Metropolitan Iosif (Semashko) and reforms of the public school in the North-Western Provinces

 
PIIS086956870009263-0-1
DOI10.31857/S086956870009263-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Institute of Scientific Information on Social Sciences, RAS
Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 2
Pages159-173
Abstract

  

Keywords
AcknowledgmentThis research was supported by the grant № 19-18-00073 «National Identity in the Imperial Politics of Memory: History of The Grand Duchy of Lithuania and the Polish-Lithuanian State in Historiography and Social Thought of the 19th–20th Centuries» of the Russian Science Foundation.
Received25.02.2020
Publication date06.05.2020
Number of characters48156
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Фигура митрополита Литовского Иосифа (Семашко) (1798–1868) не раз привлекала внимание историков, прежде всего благодаря его ведущей роли в воссоединении униатов Белоруссии и Литвы в 1839 г.1 и тому влиянию, которое он оказывал на формирование самосознания и национальной идентичности своей паствы. По словам одного из биографов, владыка был «наиболее замечательный церковный и государственный деятель в Западном крае» XIX в.2 Изучение взглядов и деятельности митрополита в значительной мере облегчает его бережное отношение к собственным архивам и воспоминаниям. Как признавался сам Иосиф, ему была «тягостна мысль» о том, что «недоброжелатели постараются марать память мою» и, «может быть, мне не отдаст справедливости и самая Церковь православная»3. Поэтому он неоднократно формулировал и развивал свои представления об истории Литовско-Белорусского края, его общности с Россией и необходимости борьбы с «латино-полонизмом». С этих позиций смотрел он и на просветительские задачи русской православной школы. Митрополит нелегко переживал то, что находится на границе двух цивилизаций – «на пределах Церкви православной, среди решительно преобладающих иноверных и инородных элементов». Ему постоянно приходилось морально обороняться или, по его выражению, стоять «лицом к лицу против неправд Запада». Сложность и уязвимость его позиции усугублялась тем, что между ним и представителями центральной власти в крае всегда имелась определённая дистанция, и от него «был сокрыт ход и положение самого правительственного дела»4. «Стояние это тем тягостнее, – сетовал Иосиф, – что для пользы Церкви и государства нужно было избегать явной борьбы, а весь натиск враждебных элементов отражать преимущественно невозмутимою стойкостию и официальное действие употреблять только для редких, особенной важности случаев»5. 1. Толстой Д.А. Иосиф, митрополит Литовский, и воссоединение униатов с православной церковью в 1839 г. СПб., 1869; Чистович И. Пятидесятилетие воссоединения с православной Церковью западно-русских униатов (1839–1889). Обзор событий воссоединения в царствование императора Николая I. СПб., 1889; Извеков Н.Д. Высокопреосвященный Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский. Вильна, 1889; Киприанович Г.Я. Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского и воссоединение западно-русских униатов с православною церковию в 1839 г. Изд. 2. Вильна, 1897; Орловский Е. Судьбы православия в связи с историею латинства и унии в Гродненской губернии в XIX столетии (1794–1900). Гродно, 1903; Шавельский Г., протопр. Последнее воссоединение с православной церковью униатов Белорусской епархии (1833–1839 гг.). СПб., 1910; Романчук А., прот. Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение. Минск, 2012; и др.

2. Киприанович Г.Я. Высокопреосвященный Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский. Вильна, 1894. С. IV.

3. Записки Иосифа, митрополита Литовского. Т. 2. СПб., 1883. С. 551.

4. Там же. Т. 1. СПб., 1883. С. 256.

5. Там же. Т. 2. С. 551.
2 Действительно, владыка лишь дважды позволил себе призвать петербургское начальство обратить внимание на опасное состояние Литовско-Белорусского края, где, по его убеждению (сложившемуся, видимо, ещё в молодости), «России равнодушной, дремлющей» постоянно угрожала деятельность «латино-польской партии». В неё Иосиф включал всех польских помещиков и чиновников, а также католическое духовенство. Уже в 1832 г. он отмечал, что «русские хотя и победители, но не сильнейшие в западных губерниях»6. В январе 1855 г. митрополит послал обер-прокурору гр. Н.А. Протасову конфиденциальное письмо о катастрофических последствиях усиления в крае «латино-польской партии»7. «Не мне одному известно, – писал архиерей, – что уже накануне последнего польского мятежа (1830–1831 гг. – А.К.) ещё не верили людям, предостерегавшим об оном... Я не говорю, чтобы эта партия сама собою была теперь столько сильна материально, дабы слишком беспокоить правительство. Но в случае движения на Россию всего Запада не приготовлено ли в здешней стране для врагов самое благоприятное управление?»8. Однако эта записка «не имела дальнейших последствий, за смертью графа Протасова, а после государя, может быть, и за окончанием [Крымской] войны»9. 6. Там же. Т. 1. С. 599.

7. Там же. Т. 2. С. 542–547.

8. Там же. С. 546.

9. Там же. Т. 1. С. 256.

Number of purchasers: 0, views: 697

Readers community rating: votes 0

1. Arkhivnye materialy Murav'yovskogo muzeya, otnosyaschiesya k pol'skomu vosstaniyu 1863–1864 gg. v predelakh Severo-Zapadnogo kraya / Sost. A.I. Milovidov. Ch. 1. Vil'na, 1913. S. 191, 194–196, 202–204.

2. Izvekov N.D. Vysokopreosvyaschennyj Iosif Semashko, mitropolit Litovskij i Vilenskij. Vil'na, 1889.

3. Kiprianovich G.Ya. Vysokopreosvyaschennyj Iosif Semashko, mitropolit Litovskij i Vilenskij. Vil'na, 1894. S. IV.

4. Kiprianovich G.Ya. Zhizn' Iosifa Semashki, mitropolita Litovskogo i Vilenskogo i vossoedinenie zapadno-russkikh uniatov s pravoslavnoyu tserkoviyu v 1839 g. Izd. 2. Vil'na, 1897.

5. Komzolova A.A. Vilenskij general-gubernator M.N. Murav'yov i nachal'noe obrazovanie belorusskikh i litovskikh krest'yan, 1850–1860-e gg. // Na sluzhbe Otechestvu: pamyati Mikhaila Nikolaevicha Murav'yova (1796–1866). SPb., 2017. S. 184–201.

6. Orlovskij E. Sud'by pravoslaviya v svyazi s istorieyu latinstva i unii v Grodnenskoj gubernii v XIX stoletii (1794–1900). Grodno, 1903.

7. Rimskij S.V. Rossijskaya Tserkov' v ehpokhu Velikikh reform: (Tserkovnye reformy v Rossii 1860–1870-kh godov). M., 1999. S. 443.

8. Romanchuk A., prot. Iosif (Semashko), mitropolit Litovskij i Vilenskij: zhizn' i sluzhenie. Minsk, 2012; i dr.

9. Tolstoj D.A. Iosif, mitropolit Litovskij, i vossoedinenie uniatov s pravoslavnoj tserkov'yu v 1839 g. SPb., 1869.

10. Chistovich I. Pyatidesyatiletie vossoedineniya s pravoslavnoj Tserkov'yu zapadno-russkikh uniatov (1839–1889). Obzor sobytij vossoedineniya v tsarstvovanie imperatora Nikolaya I. SPb., 1889.

11. Shavel'skij G., protopr. Poslednee vossoedinenie s pravoslavnoj tserkov'yu uniatov Belorusskoj eparkhii (1833–1839 gg.). SPb., 1910.

Система Orphus

Loading...
Up