Rec. ad op.: M.A. Kolerov. Arkheologiya russkogo politicheskogo idealizma: 1904–1927. Ocherki i dokumenty. Moscow, 2018

 
PIIS086956870005109-0-1
DOI10.31857/S086956870005109-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation:
Lomonosov Moscow State University
Immanuel Kant Baltic Federal University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 3
Pages185-186
Abstract

       

Keywords
Received13.05.2019
Publication date30.05.2019
Number of characters7869
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

В изданный М.А. Колеровым сборник вошли его статьи и документальные публикации – как новые, так и публиковавшиеся ранее, а теперь исправленные и значительно дополненные. Как и в ряде прежних работ1, в центре внимания исследователя находятся наиболее видные представители русского «социального идеализма» начала ХХ в. – П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и С.Л. Франк. Этой интеллектуальной квадриге Колеров придаёт особое значение. По его мнению, несмотря на политическое поражение, «их борьба и теперь сопровождает русскую мысль в её присягах и изменах национальному освобождению, либеральному индивидуализму, социализму (справедливости) и государству (культурно-исторической мощи). Впереди, в новой русской истории, – их очередное утверждение и опровержение» (с. 8; здесь и далее курсив автора).

1. Колеров М.А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902–1909. СПб., 1996; Колеров М.А. Индустрия идей. Русские общественно-политические и религиозно-философские сборники. 1887–1947. М., 2000; Колеров М.А. Сборник «Проблемы идеализма» (1902): история и контекст. М., 2002; Колеров М.А. От марксизма к идеализму и церкви (1897–1927). Исследования, материалы, указатели. М., 2017; Колеров М.А. Тоталитаризм: русская программа для западной доктрины. М., 2018; Колеров М.А. Изнутри: Письма Бердяева, Булгакова, Новгородцева и Франка к Струве. Переписка Франка и Струве (1898–1905/1921–1925). М., 2018.
2 Книга охватывает широкий исторический период, переломный для её героев. Молодёжь конца XIX в., по собственному ощущению, росла в атмосфере «безвременья» и постепенно нараставшей политизации. Разделение на «официальную» и «неофициальную Россию», отчётливо обозначившееся в 1881 г., являлось питательной средой для «гражданской скорби», а впоследствии и для целого каскада утопических доктрин. Политика, не дозволенная как вид практической деятельности, примешивалась к любым формам творчества. Властителями дум стали С.Я. Надсон и В.М. Гаршин, у которых социальный пафос явно доминировал над эстетикой. А.П. Чехов среди подобных кумиров был чем-то чужеродным. Однако Колеров показывает, как постепенно писателя признали «своим» в лагере «социального идеализма», где «общественная» проблематика была тесно увязана с представлениями о значимости личности (с. 14–31). В выявленном историком некрологе Бердяев писал о Чехове: «Тоска и томление по общественной правде и религиозному смыслу жизни, разлитые по всем художественным творениям Чехова, делают его продолжателем великих заветов русской литературы и создадут ему вечную память» (с. 34).
3 Социальный либерализм, покоившийся с 1902 г. на идеях сборника «Проблемы идеализма» (с. 248–249) и журнала «Освобождение», был ориентирован на создание широкой коалиции противников самодержавия. Отсюда и оправдание политического терроризма в статье П.Б. Струве о казни И.П. Каляева: с. 253–254), и поиск политического соглашения с рабочими (с. 278–287), и настоятельное указание Булгакова на необходимость созыва церковного Собора лишь после открытия Государственной думы в 1906 г. «Освобождающейся Церкви нужно будет, – утверждал он, – прежде всего расправить отекшие от вековых оков члены и восстановить правильное устройство Церкви и возвращение ей нормального для неё соборного строя. Далеко не всем известно, что принцип нормальной организации Церкви есть самая подлинная и последовательная демократия, основанная на выборности решительно всех членов как клира, так и церковной администрации… Церковный собор может быть созван не раньше и не одновременно с созывом народных представителей, но после него, т.е. после того, как они установят habeas corpus, как незыблемое право русских граждан. Ибо с правовой точки зрения церковная свобода есть один из элементов habeas corpus и не может существовать при всеобщем бесправии в полицейском государстве» (с. 256–257). Политизация коснулась даже религиозного искусства: фрески М.В. Нестерова в киевском Владимирском соборе, цветную репродукцию которых размещал Булгаков в газете «Народ» на Пасху 1906 г., трактовались в контексте грядущего освобождения страны от самодержавного деспотизма (с. 245–247).

Number of purchasers: 2, views: 1097

Readers community rating: votes 0

1. Kolerov M.A. Iznutri: Pis'ma Berdyaeva, Bulgakova, Novgorodtseva i Franka k Struve. Perepiska Franka i Struve (1898–1905/1921–1925). M., 2018.

2. Kolerov M.A. Industriya idej. Russkie obschestvenno-politicheskie i religiozno-filosofskie sborniki. 1887–1947. M., 2000.

3. Kolerov M.A. Ne mir, no mech. Russkaya religiozno-filosofskaya pechat' ot «Problem idealizma» do «Vekh». 1902–1909. SPb., 1996.

4. Kolerov M.A. Ot marksizma k idealizmu i tserkvi (1897–1927). Issledovaniya, materialy, ukazateli. M., 2017.

5. Kolerov M.A. Sbornik «Problemy idealizma» (1902): istoriya i kontekst. M., 2002.

6. Kolerov M.A. Totalitarizm: russkaya programma dlya zapadnoj doktriny. M., 2018.

Система Orphus

Loading...
Up