Prince D.M. Pozharsky and the cult of Macarius Unzhensky and Zheltovodsky in the Volga region in the first half of the 17th century

 
PIIS086956870006388-7-1
DOI10.31857/S086956870006388-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
Address: Russian Federation, Nizhni Novgorod
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 5
Pages182-189
Abstract

            

Keywords
Received04.09.2019
Publication date12.09.2019
Number of characters25288
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Личность и различные аспекты деятельности лидера Второго ополчения кн. Дмитрия Михайловича Пожарского уже не одно столетие привлекают внимание исследователей1. Немало внимания в исторической традиции уделено и формированию культа прп. Макария Унженского и Желтоводского (1349–1444), сторонника строгого общежительного устава и исихастских практик2. Вопрос об особой роли кн. Пожарского в прославлении святого и внедрении его культа на территории Поволжья также ставился специалистами. В науке даже высказывалось предположение, что князь, очевидно, принимал участие в обсуждении вопроса о канонизации подвижника3. Не возражая против представленных авторами доводов, считаю возможным высказать ряд новых соображений по этому вопросу. 1. Новейшее исследование, посвящённое князю: Эскин Ю.М. Дмитрий Михайлович Пожарский. М., 2013.

2. Реконструкцию биографии прп. Макария см.: Тарасенко Л.П. Иконография Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства. Дис. … канд. искусств. М., 2006. С. 22–40.

3. Понырко Н.В. Обновление Макарьева Желтоводского монастыря и новые люди ХVII в. – ревнители благочестия // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). T. 43. Л., 1990. C. 64; Воскобойник Н.В. Сказание о чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского в Смутное время // Мининские чтения. Материалы научной конференции, посвящённой 380-летию освобождения Москвы земским ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Н. Новгород, 1992. С. 35–37; Тарасенко Л.П. Иконография Макария Желтоводского… С. 51–52; Кравец Е.В. Почитание преподобного Макария Унженского и Желтоводского как один из источников движения обновления в России в первой половине XVII века // Труды Нижегородской духовной семинарии. Вып. 9. Н. Новгород, 2011. С. 227–237; Кривцов Д.Ю. После Смуты: Строительство малых монастырей в России XVII века как воплощение общественного идеала деятелей Второго ополчения // Московский журнал. 2012. № 12(264). С. 40–49.
2 Известно, что почитание Макария Унженского и Желтоводского имело место уже в XVI в.4, но после завершения Смуты и утверждения новой династии его культ оформился окончательно: состоялась официальная канонизация, получили широкое распространение сочинения о чудесах святого – покровителя пленных и защитника от врагов. С его заступничеством связывали, в частности, победу над отрядами А. Лисовского в 1609 г. Население Поволжья считало Макария патроном Второго ополчения, а его покровительство рассматривалось как залог успеха в деле освобождения страны от интервентов5. 4. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 123–124.

5. Малиновский А.Ф. Биографические сведения о князе Дмитрие Михайловиче Пожарском. М., 1817. С. 100–101; Бутурлин М. О месте погребения князя Дмитрия Михайловича Пожарского и о том, где он лечился от ран осенью 1611 года // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1875. Кн. 4. С. 36–38; Понырко Н.В. Обновление Макарьева Желтоводского монастыря… С. 62–64; Воскобойник Н.В. Сказание о чудесах… С. 37.
3 Принято считать, что Юрьевец-Повольский и его округа, где находились многие владения кн. Д.М. Пожарского, сыграли особую роль в распространении культа святого. «Сказание о чудесах преподобного Макария», введённое в научный оборот Н.В. Понырко, описывает события Смутного времени на территории, примыкавшей к Юрьевцу-Повольскому в 1609 г. Источник сообщает, что «град Юрьевец-Повольский велию тесноту от безбожных ляхов прияше… Бяше бо воюяй град сей некто воевода Лисовский… со многим воинством… Тогда мнози от граждан… оставльше домы своя… в леса… вселишася… И сущим им в бегстве, согласишася окрестных весей, именуемых Елнатския и Березниковския, с земледельцы, и начаша молити… о избавлении от окаянного того схизматика, в помощь же призывающее новаго чюдотворца, преподобнаго отца Макария Унженского… и обещашася ему во граде Юрьевце и предреченных весех во имя его церкви воздвигнути… И егда… они, окааннии ляхи… хотяще… переехати… в весь, именуемую Коряковскую… тогда коряковстии жители… на берег Волги вси собравшееся, брань противу врагов творяху… И обещашася тогда вси они и коряковстии жители монастырь воздвигнути во имя преподобнаго… И абие в то время… воеводы православнороссийстии, нашедше на оных окаянных ляхов… помощию Божиею и молитвами преподобнаго Макария до конца их разориша и победиша. И тако коряковстии жители избавльшася молитвами преподобнаго Макария от окаянных ляхов… В то же время… и в пределех града Суждаля и Нижняго Новаграда, в селех, именуемых Решме и Пурихе… тамошнии поселяне велию тесноту и озлобление от безбожных ляхов страдаху… Кииждо во своем селе… на моление… чюдному Макарию Унженскому обратишася, дабы им избавитися от душегубных еретиков. И обещашася во своих селех монастыри чюдотворцу Макарию воздвигнути. И яко сия они обещаньми своими предложиша… по сем вскоре… от российскаго воинства, ово из Юрьевца, ово из Нижняго нашедшаго, противни низложении быша»6. 6. Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), Древлехранилище, 351, л. 328–337. Цит. по: Понырко Н.В. Обновление Макарьева Желтоводского монастыря… С. 63–64.

Number of purchasers: 2, views: 772

Readers community rating: votes 0

1. Pis'ma russkikh gosudarej i drugikh osob tsarskogo semejstva. T. 1. M., 1848. S. 17.

2. Akty istoricheskie, sobrannye i izdannye Arkheograficheskoj komissiej (dalee – AI). T. II. SPb., 1841. № 239. S. 239.

3. Akty, otnosyaschiesya do yuridicheskogo byta Drevnej Rossii. T. 2. SPb., 1864. № 230. Stb. 674.

4. Alekseev A.I. Drevnejshij sinodik Makarieva Unzhenskogo Troitskogo monastyrya // Vestnik tserkovnoj istorii. 2007. № 4(8). S. 19–34.

5. Antonov A.V. K nachal'noj istorii nizhegorodskogo opolcheniya // Antonov A.V. Istoriko-arkheograficheskie issledovaniya: Rossiya XV – nachala XVII veka. M., 2013. S. 284–286.

6. Balykin P.P. Ikona «Makarij Zheltovodskij» Simona Ushakova // Balykin P.P. Drevnerusskoe iskusstvo Nizhnego Novgoroda. N. Novgorod, 1999. S. 62.

7. Buturlin M. O meste pogrebeniya knyazya Dmitriya Mikhajlovicha Pozharskogo i o tom, gde on lechilsya ot ran osen'yu 1611 goda // Chteniya v Imperatorskom obschestve istorii i drevnostej rossijskikh pri Moskovskom universitete. 1875. Kn. 4. S. 36–38.

8. Voskobojnik N.V. Skazanie o chudesakh prepodobnogo Makariya Zheltovodskogo i Unzhenskogo v Smutnoe vremya // Mininskie chteniya. Materialy nauchnoj konferentsii, posvyaschyonnoj 380-letiyu osvobozhdeniya Moskvy zemskim opolcheniem pod rukovodstvom Kuz'my Minina i Dmitriya Pozharskogo. N. Novgorod, 1992. S. 35–37.

9. Golubinskij E.E. Istoriya kanonizatsii svyatykh v Russkoj Tserkvi. M., 1903. S. 123–124.

10. Gorbatov E.N. Otpusknye chelobitnye sluzhilykh lyudej 1626–1629 godov // Ocherki feodal'noj Rossii. Vyp. 17. M.; SPb., 2013.

11. Zhitie Makariya Zheltovodskogo i Unzhenskogo // Biblioteka literatury Drevnej Rusi. T. 13. SPb., 2005. S. 270.

12. Zapiska o drevnostyakh Spaso-Preobrazhenskoj tserkvi v sele Purikhe Balakhninskogo uezda, byvshej votchine knyazya D.M. Pozharskogo // Nizhegorodskie gubernskie vedomosti. 1847. № 24. Chast' neofitsial'naya. S. 95.

13. Zverinskij V.V. Material dlya istoriko-topograficheskogo issledovaniya o pravoslavnykh monastyryakh v Rossijskoj imperii. T. 3. SPb., 1897. № 1727. S. 91.

14. Kabanov A.Yu. Nizhegorodskij dvoryanin Misyur' Ivanovich Solovtsov – zabytyj geroj ehpokhi Smuty // Mininskie chteniya. Sbornik nauchnykh trudov po istorii Smutnogo vremeni v Rossii nachala XVII v. V pamyat' 400-letiya Nizhegorodskogo podviga. N. Novgorod, 2012. S. 144–146.

15. Kabanov A.Yu. Stranitsy istorii Lukhskogo kraya // Lukhskij kraj. Zemlya zapovednaya. Ivanovo, 2003. S. 324.

16. Kravets E.V. Pochitanie prepodobnogo Makariya Unzhenskogo i Zheltovodskogo kak odin iz istochnikov dvizheniya obnovleniya v Rossii v pervoj polovine XVII veka // Trudy Nizhegorodskoj dukhovnoj seminarii. Vyp. 9. N. Novgorod, 2011. S. 227–237.

17. Krivtsov D.Yu. Posle Smuty: Stroitel'stvo malykh monastyrej v Rossii XVII veka kak voploschenie obschestvennogo ideala deyatelej Vtorogo opolcheniya // Moskovskij zhurnal. 2012. № 12(264). S. 40–49.

18. Makarij (Mirolyubov), arkhim. Pamyatniki tserkovnykh drevnostej. N. Novgorod, 1999. S. 548–549.

19. Malinovskij A.F. Biograficheskie svedeniya o knyaze Dmitrie Mikhajloviche Pozharskom. M., 1817. S. 100–101.

20. Materialy po istorii Nizhegorodskogo kraya kontsa XVI – pervoj chetverti XVII veka. Ch. 2. M., 2015. S. 534.

21. Morokhin A.V. K biografii mitropolita Kazanskogo i Sviyazhskogo Korniliya (1650–1656 gg.) // Istoriografiya. Istochnikovedenie. Istoricheskoe kraevedenie. Sbornik statej k yubileyu doktora istoricheskikh nauk V.V. Mitrofanova. Nizhnevartovsk, 2017. S. 264–271.

22. Morokhin A.V. K voprosu o vremeni obnovleniya Makar'evskogo Zheltovodskogo monastyrya // Tvortsy i geroi. Istochniki i issledovaniya po nizhegorodskoj istorii. N. Novgorod, 2012. S. 64–66.

23. Nizhnij Novgorod v XVII veke. Sbornik dokumentov. Gor'kij, 1961. S. 103.

24. Novejshee issledovanie, posvyaschyonnoe knyazyu: Ehskin Yu.M. Dmitrij Mikhajlovich Pozharskij. M., 2013.

25. Petrov K.V. Deloproizvodstvo Razryadnogo prikaza XVI–XVII vekov v ofitsial'nykh i chastnykh rukopisyakh. Issledovaniya i materialy. M., 2018. S. 408.

26. Podrobnee o formirovanii Vtorogo opolcheniya sm.: Morokhin A.V., Kuznetsov A.A. Kuz'ma Minin. Chelovek i geroj v istorii i mifologii. M., 2017. S. 37–56.

27. Ponyrko N.V. Obnovlenie Makar'eva Zheltovodskogo monastyrya i novye lyudi KhVII v. – revniteli blagochestiya // Trudy Otdela drevnerusskoj literatury Instituta russkoj literatury RAN (Pushkinskij Dom). T. 43. L., 1990. C. 64.

28. Sbornik knyazya Khilkova. SPb., 1879. № 12. S. 74–76.

29. Sobranie gosudarstvennykh gramot i dogovorov, khranyaschikhsya v Gosudarstvennoj kollegii inostrannykh del. Ch. 3. M., 1822. S. 212.

30. Stroev P. Spiski ierarkhov i nastoyatelej monastyrej Rossijskoj Tserkvi. SPb., 1877. Stb. 632.

31. Tarasenko L.P. Ikonografiya Makariya Zheltovodskogo i Unzhenskogo po pis'mennym istochnikam i proizvedeniyam izobrazitel'nogo iskusstva. Dis. … kand. iskusstv. M., 2006. S. 22–40.

32. Shmatov V.E. Istoriya Preobrazhenskogo Makar'evskogo monastyrya // Blagoslovennoe imya. Materialy nauchnoj konferentsii, posvyaschyonnoj pamyati prepodobnogo Makariya Zheltovodskogo i Unzhenskogo (1349–1444). N. Novgorod, 2011. S. 38.

33. Shmatov V.E. Purekh. Kirov, 2004. S. 82; Sokolov A., prot. Rod Mininykh i knyaz' Dmitrij Pozharskij. N. Novgorod, 2007. S. 136.

34. Ehskin Yu.M. Zaveschanie knyazya Dmitriya Pozharskogo // Otechestvennaya istoriya. 2000. № 1. S. 143–145.

35. Yulin V.P. Selo Vershilovo – tsentr nizhegorodskoj votchiny knyazya D.M. Pozharskogo // Zapiski kraevedov. N. Novgorod, 2010. S. 12.

36. Yakushkin G.R., Yakushkina M.M. Krest'yanin-kraeved O.P. Golikov – issledovatel' istorii Smuty // Smutnoe vremya: itogi i uroki. Sbornik materialov Vtoroj vserossijskoj nauchnoj konferentsii. Ivanovo–Kokhma–Shuya, 20–22 aprelya 2012 g. Ivanovo, 2012. S. 419.

37. Yakushkin G.R., Yakushkina M.M. Stranitsy istorii Mugreevskikh vladenij knyazya Dmitriya Mikhajlovicha Pozharskogo // Pozharskij yubilejnyj al'manakh. Vyp. 6. Ivanovo; Yuzha, 2011. S. 29.

Система Orphus

Loading...
Up