Первоначальное государственное освоение Русского Севера и Северного Зауралья в памятнике позднего (недостоверного) летописания

 
Код статьиS086956870007462-9-1
DOI10.31857/S086956870007462-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Институт археологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы161-179
Аннотация

    

Ключевые слова
Получено06.11.2019
Дата публикации06.11.2019
Кол-во символов60912
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

В отделе рукописей Государственного исторического музея сохранился памятник позднего русского летописания, содержащий уникальный легендарный рассказ о первоначальном освоении Русского Севера и Зауралья, в частности, описание маршрутов полярного мореплавания. Этому тексту посвящены предварительные электронные публикации авторов настоящей статьи1. Кроник Псковский («Книга в начале первобытного мира по алфавиту»), сохранился в единственном списке с датой 1689 г. (ГИМ, собр. И.Е. Забелина, № 460/468 (129)-Q). И.Е. Забелин (1820–1908) – один из основателей и организаторов Исторического музея, известный историк Москвы, специалист по истории повседневности, археолог, знаток и собиратель рукописей2.

1. Турилов А.А., Чернецов А.В. Первоначальное освоение Подвинья и Поморья по Псковскому Кронику 1689 г. // Исследования Арктики в документах, памятниках и собраниях. Материалы Первой научно-практической конференции. Москва, Архив РАН, 15 марта 2016 г. М., 2016. С. 194–201 (URL: >>>); Chernetsov A.V., Turilov A.A. An Occult Version of the Early Medieval History of Russia and Description of Arctic Navigation Routes in the Pskov Chronicle of 1689 // The Journal of the Hakluyt Society, January 2017. P. 1–17 (URL: >>>).

2. Формозов А.А. Историк Москвы И.Е. Забелин. М., 1984.
2

Текст Кроника представляет собой типичный памятник позднего «баснословного» летописания (типа «Сказания о Великом Словенске»3). Начальная часть памятника, в которой излагаются события всемирной (библейской) истории, начиная от Адама и Ноя, а также книжные предания о ранней истории славян в основном повторяет сведения, заимствованные из этого сказания. Дальнейшее изложение, не находящее близких соответствий в известных памятниках, посвящено преимущественно истории Псковской земли и, прежде всего, центральному образу Кроника – княгине Ольге. Дата создания памятника (или дошедшего до нас списка) указана во вступлении к тексту (л. 3). Палеографические особенности рукописи вполне соответствуют этой дате4.

3. Попов А.Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесённых в Хронографы русской редакции. СПб., 1869. С. 442–447; Гиляров Ф. Предания русской Начальной летописи. М., 1878. Приложение. С. 15–22.

4. Турилов А.А., Чернецов А.В. Деяния княгини Ольги в «Псковском Кронике» 1689 г. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016. № 3(65). С. 58.
3 Известные до последнего времени памятники псковского летописания в текстологическом отношении представляют собой весьма трудную для сравнительного изучения группу памятников. К исследованию этих текстов учёные обращались неоднократно5. В псковских летописях содержится исключительно подробная информация о русско-ливонских отношениях, а также о событиях Смутного времени. Собственно псковские статьи в составе псковского летописания датируются с вокняжения Довмонта (1266). Во 2-м Архивском списке Псковской 3-й летописи специально оговаривается неясность вопроса о времени основания самого Пскова. «А о Плескове граде от летописания не обретается воспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми»6. Вероятно, составитель Кроника был знаком с основными памятниками псковского летописания и сознательно стремился заполнить имеющуюся в них лакуну, представив развернутую картину становления Псковской земли. 5. Насонов А.Н. О списках псковских летописей // Псковские летописи. Вып. I. М.; Л., 1941. С. XXIX–LXII; Насонов А.Н. Из истории псковского летописания // Исторические записки. 1946. Вып. 18. С. 255–294; Grabmüller H.-J. Die Pskover Chroniken. Untersuchungen zur russischen Regionalchronistik im 13–15. Jahrhundert. Wiesbaden, 1975; Grabmüller H.-J. Autoreferat // Russia Mediaevalis. Bd. 3. München, 1977. S. 132–134.

6. Псковские летописи. Вып. II. М., 1955. С. 73.
4 Кроник Псковский практически неизвестен в исследовательской литературе. Он не фигурирует в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» и лишь мельком (без указания шифра) упоминается в предисловии М.Н. Тихомирова к изданию «Истории» В.Н. Татищева в ряду других памятников «баснословного» летописания: «Сошлёмся хотя бы на так называемый “Кроник Псковский”… В этом Кронике многие названия взяты от местных урочищ»7. Информацию о памятнике можно найти в ряде подготовленных нами предварительных публикаций8. 7. Тихомиров М.Н. О русских источниках «Истории Российской» // Татищев В.Н. Собрание сочинений. Т. I. История Российская. Ч. I. М., 1962. С. 51.

8. Турилов А.А., Чернецов А.В. «Кроник Псковский» в контексте русской «легендарной» историографии // Тезисы докладов участников VI международной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 3(45). С. 113–114; Турилов А.А., Чернецов А.В. Легендарная версия ранней истории Руси в Псковском Кронике 1689 г. // Русь в IX–X вв.: общество, государство, культура. Тезисы докладов международной научной конференции. Москва, 6–8 ноября 2012 г. М., 2012. С. 85, 86; Турилов А.А., Чернецов А.В. «Кроник Псковский» в контексте русской легендарной историографии XVII в. // Археология и история Пскова и Псковской земли. Семинар им. академика В.В. Седова: материалы 58-го заседания (17–19 апреля 2012 г.). М.; Псков, 2013. С. 157–165; Турилов А.А., Чернецов А.В. Деяния княгини Ольги… С. 57–75; Чернецов А.В. «Кроник Псковский» 1689 г.: легендарная историография и астрологическая доктрина // Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. Вып. 3. М., СПб., 2014. С. 114–182.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 989

Оценка читателей: голосов 0

1. «Река Кушерецка»: мореходная книга XVIII века. Архангельск, 2011.

2. Boterbloem K. Moderniser of Russia: Andrei Vinius, 1641–1716. Basingstoke, 2013.

3. Chernetsov A.V., Turilov A.A. An Occult Version of the Early Medieval History of Russia and Description of Arctic Navigation Routes in the Pskov Chronicle of 1689 // The Journal of the Hakluyt Society, January 2017. P. 1–17 (URL: http://www.hakluyt.com/journal_index.htm ).

4. Grabmüller H.-J. Die Pskover Chroniken. Untersuchungen zur russischen Regionalchronistik im 13–15. Jahrhundert. Wiesbaden, 1975; Grabmüller H.-J. Autoreferat // Russia Mediaevalis. Bd. 3. München, 1977. S. 132–134.

5. Hakluyt R. The Principal Navigations, Voiages, Traffiques and Discoueries of the English Nation. L., 1589 (revised edition 1600 ).

6. Kivelson V. Cartographies of Tsardom: The Land and Its Meanings in Seventeenth-Century Russia. Ithaka (N.Y.), 2006.

7. Olaus Magnus. Historia de Gentibus Septentrionalibus. Roma, 1555.

8. Poe M. Foreign Descriptions of Muscovy: An Analytic Bibliography of Primary and Secondary Sources. Columbus (Ohio), 1995.

9. Purchas S. Hakluytus Posthumus, or Purchas his Pilgrimes. L., 1625 (URL: http://www.hakluyt.com/hak-soc-bibliography.htm ).

10. Rude & barbarous kingdom: Russia in the accounts of sixteenth-century English voyagers. Madison, 1968.

11. Sverges traktater med främmande magter jemte andra dit hörande handlingar, utgifne af O.S. Rydberg. Delen I. Stockholm, 1877. P. 442, 443.

12. Абрамов H.A. Христианство в Сибири до учреждения там в 1621 г. епархии // Странник (Екатеринбург). 1865. № 3–8. С. 75–87.

13. Абрамов Н.А. О введении христианства у березовских остяков // Журнал министерства народного просвещения. Ч. 72. 1851. № 10–12.

14. Алексеенко Е.А. Христианизация на Туруханском Севере и её влияние на мировоззрение и религиозные культы кетов // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979. С. 50–59.

15. Алимова Т.А. Два памятника письменности Древлехранилища Пушкинского Дома о русско-скандинавских связях XVIII–XIX вв. // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР (далее – ТОДРЛ). Т. 31. СПб., 1976. С. 390–392.

16. Воробьёва С.В., Пигин А.В., Шилов Н.И. Рукописные заговоры-молитвы из библиотеки заонежских крестьян Корниловых // Отреченное чтение в России XVII–XVIII веков. М., 2002. С. 236–238, рис. 16.

17. Гемп К.П. Выдающийся памятник истории поморского мореплавания XVIII столетия. Л., 1980.

18. Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 156–161.

19. Гиляров Ф. Предания русской Начальной летописи. М., 1878. Приложение. С. 15–22.

20. Главацкая Е.М. Христианизация населения Северо-Западной Сибири // Культурное наследие Азиатской России. Материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса. Тобольск, 1997. С. 95–96.

21. Говорова А.Н. Житие преподобномученика Симона Воломского // Вестник церковной истории. 2008. № 4(12). С. 5–60.

22. Дмитриев Л.А. Новый список «Описания трех путей» Афанасия Холмогорского // Археографический ежегодник за 1958 год. М., 1960. С. 335–349.

23. Зольникова Н.Д. Ранние русские известия об Урале и Зауралье. Строгановы и продвижение к Уралу в 1550–1560-х гг. (URL: http://frontiers.nsc.ru/article.php?id=1 ).

24. Зольникова Н.Д. Традиции православия в Сибири. Конец XVI–XIХ в. // Сибирская икона. Омск, 1999. С. 10–34.

25. Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах. Исследование и тексты. М., 1897.

26. Карпов А.П. Азбуковники или алфавиты иностранных речей. Казань, 1877.

27. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.

28. Козлов В.П. Обманутая, но торжествующая Клио. Подлоги письменных источников по российской истории в XX в. М., 2001. С. 78–86.

29. Кузакова Е.А. О крещении ханты и манси. Христианизация народов Тобольского Севера в XVII–XVIII вв. // Сибирский тракт (Тюмень). 1993. № 3. С. 27–28.

30. Куратов А.А. Археологические памятники Архангельской области. Каталог. Архангельск, 1978.

31. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700–1740 гг. М., 2000. С. 60–74.

32. Лебедев Д.М. География в России XVII века (допетровской эпохи) М.; Л., 1949.

33. Лебедев Д.М., Есаков В.А. Русские географические открытия и исследования с древних времён до 1917 года. М., 1971.

34. Мавродин В.В. Против фальсификации истории географических исследований // Известия Всесоюзного географического общества. Т. LХС. М.; Л., 1958. С. 82–83, 90–91.

35. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т. II. М., 1983; Т. III. М., 1984.

36. Макаров Н.А. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI–XIII вв. М., 1997.

37. Матонин В.Н. Мореходная книга «Река Кушерецка»: феномен беломорской лоции XVII–XVIII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. № 3(69). С. 83–84.

38. Мединский В.Р. Проблема объективности в освещении европейцами российской истории второй половины XV–XVII веков. М., 2010.

39. Митрофан (Баданин), иером. Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. Мурманск, 2002.

40. Морозов Н.В. Мореходная книга, или Лоция Беломорских поморов // Записки по гидрографии. Т. ХХХ. СПб., 1909. С. 269–306.

41. Муравьёв А.Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855.

42. Насонов А.Н. Из истории псковского летописания // Исторические записки. 1946. Вып. 18. С. 255–294.

43. Насонов А.Н. О списках псковских летописей // Псковские летописи. Вып. I. М.; Л., 1941. С. XXIX–LXII.

44. Наумов Е.Ю. Карты Московии: голография очевидного. Рецензия на книгу: Кивельсон В. Картографии царства. Земля и её значения в России XVII века / Пер. с англ. Н. Мишаковой; науч. ред. пер. М. Кром. М., 2012 // Исторический вестник. 2013. № 6(153). С. 296–309.

45. Никитин Н.И. Русские землепроходцы в Сибири. М., 1988.

46. Никитин Н.И. Сибирская эпопея XVII века. Начало освоения Сибири русскими людьми. М., 1987.

47. Огородников Е.К. Мурманский и Терский берег по Книге Большому чертежу // Записки Русского географического общества по отделению этнографии. Т. 2. СПб., 1869.

48. Огородников Е.К. Прибрежья Ледовитого и Белого морей с их притоками по Книге Большому чертежу. СПб., 1875.

49. Окладников А.П. Русские полярные мореходы XVII века у берегов Таймыра. М., 1948.

50. Открытия русских землепроходцев в XVII веке // «Колумбы земли русской». Сборник документов, описаний об открытиях и изучении Сибири, Дальнего Востока и Севера в XVII–XVIII вв. Хабаровск, 1989. С. 21–94.

51. Открытия русских землепроходцев и полярных мореходов XVII века на Северо-Востоке Азии. Сборник документов. М., 1951.

52. Писцовые книги Русского Севера / Сост. Н.П. Воскобойникова. Вып. 1. М., 2001.

53. Плигузов А.И. Текст-кентавр о сибирских самоедах. М., 1993. С. 24–27.

54. Попов А.Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесённых в Хронографы русской редакции. СПб., 1869. С. 442–447.

55. Райан В.Ф. Баня в полночь. Исторический обзор магии и гаданий в России. М., 2006. С. 335.

56. Рогожин Н.М. Проезжая по Московии (Россия XVI–XVII веков глазами дипломатов). М., 1991.

57. Савельева Е.А. Олаус Магнус и его «История северных народов». Л., 1983.

58. Старков В.Ф. Очерки истории освоения Арктики. Т. II. Россия и Северо-Восточный проход. М., 2001.

59. Старков В.Ф. Удалённые промыслы русских поморов в XVII–XVIII вв. // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 241. М., 2015. С. 329, рис. 1.

60. Тарковский Р.Б. Виниус А.А. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. СПб., 1992. С. 175–181; Вып. 3. Ч. 4. Дополнения. СПб., 2004. С. 679.

61. Тиандер К. Поездки скандинавов в Белое море. СПб., 1906.

62. Тихомиров М.Н. О русских источниках «Истории Российской» // Татищев В.Н. Собрание сочинений. Т. I. История Российская. Ч. I. М., 1962. С. 51.

63. Турилов А.А., Чернецов А.В. «Кроник Псковский» в контексте русской «легендарной» историографии // Тезисы докладов участников VI международной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 3(45). С. 113–114.

64. Турилов А.А., Чернецов А.В. «Кроник Псковский» в контексте русской легендарной историографии XVII в. // Археология и история Пскова и Псковской земли. Семинар им. академика В.В. Седова: материалы 58-го заседания (17–19 апреля 2012 г.). М.; Псков, 2013. С. 157–165.

65. Турилов А.А., Чернецов А.В. «Кроник Псковский» в контексте русской легендарной историографии XVII в. С. 160.

66. Турилов А.А., Чернецов А.В. «Кроник Псковский» в контексте русской легендарной историографии XVII в. С. 160–164.

67. Турилов А.А., Чернецов А.В. Деяния княгини Ольги в «Псковском Кронике» 1689 г. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016. № 3(65). С. 58.

68. Турилов А.А., Чернецов А.В. Легендарная версия ранней истории Руси в Псковском Кронике 1689 г. // Русь в IX–X вв.: общество, государство, культура. Тезисы докладов международной научной конференции. Москва, 6–8 ноября 2012 г. М., 2012. С. 85, 86.

69. Турилов А.А., Чернецов А.В. Отреченная книга Рафли // ТОДРЛ. Т. 40. Л., 1985. С. 260–344.

70. Турилов А.А., Чернецов А.В. Первоначальное освоение Подвинья и Поморья по Псковскому Кронику 1689 г. // Исследования Арктики в документах, памятниках и собраниях. Материалы Первой научно-практической конференции. Москва, Архив РАН, 15 марта 2016 г. М., 2016. С. 194–201 (URL: http://arran.ru/?q=ru/publication&guid=80699DFD-0CAC-41E4-BD34-1A18669194BF ).

71. Формозов А.А. Историк Москвы И.Е. Забелин. М., 1984.

72. Чаев Н.С. Из истории крестьянской борьбы за землю в вотчинах Антониева-Сийского монастыря в XVII в. // Исторический архив. Т. I. М.; Л., 1936.

73. Чернецов А.В. «Кроник Псковский» 1689 г.: легендарная историография и астрологическая доктрина // Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. Вып. 3. М., СПб., 2014. С. 114–182.

74. Чернецов А.В. Стефан Пермский – миссионер и просветитель: реликвии, письменные и изобразительные источники // Труды IV(XX) всероссийского археологического съезда в Казани. Т. III. Казань, 2014. С. 681–684.

75. Шаров-Делоне С.А. К вопросу об историческом контексте формирования культуры Русского Севера // Иконы Русского Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. М., 2005. С. 33–47.

76. Шумилов Е.Ф. Цивилизующая миссия церкви среди восточных финнов России XVI – начала XX в. // Религия и церковь в Сибири и на Урале. Тобольск, 1997.

77. Шундалов И.Ю., Савинов М.А. Поморские лоции как исторический источник // Соловецкое море. 2007. № 6. С. 31–42.

78. Ясински М.Э., Овсянников О.В. Взгляд на Европейскую Арктику. Архангельский Север: проблемы и источники. Т. I–II. СПб., 1998.

79. Яхонтов И.А. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник: составлено по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1881.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх