechnogo sudokhodstva v Rossii. S. 254; Tselikov S.A. Stroitel'stvo i ehkspluatatsiya Samaro-Zlatoustovskoj zheleznoj dorogi i eyo vliyanie na razvitie ehkonomiki Samarskoj, Orenburgskoj i Ufimskoj gubernij (vtoraya polovina XIX v. – 1917 g.). Samara., 2006. S. 112.

28. Mironov B.N. Istoriya v tsifrakh. L., 1991. S. 132.

29. Nikol'skij I.V. Geografiya transporta SSSR. M., 1960. S. 192.

30. Perkhavko V.B., Dyomkin A.V., Epifanova L.M. Vnutrennyaya torgovlya // Ehkonomicheskaya istoriya Rossii s drevnejshikh vremyon do 1917 g. Ehntsiklopediya / Otv. red. Yu.A. Petrov. T. 1. M., 2009. S. 410.

31. Ponomaryov D.S. O lesnoj torgovle Volzhsko-Kamskogo bassejna // Lesnoj zhurnal. 1896. Vyp. I. S. 53–60.

32. Prokof'ev M. Nashe sudokhodstvo. Vyp. 1–3. SPb., 1870; Vyp. 4. SPb., 1872; Vyp. 5. SPb., 1877; Vyp. 6. SPb., 1884.

33. Pushkaryov I.I. Nikolaevskij Peterburg. SPb., 2000. S. 624, 626; Semyonova L.N. Snabzhenie khlebom Peterburga v XVIII v. (pravitel'stvennaya politika) // Peterburg i guberniya. Istoriko-ehtnograficheskie issledovaniya L., 1989. S. 9.

34. Samedov V.A. Neft' i ehkonomika Rossii (80–90-e gg. XIX v.). Baku, 1988. S. 52.

35. Smirnov G.K. Goroda Tverskoj oblasti. Istoriko-arkhitekturnye ocherki (IX – nachalo XX v.). Vyp. 1. SPb., 2000. S. 58.

36. Smirnov I.A. Istoriya Severo-Dvinskoj vodnoj sistemy (Kanal gertsoga Virtembergskogo) // Kirillov. Istoriko-kraevedcheskij al'manakh. Vyp. 1. Vologda, 1994. S. 103.

37. Solov'yova A.M. Zheleznodorozhnyj transport Rossii vo vtoroj polovine XIX v. M., 1975.

38. Solov'yova A.M. Zheleznodorozhnyj transport Rossii… S. 25; Istoriya gruzovykh zheleznodorozhnykh perevozok v Rossii. XIX–XX veka. M., 2008. S. 23.

39. Solov'yova A.M. Promyshlennaya revolyutsiya v Rossii v XIX v. M., 1990.

40. Staryj Rybinsk. Istoriya goroda v opisaniyakh sovremennikov XIX–XX vv. Rybinsk, 1993. C. 97.

41. Statisticheskij sbornik Ministerstva putej soobscheniya. Vyp. 128. Ch. 2. SPb., 1914. S. 26–27.

42. Suchkov N.N. Vnutrennie puti soobscheniya Rossii // Fyodorov V.P. Rossiya v eyo proshlom i nastoyaschem (1613–1913). M., 1914.

43. Tagirova N.F. Rynok Povolzh'ya (vtoraya polovina XIX v. – nachalo XX v.). M., 1999. S. 72.

44. Tam zhe; Istomina Eh.G. Rechnoj transport // Ehkonomicheskaya istoriya Rossii s drevnejshikh vremyon do 1917 g. Ehntsiklopediya / Otv. red. Yu.A. Petrov. T. 2. M., 2009. S. 520.

45. Khalin A.A. Razvitie sistemy putej soobscheniya Nizhegorodskogo Povolzh'ya i ee rol' v sotsial'no-ehkonomicheskom razvitii regiona: 1830-e – 1900 g. KhIKh v. Dis. … doktora ist. Nauk. M., 2006. S. 84, 175, 190.

46. Khalin A.A. Sistema putej soobscheniya nizhegorodskogo Povolzh'ya i eyo rol' v sotsial'no-ehkonomicheskom razvitii regiona (30–90-e gg. XIX v.). N. Novgorod, 2011.

47. Tsvetkov M.A. Geografiya vnutrennikh lesnykh rynkov v Evropejskoj Rossii vo vtoroj polovine XIX – nachale XX v. // Istoricheskaya geografiya. M., 1960. S. 98.

48. Tsvetkov M.A. Izmenenie lesistosti Evropejskoj Rossii s kontsa XVII stoletiya po 1914 g. M., 1957. S. 94.

Система Orphus

Loading...
Up