Антицерковная кампания в начале 1960-х гг. в Чувашии

 
Код статьиS086956870010148-3-1
DOI10.31857/S086956870010148-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Чувашский государственный педагогический университет им. И .Я. Яковлева
Адрес: Российская Федерация, Чебоксары
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 3
Страницы117-134
Аннотация

    

Ключевые слова
Получено23.04.2020
Дата публикации24.06.2020
Кол-во символов58552
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Государственно-церковные отношения советского времени продолжают привлекать внимание исследователей, которые всё чаще освещают их региональные аспекты. В частности, о том, как они складывались в Волго-Вятском регионе, говорится в работах протоирея А.Г. Балыбердина, А.И. Белкина, Р.Р. Ибрагимова, А.В. Маланкина, А.Ф. Степанова и др.1 В последние годы практически исчерпывающе раскрыты обстоятельства отделения Церкви от государства после революции и изъятия церковных ценностей в Чувашии, детально проанализирована внутрицерковная ситуация в крае в 1920-х гг.2 Однако послевоенная история православия в автономной республике остаётся малоизученной. Так, рассмотрены лишь отдельные эпизоды мероприятий, проводившихся в ходе «хрущёвских гонений»3. Между тем они хорошо отразились в документах, хранящихся в фондах уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви (РПЦ) в Чувашской АССР4 и местного обкома КПСС5, а также в материалах чебоксарского Введенского собора начала 1960-х гг., переданных автору бывшим казначеем собора И.Ф. Фёдоровой. 1. Балыбердин А.Г. Государственно-церковные отношения в 1958–1964 гг.: по материалам Кировской области. Дис. … канд. ист. наук. Киров, 2004; Белкин А.И. Некоторые особенности государственно-церковных отношений в 1953–1964 гг.: региональный аспект // Регионология. 2014. № 1. С. 128–138; Ибрагимов Р.Р. Государственно-конфессиональные отношения в Татарстане в 1940–1980-е гг. Дис. … канд. ист. наук. Казань, 2004; Маланкин А.В. Русская православная церковь на территории Мордовии в ХХ – начале ХХI века. Дис. … канд. ист. наук. Саранск, 2017; Степанов А.Ф. Казанская епархия в годы хрущёвских гонений на религию и церковь (по документам уполномоченных Совета по делам РПЦ по Татарской АССР) // После Сталина. Реформы 1950-х годов в контексте советской и постсоветской истории. Материалы VIII международной научной конференции. Екатеринбург, 15–17 октября 2015 г. М., 2016. С. 459–468.

2. Козлов Ф.Н. Православие в Чувашском крае: внутрицерковная ситуация в конце 1910-х – 1920-е годы. Чебоксары, 2014; Козлов Ф.Н. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви (по материалам Марийского края, Мордовии и Чувашии). Чебоксары, 2015.

3. Берман А.Г. Мелочи приходской жизни (несколько эпизодов внутренней жизни Введенского кафедрального собора г. Чебоксар в 60-х гг. XX в.) // Сборник научных трудов кафедры гуманитарных дисциплин Волжского филиала МАДИ. Вып. 3. Чебоксары, 2012. С. 13–26; Берман А.Г. «Перестройка церковного управления»: эпизод из истории государственно-церковных отношений в начале 1960-х годов в Чувашии // Православие в Чувашском крае: история и современность. К 70-летию Чебоксарско-Чувашской епархии. Материалы региональной научно-практической конференции, 19–20 мая 2016 г. Чебоксары, 2016. С. 37–46; Подмарицын А.Г. Антицерковная кампания в Чебоксарско-Чувашской епархии рубежа 50–60-х гг. XX века (На примере незаконного обложения налогами архиепископа Мануила (Лемешевского)) // Социум и власть. 2014. № 5. С. 96–100.

4. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее – ГИА ЧР), ф. 1857.

5. Государственный архив современной истории Чувашской Республики (далее – ГАСИ ЧР), ф. 1., оп. 28, д. 9.
2 В конце 1950-х гг. начался новый виток давления на Церковь со стороны советского государства, обусловленный целым рядом идеологических, политических, экономических и субъективных факторов. На внеочередном XXI съезде КПСС, созванном в конце января – начале февраля 1959 г. для утверждения семилетнего плана социально-экономического развития СССР, Н.С. Хрущёв заявил об окончательной победе социализма в стране и необходимости перехода к форсированному строительству коммунизма. Это подразумевало и активизацию идеологической борьбы с «пережитками» капитализма6. Ещё ранее развернулось наступление на промысловые артели и кустарей, производивших значительную часть товаров народного потребления и зарабатывавших больше, чем сотрудники государственных предприятий7. Тогда же была практически запрещена частная торговля, массово ликвидировались приусадебные участки. В 1956 г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О реорганизации промысловой кооперации», и к 1960 г. кооперативная промышленность оказалась национализирована. При этом только в 1956–1957 гг. государство изъяло в свою пользу у кооператоров почти 12 млрд руб.8 III Программа КПСС, утверждённая XXII съездом партии в октябре 1961 гг., провозглашала, что к 1980 г. «в СССР будет в основном построено коммунистическое общество». Для религии места в нём не предусматривалось9. 6. Материалы XXI съезда КПСС. М., 1959. С. 97–98, 144.

7. Андрюхин Е.А. Предпринимательская деятельность советских граждан в 60–80-х гг. XX в. // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4–1(68). С. 19–21.

8. Пасс А.А., Рыжий П.А. Огосударствление промысловой кооперации в СССР во второй половине 1950-х гг: причины и последствия // Социум и власть. 2012. № 5(37). С. 118–119.

9. Программа Коммунистической партии Советского Союза // КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). Т. 10. М., 1986. С. 170.
3 Между тем к началу 1960-х гг. Русская Православная Церковь представляла собой довольно серьёзную, в экономическом отношении, силу. К 1 января 1957 г. в СССР насчитывалось 13 478 зарегистрированных православных храмов, а численность духовенства составляла 12 288 человек. Денежные доходы церковных структур с 1948 по 1957 г. возросли в 3,7 раза и составили 667 млн руб.10 На протяжении 1940–1950-х гг. уполномоченные постоянно отмечали рост доходов и потребления священнослужителей (покупку ими домов, автомобилей, поездки на курорты и т.д.). Даже патриарх Алексий I в своих циркулярах 1954 и 1959 гг. обращал внимание на эти факты. Так, 1 января 1954 г. он цитировал письмо одного из архиереев: «Приходится сознаться, что духовенство является предметом осуждения и со стороны внешнего его обихода: нарождается-де новый класс капиталистов»11. Случалось, что в своих приходах настоятели, располагавшие неучтённой наличностью, давали деньги в долг колхозам, выражали готовность за собственный счёт благоустроить территорию, а иногда, напротив, использовали возможности представителей колхозных администраций. Так, заместитель председателя колхоза «Авангард» Урмарского района Чувашской АССР получил из кассы церкви с. Шоркистры наличными 15 тыс. руб. и на колхозном транспорте привёз в храм большую железную цистерну для воды, которую приобрёл якобы на нужды колхозников. Оставшиеся после этой покупки 5 тыс. руб. он присвоил под видом накладных расходов12. В 1947 г. озабоченность Совета по делам РПЦ вызвало то, что на нескольких ходатайствах об открытии церквей в Чувашии стояли подписи председателей сельсоветов и колхозов, которые не только заверяли документ, но и поддерживали просьбу верующих13. Следует также отметить и тесные хозяйственные связи между церковными структурами и кооперативным сектором: главным образом, именно артели и частники удовлетворяли их повседневные нужды (ремонт зданий, монтаж систем отопления и т.д.). Кроме того, РПЦ иногда приходилось создавать предприятия на артельной основе для изготовления необходимой утвари, облачений и проч. Не случайно «хрущёвские гонения» на Церковь разворачивались в условиях «наступления на артели», характерного для конца 1950-х – начала 1960-х гг. 10. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999. С. 357.

11. ГИА ЧР, ф. 1857, оп. 1, д. 68, л. 24.

12. ГАСИ ЧР, ф. 1, оп. 28, д. 9, л. 51.

13. ГИА ЧР, ф. 1857, оп. 1, д. 49, л. 39.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 706

Оценка читателей: голосов 0

1. Балыбердин А.Г. Государственно-церковные отношения в 1958–1964 гг.: по материалам Кировской области. Дис. … канд. ист. наук. Киров, 2004; Белкин А.И. Некоторые особенности государственно-церковных отношений в 1953–1964 гг.: региональный аспект // Регионология. 2014. № 1. С. 128–138; Ибрагимов Р.Р. Государственно-конфессиональные отношения в Татарстане в 1940–1980-е гг. Дис. … канд. ист. наук. Казань, 2004; Маланкин А.В. Русская православная церковь на территории Мордовии в ХХ – начале ХХI века. Дис. … канд. ист. наук. Саранск, 2017; Степанов А.Ф. Казанская епархия в годы хрущёвских гонений на религию и церковь (по документам уполномоченных Совета по делам РПЦ по Татарской АССР) // После Сталина. Реформы 1950-х годов в контексте советской и постсоветской истории. Материалы VIII международной научной конференции. Екатеринбург, 15–17 октября 2015 г. М., 2016. С. 459–468.

2. Козлов Ф.Н. Православие в Чувашском крае: внутрицерковная ситуация в конце 1910-х – 1920-е годы. Чебоксары, 2014; Козлов Ф.Н. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви (по материалам Марийского края, Мордовии и Чувашии). Чебоксары, 2015.

3. Берман А.Г. Мелочи приходской жизни (несколько эпизодов внутренней жизни Введенского кафедрального собора г. Чебоксар в 60-х гг. XX в.) // Сборник научных трудов кафедры гуманитарных дисциплин Волжского филиала МАДИ. Вып. 3. Чебоксары, 2012. С. 13–26; Берман А.Г. «Перестройка церковного управления»: эпизод из истории государственно-церковных отношений в начале 1960-х годов в Чувашии // Православие в Чувашском крае: история и современность. К 70-летию Чебоксарско-Чувашской епархии. Материалы региональной научно-практической конференции, 19–20 мая 2016 г. Чебоксары, 2016. С. 37–46; Подмарицын А.Г. Антицерковная кампания в Чебоксарско-Чувашской епархии рубежа 50–60-х гг. XX века (На примере незаконного обложения налогами архиепископа Мануила (Лемешевского)) // Социум и власть. 2014. № 5. С. 96–100.

4. Андрюхин Е.А. Предпринимательская деятельность советских граждан в 60–80-х гг. XX в. // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4–1(68). С. 19–21.

5. Пасс А.А., Рыжий П.А. Огосударствление промысловой кооперации в СССР во второй половине 1950-х гг: причины и последствия // Социум и власть. 2012. № 5(37). С. 118–119.

6. Программа Коммунистической партии Советского Союза // КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). Т. 10. М., 1986. С. 170.

7. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999. С. 357.

8. Записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды» // Сайт Российского объединения исследователей религии (URL: https://rusoir.ru/03print/03print-02/03print-02-239/. Дата обращения: 09.12.2017).

9. Одинцов М.И. Проявлять бдительность, своевременно пресекать антисоветские выпады духовенства. Доклад председателя Совета по делам Русской православной церкви при СМ СССР В.А. Куроедова на Всесоюзном совещании уполномоченных. 1960 г. // Сайт Российского объединения исследователей религии. (URL: https://rusoir.ru/president/president-works/president-works-118/. Дата обращения: 09.12.2017).

10. Законодательство о религиозных культах. М., 1969. С. 136–147.

11. Подробнее см.: Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. Кн. 2. М., 1995.

12. Подмарицын А.Г. «Благоговеен, трудолюбив и миролюбив…». Документальный портрет митрополита Мануила (Виктора Викторовича Лемешевского) // XХ век и Россия: общество, реформы, революции: электронный сборник. Вып. 1. Ч. 1. Самара, 2013 (URL: http://sbornik.libsmr.ru/content/files/catalog1/sb20rus_011_2.pdf. Дата обращения: 30.03.2019).

13. Таблица среднемесячной заработной платы в стране для конвертации пенсионных прав в расчётный пенсионный капитал (Сайт Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике. URL: http://gov.cap.ru/home/60/sites/upfr/ocenkan/zarplata/szp.htm?page=. Дата обращения: 30.03.2019).

14. Суздалин И. За стенами кафедрального собора. // Советская Чувашия. 1964. 28 июня. С. 3.

15. К их числу относились Раскильдинская (Аликовский район), Хормалинская (Ибресинский район), Ново-Тинчуринская (Яльчикский район), Гришинская (Янтиковский район), Атратьская и Алтышевская (Алатырский район), Мало-Чурашевская (Ядринский район), Акулевская (Чебоксарский район) церкви и три городских храма в Алатыре, Канаше и Чебоксарах.

16. Летопись печати. Орган государственной библиографии Чувашской АССР. Пичет летопиҫӗ. Чӑваш АССР государствӑ библиографийӗн органӗ. Вып. 1–4. Чебоксары, 1957; то же. 1958; то же. 1959; то же. 1960; то же. 1961; то же. 1962; то же. 1963; то же. 1964.

17. Черепанова Н. В тенетах церкви // Советская Чувашия. 1961. 25 ноября. С. 2.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх