Рец. на: М.А. Колеров. Археология русского политического идеализма: 1904–1927. Очерки и документы. М.: Common Place, 2018. 352 с.

 
Код статьиS086956870005109-0-1
DOI10.31857/S086956870005109-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация:
МГУ им. М.В. Ломоносова
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 3
Страницы185-186
Аннотация

     

Ключевые слова
Получено13.05.2019
Дата публикации30.05.2019
Кол-во символов7869
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

В изданный М.А. Колеровым сборник вошли его статьи и документальные публикации – как новые, так и публиковавшиеся ранее, а теперь исправленные и значительно дополненные. Как и в ряде прежних работ1, в центре внимания исследователя находятся наиболее видные представители русского «социального идеализма» начала ХХ в. – П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и С.Л. Франк. Этой интеллектуальной квадриге Колеров придаёт особое значение. По его мнению, несмотря на политическое поражение, «их борьба и теперь сопровождает русскую мысль в её присягах и изменах национальному освобождению, либеральному индивидуализму, социализму (справедливости) и государству (культурно-исторической мощи). Впереди, в новой русской истории, – их очередное утверждение и опровержение» (с. 8; здесь и далее курсив автора).

1. Колеров М.А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902–1909. СПб., 1996; Колеров М.А. Индустрия идей. Русские общественно-политические и религиозно-философские сборники. 1887–1947. М., 2000; Колеров М.А. Сборник «Проблемы идеализма» (1902): история и контекст. М., 2002; Колеров М.А. От марксизма к идеализму и церкви (1897–1927). Исследования, материалы, указатели. М., 2017; Колеров М.А. Тоталитаризм: русская программа для западной доктрины. М., 2018; Колеров М.А. Изнутри: Письма Бердяева, Булгакова, Новгородцева и Франка к Струве. Переписка Франка и Струве (1898–1905/1921–1925). М., 2018.
2 Книга охватывает широкий исторический период, переломный для её героев. Молодёжь конца XIX в., по собственному ощущению, росла в атмосфере «безвременья» и постепенно нараставшей политизации. Разделение на «официальную» и «неофициальную Россию», отчётливо обозначившееся в 1881 г., являлось питательной средой для «гражданской скорби», а впоследствии и для целого каскада утопических доктрин. Политика, не дозволенная как вид практической деятельности, примешивалась к любым формам творчества. Властителями дум стали С.Я. Надсон и В.М. Гаршин, у которых социальный пафос явно доминировал над эстетикой. А.П. Чехов среди подобных кумиров был чем-то чужеродным. Однако Колеров показывает, как постепенно писателя признали «своим» в лагере «социального идеализма», где «общественная» проблематика была тесно увязана с представлениями о значимости личности (с. 14–31). В выявленном историком некрологе Бердяев писал о Чехове: «Тоска и томление по общественной правде и религиозному смыслу жизни, разлитые по всем художественным творениям Чехова, делают его продолжателем великих заветов русской литературы и создадут ему вечную память» (с. 34).
3 Социальный либерализм, покоившийся с 1902 г. на идеях сборника «Проблемы идеализма» (с. 248–249) и журнала «Освобождение», был ориентирован на создание широкой коалиции противников самодержавия. Отсюда и оправдание политического терроризма в статье П.Б. Струве о казни И.П. Каляева: с. 253–254), и поиск политического соглашения с рабочими (с. 278–287), и настоятельное указание Булгакова на необходимость созыва церковного Собора лишь после открытия Государственной думы в 1906 г. «Освобождающейся Церкви нужно будет, – утверждал он, – прежде всего расправить отекшие от вековых оков члены и восстановить правильное устройство Церкви и возвращение ей нормального для неё соборного строя. Далеко не всем известно, что принцип нормальной организации Церкви есть самая подлинная и последовательная демократия, основанная на выборности решительно всех членов как клира, так и церковной администрации… Церковный собор может быть созван не раньше и не одновременно с созывом народных представителей, но после него, т.е. после того, как они установят habeas corpus, как незыблемое право русских граждан. Ибо с правовой точки зрения церковная свобода есть один из элементов habeas corpus и не может существовать при всеобщем бесправии в полицейском государстве» (с. 256–257). Политизация коснулась даже религиозного искусства: фрески М.В. Нестерова в киевском Владимирском соборе, цветную репродукцию которых размещал Булгаков в газете «Народ» на Пасху 1906 г., трактовались в контексте грядущего освобождения страны от самодержавного деспотизма (с. 245–247).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1106

Оценка читателей: голосов 0

1. Колеров М.А. Изнутри: Письма Бердяева, Булгакова, Новгородцева и Франка к Струве. Переписка Франка и Струве (1898–1905/1921–1925). М., 2018.

2. Колеров М.А. Индустрия идей. Русские общественно-политические и религиозно-философские сборники. 1887–1947. М., 2000.

3. Колеров М.А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902–1909. СПб., 1996.

4. Колеров М.А. От марксизма к идеализму и церкви (1897–1927). Исследования, материалы, указатели. М., 2017.

5. Колеров М.А. Сборник «Проблемы идеализма» (1902): история и контекст. М., 2002.

6. Колеров М.А. Тоталитаризм: русская программа для западной доктрины. М., 2018.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх