Реформа духовного образования 1808 г. и закрепощение православных приходов в Российской империи

 
Код статьиS086956870009262-9-1
DOI10.31857/S086956870009262-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 2
Страницы149-158
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено16.01.2020
Дата публикации06.05.2020
Кол-во символов31815
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 К 1808 г. Комитет по усовершенствованию духовных училищ подготовил масштабную и, пожалуй, самую успешную реформу духовного образования в России. В ходе её проведения в последующие годы была создана трёхступенчатая система школ, сформированы центры богословской науки, отлажен строй учебных заведений, которые теперь охватывали всё «духовное юношество» и выпустили затем немало выдающихся церковных учёных и просвещённых иерархов1. Однако именно это преобразование нанесло роковой удар жизнеспособности православных приходов Российской империи, поставив под контроль вышестоящих властей приходские финансы и фактически ликвидировав самостоятельность религиозных общин. Эта сторона принятых тогда мер исследована недостаточно2, хотя ещё в XIX в. отмечалось, что их значение выходило далеко за пределы образовательной сферы. 1. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1. М., 1996. С. 418–424, 449. О реформе см., например: Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПб., 1894; Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вып. 1. Время Комиссии духовных училищ. К столетию духовно-учебной реформы 1808 года. Вильна, 1908; Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006. С. 53–60.

2. См., в частности, их описание в фундаментальной и до сих пор непревзойдённой монографии: Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983. P. 103–106.
2 Реформа приходской экономики. Первоначально православные приходы на Руси возникали по инициативе мирян – членов крестьянской или посадской общины, вотчинников. Они строили храм и обеспечивали его содержание, выдвигали кандидатуры священно- и церковнослужителей. Они или их поверенные (старосты, «церковные прикащики») управляли приходским хозяйством. Со второй половины XVII в. церковные власти при поддержке государства стали ограничивать автономию земского мира, стремясь поставить под свой контроль белое духовенство и приходские финансы3. 3. Подробнее см.: Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII веках. М., 2002; Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на севере России XV–XVII вв. СПб., 1913; Смирнов С.И. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1913; Верюжский В.М. Афанасий, архиепископ Холмогорский. СПб., 1908.
3 В 1721 г. Пётр I издал указ, вводивший церковную монополию на свечную торговлю и одновременно предписывавший на свечные деньги строить при храмах богадельни и содержать в них больных4. В 1723 г. кошельковые сборы, собиравшиеся в особые кошели, которые носили по церкви во время богослужения, было предписано тратить не только «на церковные потребы», но и на богадельни и госпитали5. Однако эти нововведения не прижились. В 1740-е гг. прихожанам законодательно разрешили тратить часть свечного дохода на «самонужнейшие церковные строения», а в 1753 г. новый таможенный устав отменил церковную монополию на торговлю свечами6. 4. ПСЗ-I. Т. 6. № 3746.

5. Там же. Т. 7. № 4277.

6. Там же. Т. 12. № 9370; Самарин Д.Ф. Приход. Ч. 1. М., 1867. С. 49–50; Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времён реформы Петра. Казань, 1873. С. 808–809.
4 В александровское царствование, планируя реформу духовных училищ, правительство решило возложить бремя расходов по их содержанию на православные приходы. В 1806 г. высочайше утверждённым докладом Святейшего Синода светским лицам запрещалось «входить в распоряжение» церковными, храмовыми средствами. Теперь ими заведовало исключительно духовное начальство, а епархиальным архиереям предписывалось ежегодно присылать в Синод отчёты о данных суммах7. 7. ПСЗ-I. Т. 29. № 22283; Самарин Д.Ф. Указ. соч. Ч. 1. С. 24–25; Знаменский П.В. Указ. соч. С. 803–805.
5 В апреле 1808 г. была издана инструкция церковным старостам, по-новому регламентировавшая их деятельность. А в июне вышло предписание в течение шести месяцев отослать все капиталы, находившиеся в приходских церквах к 1 января 1808 г., в духовные консистории, которым следовало передать их на хранение в государственные кредитные учреждения. Официально, как несколько раз повторялось в указе, накопленные в приходах средства изымались «для хранения и приращения на пользу церкви», механизм передачи и документация, фиксировавшая их движение тщательно регламентировались. В том числе была описана форма приходно-расходных книг, которые теперь надлежало вести в каждом приходе. При этом после отсылки приходских денег в консистории все церковные старосты переизбирались или выбирались впервые там, где их ранее не было (например, в помещичьих приходах), чем подчёркивался новый статус этой должности8. 8. ПСЗ-I. Т. 30. № 23080; Знаменский П.В. Указ. соч. С. 803–805.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 779

Оценка читателей: голосов 0

1. Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983. P. 103–106.

2. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856–1904 гг. СПб., 2006. С. 102–103, 123.

3. Беглов А.Л. Земские проекты переустройства православного прихода. 1860–1890-е гг. // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2014. № 1(32). С. 172–200.

4. Беглов А.Л. Конформизм приходской реформы К.П. Победоносцева // Quaestio Rossica. 2014. № 3. С. 107–123.

5. Беглов А.Л. Православный приход Российской империи как объект фискальной политики светских и церковных властей в конце XIX – начале ХХ вв. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История Русской Православной Церкви. 2014. № 2(57). С. 56–81.

6. Верюжский В.М. Афанасий, архиепископ Холмогорский. СПб., 1908.

7. Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого. Автобиографические воспоминания. Т. 2. СПб., 2009. С. 19–20.

8. Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времён реформы Петра. Казань, 1873. С. 808–809.

9. Иванцов-Платонов А.М., прот. О русском церковном управлении. Двенадцать статей из №№ 1–16 газеты «Русь» 1882 года. СПб., 1898. С. 53–55.

10. Курляндский И.А. Законодательство Российской империи и проблемы церковной благотворительности: (1700–1917 годы) // Религии мира: История и современность. 2004. М., 2004. С. 175–176

11. Папков А.А. Начало возрождения церковно-приходской жизни в России. М., 1900. С. 7–8.

12. Правила о порядке выбора представителей от прихожан для поверки церковных сумм, предложенные преосвященным викарием Подольской епархии епископом Димитрием и утверждённые преосвященнейшим Донатом, епископом Подольским и Брацлавским // Права и обязанности благочинного приходских церквей. По действующим церковно-гражданским законоположениям, руководственным указам Святейшего Синода и распоряжениям епархиального начальства. М., 1900. С. 62–64.

13. Римский С.В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ: (Церковные реформы в России 1860–1870-х годов). М., 1999. С. 246–268.

14. Самарин Д.Ф. Приход. Ч. 1. М., 1867. С. 49–50.

15. Смирнов С.И. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1913.

16. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1. М., 1996. С. 418–424, 449.

17. Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII веках. М., 2002.

18. Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006. С. 53–60.

19. Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вып. 1. Время Комиссии духовных училищ. К столетию духовно-учебной реформы 1808 года. Вильна, 1908.

20. Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПб., 1894.

21. Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на севере России XV–XVII вв. СПб., 1913.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх