Кризис взаимоотношений Русской и Константинопольской церквей в середине 1920-х гг. и советская внешняя политика

 
Код статьиS086956870010149-4-1
DOI10.31857/S086956870010149-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 3
Страницы135-147
Аннотация

   

Ключевые слова
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке Фонда развития ПСТГУ, проект № 01-0717/КИП 4.
Получено10.02.2020
Дата публикации24.06.2020
Кол-во символов42042
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Взаимоотношениям Русской и Константинопольской церквей в XX в. посвящено уже нескольких монографий1, однако далеко не все их аспекты исследованы должным образом. Так, благодаря Л.А. Герд, М.В. Шкаровскому и некоторым другим авторам уже в значительной мере раскрыто влияние российской и советской внешней политики на развитие церковных дел в начале и середине столетия. Но про 1920-е гг. этого сказать нельзя. Внимание исследователей в основном сосредоточилось на материалах партийной антирелигиозной комиссии2. Между тем выявленные в Архиве внешней политики Российской Федерации документы НКИД СССР3 позволяют понять, почему замедлилось сближение Константинопольской патриархии с русскими обновленцами. В какой-то момент большевики всерьёз обсуждали возможность принять в Москве так называемого вселенского патриарха, изгоняемого из Стамбула турками, но затем нарком Г.В. Чичерин счёл эту политическую игру неуместной. 1. Герд Л.А. Константинопольский патриархат и Россия. 1901–1914. М., 2012; Шкаровский М.В. Константинопольский патриархат и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ века. М., 2014; Мазырин А.В., Кострюков А.А. Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской церквей в ХХ веке. М., 2017.

2. Митрофан (Шкурин), игумен. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 годах: (По материалам Антирелигиозной комиссии) // Вестник церковной истории. 2006. № 1. С. 162–175.

3. Автор благодарит Отдел внешнецерковных связей Московского патриархата и лично протоиерея Николая Балашова за содействие в ознакомлении с этими документами.
2 Положение Константинопольской патриархии на протяжении 1920-х гг. не раз резко менялось. В начале десятилетия греки надеялись осуществить «великую идею» – закрепиться по обе стороны Эгейского моря, сделав Константинополь столицей своего государства и превратив «вселенского» патриарха в «восточного папу», которому подчинялись бы все православные церкви. Но уже в августе 1922 г. армия короля эллинов, вторгшаяся вглубь Малой Азии, была разбита турками, а местному греческому населению пришлось бежать, спасаясь от полного истребления. В Стамбуле, согласно решениям Лозаннской конференции, греки, являвшиеся его уроженцами, могли остаться, но их число постоянно сокращалось. Для Константинопольской патриархии в Турции настали худшие времена, но от стремления к гегемонии в мировом православии на Фанаре не отказались.
3 Между тем Русская Церковь при советской власти не просто лишилась всех преимуществ, которые ей предоставляла Российская империя, но и фактически планомерно уничтожалась и разрушалась как организация. Высокопоставленный представитель Наркомюста П.А. Красиков откровенно заявлял в печати: «Мы, коммунисты, своей программой и всей своей политикой, выражающейся в советском законодательстве, намечаем единственный в конечном счёте путь, как религии, так и всем её агентам: это путь в архив истории»4. В то же время органы ВЧК, не расходясь с НКЮ в понимании конечной цели партийно-советской политики в отношении Церкви, настаивали на других методах её достижения и публично выражали готовность «поддерживать в духовенстве то течение, которое следует за духом времени и идёт на поддержку советской власти»5. 4. Красиков П.А. Кому это выгодно // Известия ВЦИК. 1919. 14 декабря.

5. Лацис М.И. Государство и церковь // Известия ВЦИК. 1919. 2 декабря.
4 Хотя в целом конфессиональная политика советской власти носила отчётливо антирелигиозный характер, в ней были и свои нюансы, в частности в отношении к Константинопольской патриархии. Достаточно быстро интерес к ней проявил НКИД (тогда ещё РСФСР). Поскольку с международным признанием у Советской России поначалу были проблемы, можно было записать в актив и установление контакта с московской «миссией вселенского патриарха». Сама же миссия была тогда более обеспокоена не столько продвижением идеи «восточного папства» с центром Константинополе, сколько сохранением своей собственности в Москве, которой она, как и все религиозные общества в РСФСР, лишалась декретом Совнаркома об отделении Церкви от государства. 20 ноября 1918 г. НКИД выдал ей документ, подписанный заместителем наркома Л.М. Караханом: «Народный комиссариат по иностранным делам удостоверяет, что дом Константинопольского патриаршего подворья (по Крапивенскому пер., 4) занят представительством вселенского (константинопольского) патриарха в России, и, с своей стороны, находит целесообразным освободить таковой от какой бы то ни было реквизиции, а также муниципализации и национализации»6. Следуя этой рекомендации, Юридический отдел Моссовета 2 декабря 1918 г. признал, что дом, принадлежавший подворью, «как занятый представительством вселенского патриарха в России из-под действия декрета “Об отделении церкви от государства” исключается»7. Но вскоре в РСФСР к миссии охладели, и уже в 1920 г. Моссовет муниципализировал её здание. «Квартирный вопрос» ещё долго оставался одной из главных забот «вселенской» патриархии в Москве8, но его церковно-политический контекст существенно поменялся. 6. ГА РФ, ф. 1235, оп. 63, д. 397, л. 556.

7. ЦГА МО, ф. 66, оп. 18, д. 60, л. 53; ГА РФ, ф. 1235, оп. 63, д. 397, л. 555.

8. Подробнее см.: Мазырин А.В. Подворье Константинопольской патриархии в Москве и проблемы межцерковных отношений в 1917–1938 гг. // Российская история. 2016. № 5. С. 104–123.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 638

Оценка читателей: голосов 0

1. Герд Л.А. Константинопольский патриархат и Россия. 1901–1914. М., 2012; Шкаровский М.В. Константинопольский патриархат и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ века. М., 2014; Мазырин А.В., Кострюков А.А. Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской церквей в ХХ веке. М., 2017.

2. Митрофан (Шкурин), игумен. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 годах: (По материалам Антирелигиозной комиссии) // Вестник церковной истории. 2006. № 1. С. 162–175.

3. Автор благодарит Отдел внешнецерковных связей Московского патриархата и лично протоиерея Николая Балашова за содействие в ознакомлении с этими документами.

4. Красиков П.А. Кому это выгодно // Известия ВЦИК. 1919. 14 декабря.

5. Лацис М.И. Государство и церковь // Известия ВЦИК. 1919. 2 декабря.

6. Подробнее см.: Мазырин А.В. Подворье Константинопольской патриархии в Москве и проблемы межцерковных отношений в 1917–1938 гг. // Российская история. 2016. № 5. С. 104–123.

7. См.: Выступление группы белого духовенства «Живой Церкви» на защиту Константинопольского патриарха // Живая Церковь. 1923. № 11(1). С. 14–16.

8. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б)–ВКП(б) (Антирелигиозной комиссии). 1922–1929 гг. / Сост. В.В. Лобанов. М., 2014. С. 101.

9. Восстали против обновленческого синода // Сегодня (Рига). 1924. 31 мая.

10. Грамоты вселенского патриарха // Церковная жизнь. 1924. № 2. С. 1–2.

11. К конфликту между константинопольским патриархом и Русской Церковью // Церковные ведомости. 1924. № 11–12. С. 10.

12. Καλαϊτζης Χ. Το μετοχιον του Οικουμενικου Πατριαρχειου εν Μοσχα «Ο αγιος Σεργιος» και οι ηγουμενοι αυτου (1881–1936). Θεσσαλονικη, 1991. Σ. 735.

13. Положение св[ятейшего] патриарха Тихона и православной Церкви в советской России (Общий обзор по телеграммам, агентурным сведениям и частным письмам) // Церковные ведомости. 1924. № 13–14. С. 12.

14. «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.) / Отв. ред. А.Н. Сахаров, В.С. Христофоров. Т. 2. М., 2001. С. 157.

15. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б) – ВКП(б). С. 133.

16. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б) – ВКП(б). С. 135.

17. Письма блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого). Джорданвилль, 1988. С. 164.

18. Новый патриарх Вселенской Константинопольск[ой] Церкви, блажен[нейший] Константин VI // Церковное обновление. 1925. 28 января. № 2. С. 10; Грамота вселенского патриарха // Там же. 10 февраля. № 4. С. 25.

19. На Православном Востоке // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1925. № 1. С. 30.

20. Высылка греческого патриарха из Константинополя // Церковное обновление. 1925. 10 февраля. № 3. С. 22.

21. На Православном Востоке // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1925. № 1. С. 30.

22. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б) – ВКП(б). С. 160.

23. Открытие собора. День первый // Церковное обновление. 1925. 25 ноября. № 14. С. 111.

24. О такой оценке патриархом Тихоном обновленцев см.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 290–291.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх