Князь Д.М. Пожарский и культ Макария Унженского и Желтоводского в Поволжье в первой половине XVII в.

 
Код статьиS086956870006388-7-1
DOI10.31857/S086956870006388-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 5
Страницы182-189
Аннотация

          

Ключевые слова
Получено04.09.2019
Дата публикации12.09.2019
Кол-во символов25288
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Личность и различные аспекты деятельности лидера Второго ополчения кн. Дмитрия Михайловича Пожарского уже не одно столетие привлекают внимание исследователей1. Немало внимания в исторической традиции уделено и формированию культа прп. Макария Унженского и Желтоводского (1349–1444), сторонника строгого общежительного устава и исихастских практик2. Вопрос об особой роли кн. Пожарского в прославлении святого и внедрении его культа на территории Поволжья также ставился специалистами. В науке даже высказывалось предположение, что князь, очевидно, принимал участие в обсуждении вопроса о канонизации подвижника3. Не возражая против представленных авторами доводов, считаю возможным высказать ряд новых соображений по этому вопросу. 1. Новейшее исследование, посвящённое князю: Эскин Ю.М. Дмитрий Михайлович Пожарский. М., 2013.

2. Реконструкцию биографии прп. Макария см.: Тарасенко Л.П. Иконография Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства. Дис. … канд. искусств. М., 2006. С. 22–40.

3. Понырко Н.В. Обновление Макарьева Желтоводского монастыря и новые люди ХVII в. – ревнители благочестия // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). T. 43. Л., 1990. C. 64; Воскобойник Н.В. Сказание о чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского в Смутное время // Мининские чтения. Материалы научной конференции, посвящённой 380-летию освобождения Москвы земским ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Н. Новгород, 1992. С. 35–37; Тарасенко Л.П. Иконография Макария Желтоводского… С. 51–52; Кравец Е.В. Почитание преподобного Макария Унженского и Желтоводского как один из источников движения обновления в России в первой половине XVII века // Труды Нижегородской духовной семинарии. Вып. 9. Н. Новгород, 2011. С. 227–237; Кривцов Д.Ю. После Смуты: Строительство малых монастырей в России XVII века как воплощение общественного идеала деятелей Второго ополчения // Московский журнал. 2012. № 12(264). С. 40–49.
2 Известно, что почитание Макария Унженского и Желтоводского имело место уже в XVI в.4, но после завершения Смуты и утверждения новой династии его культ оформился окончательно: состоялась официальная канонизация, получили широкое распространение сочинения о чудесах святого – покровителя пленных и защитника от врагов. С его заступничеством связывали, в частности, победу над отрядами А. Лисовского в 1609 г. Население Поволжья считало Макария патроном Второго ополчения, а его покровительство рассматривалось как залог успеха в деле освобождения страны от интервентов5. 4. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 123–124.

5. Малиновский А.Ф. Биографические сведения о князе Дмитрие Михайловиче Пожарском. М., 1817. С. 100–101; Бутурлин М. О месте погребения князя Дмитрия Михайловича Пожарского и о том, где он лечился от ран осенью 1611 года // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1875. Кн. 4. С. 36–38; Понырко Н.В. Обновление Макарьева Желтоводского монастыря… С. 62–64; Воскобойник Н.В. Сказание о чудесах… С. 37.
3 Принято считать, что Юрьевец-Повольский и его округа, где находились многие владения кн. Д.М. Пожарского, сыграли особую роль в распространении культа святого. «Сказание о чудесах преподобного Макария», введённое в научный оборот Н.В. Понырко, описывает события Смутного времени на территории, примыкавшей к Юрьевцу-Повольскому в 1609 г. Источник сообщает, что «град Юрьевец-Повольский велию тесноту от безбожных ляхов прияше… Бяше бо воюяй град сей некто воевода Лисовский… со многим воинством… Тогда мнози от граждан… оставльше домы своя… в леса… вселишася… И сущим им в бегстве, согласишася окрестных весей, именуемых Елнатския и Березниковския, с земледельцы, и начаша молити… о избавлении от окаянного того схизматика, в помощь же призывающее новаго чюдотворца, преподобнаго отца Макария Унженского… и обещашася ему во граде Юрьевце и предреченных весех во имя его церкви воздвигнути… И егда… они, окааннии ляхи… хотяще… переехати… в весь, именуемую Коряковскую… тогда коряковстии жители… на берег Волги вси собравшееся, брань противу врагов творяху… И обещашася тогда вси они и коряковстии жители монастырь воздвигнути во имя преподобнаго… И абие в то время… воеводы православнороссийстии, нашедше на оных окаянных ляхов… помощию Божиею и молитвами преподобнаго Макария до конца их разориша и победиша. И тако коряковстии жители избавльшася молитвами преподобнаго Макария от окаянных ляхов… В то же время… и в пределех града Суждаля и Нижняго Новаграда, в селех, именуемых Решме и Пурихе… тамошнии поселяне велию тесноту и озлобление от безбожных ляхов страдаху… Кииждо во своем селе… на моление… чюдному Макарию Унженскому обратишася, дабы им избавитися от душегубных еретиков. И обещашася во своих селех монастыри чюдотворцу Макарию воздвигнути. И яко сия они обещаньми своими предложиша… по сем вскоре… от российскаго воинства, ово из Юрьевца, ово из Нижняго нашедшаго, противни низложении быша»6. 6. Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), Древлехранилище, 351, л. 328–337. Цит. по: Понырко Н.В. Обновление Макарьева Желтоводского монастыря… С. 63–64.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 797

Оценка читателей: голосов 0

1. Письма русских государей и других особ царского семейства. Т. 1. М., 1848. С. 17.

2. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией (далее – АИ). Т. II. СПб., 1841. № 239. С. 239.

3. Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. Т. 2. СПб., 1864. № 230. Стб. 674.

4. Алексеев А.И. Древнейший синодик Макариева Унженского Троицкого монастыря // Вестник церковной истории. 2007. № 4(8). С. 19–34.

5. Антонов А.В. К начальной истории нижегородского ополчения // Антонов А.В. Историко-археографические исследования: Россия XV – начала XVII века. М., 2013. С. 284–286.

6. Балыкин П.П. Икона «Макарий Желтоводский» Симона Ушакова // Балыкин П.П. Древнерусское искусство Нижнего Новгорода. Н. Новгород, 1999. С. 62.

7. Бутурлин М. О месте погребения князя Дмитрия Михайловича Пожарского и о том, где он лечился от ран осенью 1611 года // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1875. Кн. 4. С. 36–38.

8. Воскобойник Н.В. Сказание о чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского в Смутное время // Мининские чтения. Материалы научной конференции, посвящённой 380-летию освобождения Москвы земским ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Н. Новгород, 1992. С. 35–37.

9. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 123–124.

10. Горбатов Е.Н. Отпускные челобитные служилых людей 1626–1629 годов // Очерки феодальной России. Вып. 17. М.; СПб., 2013.

11. Житие Макария Желтоводского и Унженского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 13. СПб., 2005. С. 270.

12. Записка о древностях Спасо-Преображенской церкви в селе Пурихе Балахнинского уезда, бывшей вотчине князя Д.М. Пожарского // Нижегородские губернские ведомости. 1847. № 24. Часть неофициальная. С. 95.

13. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. СПб., 1897. № 1727. С. 91.

14. Кабанов А.Ю. Нижегородский дворянин Мисюрь Иванович Соловцов – забытый герой эпохи Смуты // Мининские чтения. Сборник научных трудов по истории Смутного времени в России начала XVII в. В память 400-летия Нижегородского подвига. Н. Новгород, 2012. С. 144–146.

15. Кабанов А.Ю. Страницы истории Лухского края // Лухский край. Земля заповедная. Иваново, 2003. С. 324.

16. Кравец Е.В. Почитание преподобного Макария Унженского и Желтоводского как один из источников движения обновления в России в первой половине XVII века // Труды Нижегородской духовной семинарии. Вып. 9. Н. Новгород, 2011. С. 227–237.

17. Кривцов Д.Ю. После Смуты: Строительство малых монастырей в России XVII века как воплощение общественного идеала деятелей Второго ополчения // Московский журнал. 2012. № 12(264). С. 40–49.

18. Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей. Н. Новгород, 1999. С. 548–549.

19. Малиновский А.Ф. Биографические сведения о князе Дмитрие Михайловиче Пожарском. М., 1817. С. 100–101.

20. Материалы по истории Нижегородского края конца XVI – первой четверти XVII века. Ч. 2. М., 2015. С. 534.

21. Морохин А.В. К биографии митрополита Казанского и Свияжского Корнилия (1650–1656 гг.) // Историография. Источниковедение. Историческое краеведение. Сборник статей к юбилею доктора исторических наук В.В. Митрофанова. Нижневартовск, 2017. С. 264–271.

22. Морохин А.В. К вопросу о времени обновления Макарьевского Желтоводского монастыря // Творцы и герои. Источники и исследования по нижегородской истории. Н. Новгород, 2012. С. 64–66.

23. Нижний Новгород в XVII веке. Сборник документов. Горький, 1961. С. 103.

24. Новейшее исследование, посвящённое князю: Эскин Ю.М. Дмитрий Михайлович Пожарский. М., 2013.

25. Петров К.В. Делопроизводство Разрядного приказа XVI–XVII веков в официальных и частных рукописях. Исследования и материалы. М., 2018. С. 408.

26. Подробнее о формировании Второго ополчения см.: Морохин А.В., Кузнецов А.А. Кузьма Минин. Человек и герой в истории и мифологии. М., 2017. С. 37–56.

27. Понырко Н.В. Обновление Макарьева Желтоводского монастыря и новые люди ХVII в. – ревнители благочестия // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). T. 43. Л., 1990. C. 64.

28. Сборник князя Хилкова. СПб., 1879. № 12. С. 74–76.

29. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. 3. М., 1822. С. 212.

30. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 632.

31. Тарасенко Л.П. Иконография Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства. Дис. … канд. искусств. М., 2006. С. 22–40.

32. Шматов В.Е. История Преображенского Макарьевского монастыря // Благословенное имя. Материалы научной конференции, посвящённой памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского (1349–1444). Н. Новгород, 2011. С. 38.

33. Шматов В.Е. Пурех. Киров, 2004. С. 82; Соколов А., прот. Род Мининых и князь Дмитрий Пожарский. Н. Новгород, 2007. С. 136.

34. Эскин Ю.М. Завещание князя Дмитрия Пожарского // Отечественная история. 2000. № 1. С. 143–145.

35. Юлин В.П. Село Вершилово – центр нижегородской вотчины князя Д.М. Пожарского // Записки краеведов. Н. Новгород, 2010. С. 12.

36. Якушкин Г.Р., Якушкина М.М. Крестьянин-краевед О.П. Голиков – исследователь истории Смуты // Смутное время: итоги и уроки. Сборник материалов Второй всероссийской научной конференции. Иваново–Кохма–Шуя, 20–22 апреля 2012 г. Иваново, 2012. С. 419.

37. Якушкин Г.Р., Якушкина М.М. Страницы истории Мугреевских владений князя Дмитрия Михайловича Пожарского // Пожарский юбилейный альманах. Вып. 6. Иваново; Южа, 2011. С. 29.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх