Защита С.А. Белокурова

 
Код статьиS086956870005845-0-1
DOI10.31857/S086956870005845-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт российской истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 4
Страницы135-147
Аннотация

   

Ключевые слова
Получено15.07.2019
Дата публикации05.08.2019
Кол-во символов44224
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В последней четверти XIX в. научная аттестация русской профессуры была хорошо налажена, а защита той или иной диссертации нередко становилась заметным общественным событием1. Но если в университетах свободу научных исследований обеспечивала широкая автономия, то учёные степени и звания, присуждённые коллегиями духовных академий, утверждались Святейшим Синодом, что создавало немало затруднений2. При этом даже за благополучной и мирной защитой подчас скрывались глубокие и сильные страсти. Их изучение помогает понять логику развития науки и особенностей корпоративной этики профессуры Российской империи. 1. Иванов А.Е. Высшая школа России конца XIX – начала XX в. М., 1991; Иванов А.Е. Учёное достоинство Российской империи. XVIII – начало XX века. Подготовка и научная аттестация профессоров и преподавателей высшей школы. М., 2016.

2. Сухова Н.Ю. Значение Святейшего Синода в истории научно-богословской аттестации (1839–1917) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 38(176). История. Вып. 37. С. 101–109; Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006; Сухова Н.Ю. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870–1918 гг.). М., 2006; Сухова Н.Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в. М., 2009.
2 27 октября 1891 г. хранитель Московского главного архива Министерства иностранных дел Сергей Алексеевич Белокуров с блеском защитил магистерскую диссертацию в alma mater – Московской духовной академии (МДА). Работа, по обычаю того времени, была уже опубликована3. Оппонентами 28-летнего учёного на публичном диспуте выступали светила церковно-исторической науки: ординарный профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский и экстраординарный профессор Николай Фёдорович Каптерев высказались за присуждение ему искомой степени4. Защиту освещали ведущие московские издания. Учёный совет академии единодушно одобрил диссертацию, решение о присуждении магистерской степени было без задержек утверждено Синодом. И это при том, что обер-прокурор К.П. Победоносцев лично следил за трудами по церковной истории, охраняя верующих от реальных и воображаемых опасностей5. В условиях частичного предоставления в 1860–1880-х гг. староверам гражданских прав и активизации их участия в экономической и культурной жизни страны6 Победоносцев не без основания опасался усиления проповеди «расколоучителей». Любые наблюдения исследователей, так или иначе говорившие в пользу староверов или опровергавшие справедливость предъявлявшихся им в разное время обвинений, синодальный обер-прокурор считал враждебными Церкви и несовместимыми с её официальной позицией. Тем более любопытно, что оба оппонента Белокурова отстаивали в своих трудах научный подход к церковной истории и делали выводы, которые Победоносцев признавал вредоносными. 3. Белокуров С.А. Арсений Суханов. Исследование. Ч. I. Биография Арсения Суханова. М., 1891. См. также: Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете (далее – ЧОИДР). 1891. Кн. 1–2.

4. Московские ведомости. 1891. 23 октября. № 293; 2 ноября. № 303; Русские ведомости. 1891. 30 октября. № 299; Московский листок. 1891. 2 ноября. № 305. См. также: Белокуров С.А. Арсений Суханов. Речь, произнесённая 27 октября 1891 г., пред защитою диссертации // Богословский вестник. 1892. № 3.

5. Подробнее о К.П. Победоносцеве см.: Полунов А.Ю. Государство и религиозное инакомыслие в России (1880 – начало 1890-х годов) // Россия и реформы. Вып. 3. М., 1995. С. 126–141; Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. М., 1996; Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М., 2010; Полунов А.Ю. Национальное и религиозное в системе имперского управления: к вопросу о деятельности и политических взглядах К.П. Победоносцева // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. 34. Октябрь 2012; Полунов А.Ю. Победоносцев: русский Торквемада. М., 2017; Basil J. Konstantin Petrovich Pobedonostsev: an Argument for a Russian State Church // Church History. Vol. 64. 1995. № 1. P. 44–61; Basil J. K.P. Pobedonostsev and the Harmonious Society // Canadian-American Slavic Studies. Vol. 37. 2003. № 4. P. 415–426.

6. Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX в. Очерки из новейшей истории раскола. М., 1904; Таранец С.В. Старообрядчество в Российской империи (конец ХVІІ – начало ХХ века). Т. 1–2. Киев, 2012–2013.
3 Голубинский, ещё не будучи профессором, порадовал своего учителя – ректора МДА протоиерея Александра Васильевича Горского – работой «Св. Константин и Мефодий, апостолы славянские», которая за критику легендарных сказаний была в 1867 г. запрещена цензурой, а через два года удостоена Уваровской премии Императорской Академии наук. В 1874 г., в 40-летнем возрасте, являясь уже известным учёным и путешественником по православному Востоку, Голубинский выступил с критическими замечаниями против магистерской диссертации пламенного борца с расколом Н.И. Субботина7. Полемизируя с ним, Голубинский заявил, что едва ли не самое яркое сочинение против реформ патриарха Никона, «Прения с греками о вере», принадлежит перу Арсения Суханова8. Получалось, что ошибались все авторы, пересказывавшие Предисловие к Служебнику 1665 г., в котором Епифаний Славинецкий изображал Суханова человеком, обеспечившим проведение реформ Никона. Среди них были и митрополит Евгений9, и любимый учитель и начальник Горский, пару раз некритично излагавший текст Епифания10. В первом томе своей «Истории Русской Церкви» Голубинский, говоря про распространённые на Руси сказания об апостоле Андрее, сослался на «Прения известного старца Арсения Суханова… который… имел с греками горячие споры по поводу дониконианских (выделено мной. – А.Б.) несогласий наших с ними в некоторых церковных обрядах»11. 7. Субботин Н.И. Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой Австрийской или Белокриницкой иерархии. М., 1874; Субботин Н.И. О причинах и последствиях первоначального отделения старообрядцев от православной Церкви. М., 1874.

8. Православное обозрение. 1874. № 5. С. 327–337.

9. Евгений (Болховитинов), митр. Новый опыт исторического словаря о российских писателях // Друг просвещения. 1805. Ч. 1. Март. С. 203–206; Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовнаго чина грекороссийския Церкви. Ч. 1. СПб., 1818. С. 42–48.

10. Горский А.В., прот. О сношениях Русской церкви с Святогорскими обителями // Прибавление к творениям святых отцев в русском переводе. Т. VI. М., 1848; Горский А.В., прот. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевы лавры. М., 1879. С. 130–131.

11. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. I. Период первый, киевский или домонгольский. Первая половина тома. М., 1880. С. 8. «Вторая половина тома» была издана в 1881 г.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 899

Оценка читателей: голосов 0

1. [Веселовский К.С.]. Отчёт о тридцатом присуждении наград графа Уварова // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 260. 1888. № 11. Современная летопись. С. 1–19.

2. Basil J. K.P. Pobedonostsev and the Harmonious Society // Canadian-American Slavic Studies. Vol. 37. 2003. № 4. P. 415–426.

3. Basil J. Konstantin Petrovich Pobedonostsev: an Argument for a Russian State Church // Church History. Vol. 64. 1995. № 1. P. 44–61.

4. А.Б. Докторский диспут в Московской духовной академии 16 декабря 1880 г. // Православное обозрение. 1881. № 1. С. 146–178.

5. Белокуров С.А. «Статейный список» и «Прения с греками о вере» Троицкого Сергиева Богоявленского монастыря строителя старца Арсения Суханова // Христианское чтение. 1883. № 11–12.

6. Белокуров С.А. 1882–1907. М., 1908. С. 10, 18, 21, 24.

7. Белокуров С.А. 1882–1907. С. 22, 32. № 80, 139.

8. Белокуров С.А. Арсений Суханов. Иcследование. Ч. II. Сочинения Арсения Суханова. Вып. 1. М., 1894. См. также: ЧОИДР. 1894. Кн. II. С. I–LXXXVI, 1–284.

9. Белокуров С.А. Арсений Суханов. Исследование. Ч. I. Биография Арсения Суханова. М., 1891.

10. Белокуров С.А. Арсений Суханов. Речь, произнесённая 27 октября 1891 г., пред защитою диссертации // Богословский вестник. 1892. № 3.

11. Белокуров С.А. Из духовной жизни Московского общества XVII в. М., 1903.

12. Белокуров С.А. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1899. Как уточнял автор, это исследование «вышло в 1898 г.» (Белокуров С.А. 1882–1907. С. 42. № 218).

13. Белокуров С.А. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1899.

14. Белокуров С.А. О Посольском приказе. М., 1906.

15. Белокуров С.А. Поездка старца Арсения Суханова в Грузию (1637–1640 гг.) // Христианское чтение. 1884. № 3–4.

16. Белокуров С.А. Сильвестр Медведев об исправлении богослужебных книг при патриархах Никоне и Иоакиме // Христианское чтение. 1885. № 11–12.

17. Белокуров С.А. Сильвестра Медведева «Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем». С предисловием и примечаниями С.А. Б–ва. // ЧОИДР. 1885. Кн. IV. С. I–XLI, 1–87.

18. Белокуров С.А. Собрание патриархом Никоном книг с востока // Христианское чтение. 1882. № 9–10.

19. Белокуров С.А. Юрий Крижанич в России (по новым документам). М., 1902.

20. Беляев И. Переписная книга домовой казны патриарха Никона // Временник Общества истории и древностей Российских при Московском университете. Кн. 15. М., 1852. Отд. II. С. 1–136.

21. Белянкин Ю.С. К предыстории антистарообрядческих изданий Московского Печатного двора (наблюдения над корректурными рукописями) // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXV международной научной конференции. Ч. II. М., 2013. С. 215–217.

22. Богданов А.И. Голубинский Евгений Евсигнеевич // Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 719–721.

23. Богданов А.П. «Прения с греками о вере» в русском державном самосознании. М., 2019.

24. Богданов А.П. Автограф «Прений с греками о вере» Арсения Суханова // Источниковедение отечественной истории. Сборник статей за 1989 г. М., 1989. С. 175–205.

25. Богданов А.П. Московская публицистика последней четверти XVII века. М., 2001. С. 361.

26. Богданов А.П. От летописания к исследованию. Русские историки последней четверти XVII века. М., 1995. С. 214–300.

27. Богданов А.П. Патриарх Никон и раскол Русской церкви. М., 2018.

28. Богданов А.П. Русские патриархи от Никона до Адриана. М., 2015. С. 5–160.

29. Богданов А.П. Сильвестр Медведев // Вопросы истории. 1988. № 2. С. 84–98;

30. Богданов А.П. Судьба профессора духовной академии // Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М., 1991. С. 493–517.

31. В Киевской духовной академии он с 1902 г. был действительным членом Церковно-исторического и археологического общества (Белокуров С.А. 1882–1907. С. 54, 57, 59).

32. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. I. Период первый, киевский или домонгольский. Первая половина тома. М., 1880. С. 8. «Вторая половина тома» была издана в 1881 г.

33. Голубцов С.А. Заслуженный профессор Московской духовной академии член-корреспондент Академии наук Николай Фёдорович Каптерев. Жизнь, деятельность и его научные труды (с их критикой) о эпохе патриарха Никона и царя Алексея Михайловича и на другие темы. Обзор и исследования по материалам архивов и публикаций. М., 2003.

34. Горский А.В., прот. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевы лавры. М., 1879. С. 130–131.

35. Горский А.В., прот. О сношениях Русской церкви с Святогорскими обителями // Прибавление к творениям святых отцев в русском переводе. Т. VI. М., 1848.

36. Гусев Д.В. Книга Н.Ф. Каптерева «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриарха Иосифа» и её критика современниками // Вестник Удмуртского университета. История и филология. Вып. 3. Ижевск, 2010. С. 99–105.

37. Дмитриевский А.А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах / Публ. А.Г. Кравецкого. М., 2004.

38. Дмитриевский А.А. Отзыв о сочинении М.М. Орлова «Литургия св. Василия Великого». СПб., 1909. СПб., 1912. С. 246–248.

39. Евгений (Болховитинов), митр. Новый опыт исторического словаря о российских писателях // Друг просвещения. 1805. Ч. 1. Март. С. 203–206.

40. Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовнаго чина грекороссийския Церкви. Ч. 1. СПб., 1818. С. 42–48.

41. Зиборов В.К. Арсений Грек // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 1. СПб., 1993. С. 105–108.

42. Иванов А.Е. Высшая школа России конца XIX – начала XX в. М., 1991.

43. Иванов А.Е. Учёное достоинство Российской империи. XVIII – начало XX века. Подготовка и научная аттестация профессоров и преподавателей высшей школы. М., 2016.

44. Историко-юридические акты переходной эпохи XVII–XVIII веков, собранные К.П. Победоносцевым / Приготовлены к печати и напечатаны под наблюдением С.А. Б–ва. Ему же принадлежит Предисловие к ним. М., 1887.

45. Каптерев Н.Ф. Оправдание на несправедливые обвинения // Православное обозрение. 1887. № 8–9.

46. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриарха Иосифа. М., 1887.

47. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1–2. Сергиев Посад, 1909–1912.

48. Каптерев Н.Ф. Следственное дело об Арсении Греке и ссылке его в Соловецкий монастырь // Чтения в Обществе любителей древней письменности. 1881. Июль. С. 70–96.

49. Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия. СПб., 1895.

50. Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством 1669–1707 гг. М., 1891.

51. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. М., 1885; Изд. 2. Сергиев Посад, 1914.

52. Корсунский И.Н. Отчёт о докторском диспуте, происходившем в Московской духовной академии 16 дек. 1880 г. // Чтения в Обществе любителей древней письменности. 1880. № 12. Отд. 2. С. 473–489.

53. Макарий (Булгаков), еп. История русского раскола. СПб., 1855. С. 153–154; Изд. 2. СПб., 1858. С. 152–154.

54. Макарий (Булгаков), митр. История Русской церкви. Т. 9. М., 1882. С. 148–158.

55. Материалы для истории приказного судопроизводства в России, собранные К.П. Победоносцевым. (Напечатаны под наблюдением С.А.Б.) // ЧОИДР. 1890. Кн. IV. С. 1–175.

56. Никанор (Бровкович), архиеп. Беседа о перстосложении для крестного знамения и благословления» архиепископа херсонского и одесского Никанора. СПб., 1890. С. 1–2.

57. Никифоровский И.Т. Несколько слов относительно взгляда Н. Каптерева на перстосложение древних киевлян, сербов и греков. СПб., 1891. С. 8.

58. Николаевский П.Ф. К исследованию об Арсении Суханове. Отзыв о сочинении, представленном на Макарьевскую премию: Арсений Суханов, ч. I. Биография Арсения Суханова. Исследование Сергея Белокурова. Москва, 1891 г. // Христианское чтение. 1895. № 11–12. С. 559–577.

59. Николаевский П.Ф. Отзыв о сочинении, представленном на Уваровскую премию: Арсений Суханов, ч. II. Сочинения Арсения Суханова. Выпуск первый. Москва, 1893 г. // Отчёт о 36-ом присуждении наград графа Уварова. Записки Императорской Академии наук. VIII серия. По историко-филологическому отделению. Т. I. № 2. СПб. 1895. С. 43–50.

60. Платонов А. Академик Е.Е. Голубинский – церковный историк и человек // Отечественные архивы 2003. С. 20–28.

61. Подробнее см.: Богданов А.П. Русские патриархи от Иова до Иосифа. М., 2015. С. 385–400.

62. Полунов А.Ю. Государство и религиозное инакомыслие в России (1880 – начало 1890-х годов) // Россия и реформы. Вып. 3. М., 1995. С. 126–141.

63. Полунов А.Ю. Национальное и религиозное в системе имперского управления: к вопросу о деятельности и политических взглядах К.П. Победоносцева // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. 34. Октябрь 2012.

64. Полунов А.Ю. Победоносцев: русский Торквемада. М., 2017.

65. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. М., 1996.

66. Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М., 2010.

67. Полунов А.Ю., Соловьёв И.В. Жизнь и труды академика Е.Е. Голубинского: С приложением «Воспоминаний». М., 1998.

68. Попов К.М. Список трудов академика Е.Е. Голубинского: 1859–1911. СПб., 1912.

69. Православное обозрение. 1874. № 5. С. 327–337.

70. Присёлков М.Д. Памяти Е.Е. Голубинского. СПб., 1912.

71. Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX в. Очерки из новейшей истории раскола. М., 1904.

72. Пыпин А.Н. Греки в Московском царстве // Вестник Европы. 1884. № 5. С. 258–320.

73. Пыпин А.Н. Исправление книг и начало раскола // Вестник Европы. 1894. № 9.

74. РГАДА, ф. 52 (Сношения России с Грецией), ф. 1182. См. также Собрание старопечатных книг Библиотеки Московской синодальной типографии, где хранится основная часть корректурных (или «кавычных») экземпляров книг, которые готовились к изданию редакторами Печатного двора в XVII в.

75. Свистун Р. Профессор Н.Ф. Каптерев. Жизнь и литургические вопросы в его трудах. МДА, 1982.

76. Сиромаха В.Г. Книжные справщики Печатного двора 2-й половины XVII века // Старообрядчество в России (XVII–XX вв.). М., 1999. С. 15–44.

77. Соловецкое сказание о пребывании Арсения Грека в ссылке в 1649–1651 гг. (ОР РНБ, Соловецкое собр., № 897/1007, л. 41–43 об.).

78. Субботин Н.И. О перстосложении для крестного знамения (по поводу книги г. Н.Ф. Каптерева). М., 1891.

79. Субботин Н.И. О перстосложении для крестного знамения (разбор статьи г. Каптерева) // Братское слово. 1887. № 18. С. 598–612;

80. Субботин Н.И. О причинах и последствиях первоначального отделения старообрядцев от православной Церкви. М., 1874.

81. Субботин Н.И. Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой Австрийской или Белокриницкой иерархии. М., 1874.

82. Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006.

83. Сухова Н.Ю. Значение Святейшего Синода в истории научно-богословской аттестации (1839–1917) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 38(176). История. Вып. 37. С. 101–109.

84. Сухова Н.Ю. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870–1918 гг.). М., 2006.

85. Сухова Н.Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX – начале XX в. М., 2009.

86. Таранец С.В. Старообрядчество в Российской империи (конец ХVІІ – начало ХХ века). Т. 1–2. Киев, 2012–2013.

87. Успенский Б.А. Крест и круг: из истории христианской символики. М., 2006. С. 192.

88. Фонкич Б.Л. Греческо-русские культурные связи в XV–XVII вв. (Греческие рукописи в России). М., 1977.

89. Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете (далее – ЧОИДР). 1891. Кн. 1–2.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх